Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме «А.Гайдар "Ёлка в тайге"» (УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) анализ сюжета

б) выборочное чтение

в) просмотровое чтение

г) чтение про себя

- Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.

- Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы.

Оборудование урока:

  1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 1 часть, 2 класс
  2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса
  3. Новогодние игрушки из "Мастерской Деда Мороза"
  4. Компьютерная презентация.
  5. Выставка книг А.П.Гайдара.

Содержание урока

1. Организационный момент.

- приветствие.

- эмоциональный настрой

Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? Почему? (Класс украшен, скоро праздник, ёлка в классе и др.)

А с хорошим настроением легче работать? Тогда начнём!

2. Проверка домашнего задания.

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я - главная (ёлка)

- Почему ёлка главная? (символ Нового года)

Чтение стихотворения наизусть С. Михалков В снегу стояла ёлочка" (анализ и оценивание учащимися)

3. Актуализация знаний.

- Какой раздел начинает стихотворение Михалкова "В снегу стояла ёлочка"?

А знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах? (ответы учащихся)

Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.

Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.

В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.

4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала

а) Знакомство с автором, названием произведения, жанром (анализ и прогнозирование содержания)

- О чём может идти речь в этом произведении? Рассмотрите иллюстрацию.

- Что вы знаете об авторе? ("Совесть", "Горячий камень", "Тимур и его команда", "Чук и Гек")

б) Сведения об авторе Настоящая фамилия - Голиков, а Гайдар - псевдоним, который настолько прижился, что стал фамилией для последующих поколений родственников. 1904-1941 (37 лет) В возрасте 14 лет мальчик отправляется на фронт, где поступает на курсы командиров и в скором времени уже командует ротой курсантов.

Общечеловеческие ценности - любовь, дружба, семейное счастье-вот, что было присуще его произведениям.

5. Первичное чтение

а) Словарная работа: тайга, папиросная бумага, радиоприёмник, не ахти какие, перевести дух, лупоглазые

(толковый словарь)

б) Выборочное чтение (с пометами)

- Какие игрушки смастерили мальчики? Из чего? (с.150 - 151)

1. старые журналы - цветные картинки

2. лоскуты и вата - зверьки и куклы

3. папиросная бумага - цветы

4. бумага от упаковки чая - шишки

5. воск - свечи

- Какие образные выражения автор употребляет, чтобы подчеркнуть важность и серьёзность подготовки к празднику? (игрушечная фабрика, свечной завод)

/ "Мастерская Деда Мороза"/

- Описание ёлки. Найдите образное выражение. (таёжная красавица) Докажите, что это была необыкновенная ёлка.

6. Анализ содержания (просмотровое чтение)

а) Характеристика героев рассказа:

Чук и Гек - весёлые, неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные (нарядить ёлку)сказочность имён

Сторож - хмурый, нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный

Отец - сильный, добродушный

Мать - добрая, заботливая, смелая, решительная, строгая

Физминутка

б) Работа в парах (на карточках) (чтение "про себя")

Расположи пункты плана в нужной последовательности.

- Встреча Нового года.

- Таёжная красавица-ёлка.

- Изготовление игрушек.

- Песня Гека.

- Поздравление с Новым годом.

- Звон Кремлёвских курантов.

в) Какое настроение вызывает рассказ? Почему? Докажите. (восклицательные предложения и многоцветье красок )

Радостное зелёная ёлка
Весёлое цветные картинки
Торжественноесеребряная бумага
Ожидание праздника жёлтые свечи
Восторг золотые кремлёвские часы
красная звезда
Ожидание праздника жёлтые свечи
Восторг золотые кремлёвские часы
красная звезда

7. Работа в тетради с.74, задание 4 (с пометами)

8. Домашнее задание на выбор

1. Чтение и подробный пересказ отрывка из текста с.150-153,

2. В рабочей тетради на стр.74,

3. Если вы хотите узнать, как попали Чук и Гек в тайгу, и какие еще события происходили в их жизни, то вы можете взять книгу А.П. Гайдара с этим рассказом в библиотеке и прочитать его полностью.

9. Итог

  • Когда автор описывает праздник, можно ли сказать, что все радуются? Почему?
  • Как вы встречаете Новый год? Вы любите встречать Новый год со своей семьёй?
  • Почему в конце рассказа автор говорит о счастье?
  • Счастливы ли дети в рассказе? Что такое счастье по-вашему?

Приложение.

10. Рефлексия

- Продолжите фразы: "Сегодня на уроке я узнала ...", "На уроке мне было ...".