Основные идеи разработки программы | Обеспечение системного подхода в
воспитательном процессе Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру. |
Цель программы | Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру. |
Задачи программы | 1. Развивать субъективность
личности каждого учащегося, навыки
самостоятельного и творческого труда через
организацию деятельности на уроках и во
внеурочное время. 2. Содействовать самовыражению индивидуальности младшего школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте. 3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся. 4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей. |
Условия достижения цели и задач программы. | Вступление в партнёрские отношения
участников воспитательного процесса:
дети-учителя. Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы. Участие социальных партнеров. Поддержка администрации школы и родительской общественности. |
Срок действия. | 2008 - 2009 уч.год - 2011 - 2012 уч.год |
Основные направления. | Духовно - нравственное воспитание
осуществляется через: изучение и становление детского коллектива обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений. использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры процесс общения и сотрудничества учителя и детей: это общение должно стать естественным качеством взаимоотношений. |
Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры. |
Механизм реализации | Первый этап -1 класс "Мы капельки".
Этап формирование коллектива (моделирование). Второй этап -2 класс "Мы - чистый ручеёк" этап развития внутриколлективных связей Третий этап - 3класс "Мы - река мудрости" (стабильное функционирование). Четвёртый этап - 4 класс "В океане друзей" (социализация, завершающий). |
Ожидаемые результаты | 1. Развитие духовно-нравственного
потенциала подрастающего поколения. Повышения
уровня самосознания, самодисциплины,
способность сделать правильный нравственный
выбор. 2. Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе. 3. Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков общения и толерантности. 4. Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры. |
Введение.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
(Л.С. Выготский)
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой "статус первоклассника" ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.
За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема - общение. Ведь поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.
Среди трёх аспектов школьной зрелости: интеллектуального, эмоционального и социального, последний аспект имеет чрезвычайно важное знание для решения проблемы общения. Под социальным аспектом понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков личности.
Роль учителя начальных классов в формировании культуры общения младших школьников, безусловно, велика: он закладывает фундамент общения, хорошего поведения ребёнка.
Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Наш принцип - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное для нас не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить. Вот тогда школа станет для детей школой радости.
Обоснование актуальности проблемы.
Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей.
Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Мы должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Концептуальные основы программы.
Понятие "нравственное воспитание" достаточно широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Овладение средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу");
2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю");
3) умение организовать общение ("Я умею").
В моральном сознании младших школьников преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителя внимания и специальной педагогической работы.
Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример, обсуждение жизненных ситуаций.
В начальной школе ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
2. Природообразность воспитания:
- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительное отношение между педагогом и детьми,
- терпимость к мнению детей,
- создание ситуации успеха.
4. Деятельностный подход к воспитанию:
- организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.
5. Дифференциация в воспитании:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
6. Принцип открытости:
- участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.
7. Средовой подход в воспитании:
- педагогически целесообразная организация среды в классе, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).
8. Непрерывность процесса воспитания:
- преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
9. Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
- добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
- поощрение достигнутого результата;
- признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:
- обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
- наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках учебного года;
- предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
- взаимоуважение всех участников рабочего коллектива.
11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).
В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия, разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы:
- Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Направление работы с детьми.
- "Моя школа - мои друзья" (досуг, общение, работа над детским самоуправлением).
- "Матушка - Русь! Я тобой горжусь" (гражданско-патриотическое воспитание).
- "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" (здоровый образ жизни).
- "Мама, папа, я - дружная семья" (работа с родителями).
- "Хочу всё знать" (учебная деятельность, познавательное воспитание).
- "Умел ошибиться, умей и поправиться" (профилактика правонарушений).
- "Природа дарит людям чудеса" (экологическое воспитание).
- "Время пришло делать добро" (нравственное воспитание).
- "Все профессии нужны - все профессии важны" (профориентация).
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Предмет изучения | Методы и приёмы изучения | Сроки проведения |
Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе. | Социометрическое тестирование Анкета "Оценка контактности учащихся". Педагогическое наблюдение. |
1 этап 1 этап |
Условия развития личности. | Беседы с родителями. Посещение семей
учащихся. Методика Овчаровой Р.В. "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Анкетирование. Педагогическое наблюдение. |
На всех этапах 3, 4 этап |
Интересы и увлечения учащихся. | Методика Байбородовой Л.В. "Цветик -
семицветик". Анкетирование "Мои увлечения". |
1,2 этап 3,4 этап |
Самочувствие в классе, с друзьями. Защищенность и комфортность ребенка в школьном сообществе. | Анкета "Оценка школьной мотивации". Педагогическое наблюдение. |
1 этап |
Самооценка личности ребенка. | Методика "Лесенка". Методика "Я и мои друзья". Педагогическое наблюдение. |
3 этап 4 этап |
Сформированность классного коллектива. | Методика "Какой у нас коллектив?"
(А.Н.Лутошкин) Социометрический тест. Педагогическое наблюдение. |
1, 2, 3, 4 этапы 1, 2, 3, 4 этапы |
Сформированность нравственного потенциала личности | Методика Б.П. Битинас, М.И. Шилова. "Пять
вопросов". Методика Тисленковой И.А.Диагностика воспитанности для детей 1-2 класса. Методика И.А. Тисленковой Диагностика отношения к выделенным качествам (3-4 кл) Методика С.М. Петровой "Пословицы" Методика М.И.Шиловой "Изучение воспитанности учащихся". Педагогическое наблюдение. |
1, 2 этап 1, 2 этап 3 этап 4 этап |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Методика М. И. Рожковой "Изучение социализированности личности учащегося". Педагогическое наблюдение. | 3 этап |
Проявление индивидуальности ("лица") ученика | Методика "Десять моих "Я" | 3, 4 этап |