Цели урока:
Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:
а) анализ сюжета
б) выборочное чтение
в) просмотровое чтение
г) чтение про себя
- Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
- Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы.
Оборудование урока:
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 1 часть, 2 класс
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса
- Новогодние игрушки из "Мастерской Деда Мороза"
- Компьютерная презентация.
- Выставка книг А.П.Гайдара.
Содержание урока
1. Организационный момент.
- приветствие.
- эмоциональный настрой
Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? Почему? (Класс украшен, скоро праздник, ёлка в классе и др.)
А с хорошим настроением легче работать? Тогда начнём!
2. Проверка домашнего задания.
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я - главная (ёлка)
- Почему ёлка главная? (символ Нового года)
Чтение стихотворения наизусть С. Михалков В снегу стояла ёлочка" (анализ и оценивание учащимися)
3. Актуализация знаний.
- Какой раздел начинает стихотворение Михалкова "В снегу стояла ёлочка"?
А знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах? (ответы учащихся)
Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.
В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.
Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.
В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.
4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала
а) Знакомство с автором, названием произведения, жанром (анализ и прогнозирование содержания)
- О чём может идти речь в этом произведении? Рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы знаете об авторе? ("Совесть", "Горячий камень", "Тимур и его команда", "Чук и Гек")
б) Сведения об авторе Настоящая фамилия - Голиков, а Гайдар - псевдоним, который настолько прижился, что стал фамилией для последующих поколений родственников. 1904-1941 (37 лет) В возрасте 14 лет мальчик отправляется на фронт, где поступает на курсы командиров и в скором времени уже командует ротой курсантов.
Общечеловеческие ценности - любовь, дружба, семейное счастье-вот, что было присуще его произведениям.
5. Первичное чтение
а) Словарная работа: тайга, папиросная бумага, радиоприёмник, не ахти какие, перевести дух, лупоглазые
(толковый словарь)
б) Выборочное чтение (с пометами)
- Какие игрушки смастерили мальчики? Из чего? (с.150 - 151)
1. старые журналы - цветные картинки
2. лоскуты и вата - зверьки и куклы
3. папиросная бумага - цветы
4. бумага от упаковки чая - шишки
5. воск - свечи
- Какие образные выражения автор употребляет, чтобы подчеркнуть важность и серьёзность подготовки к празднику? (игрушечная фабрика, свечной завод)
/ "Мастерская Деда Мороза"/
- Описание ёлки. Найдите образное выражение. (таёжная красавица) Докажите, что это была необыкновенная ёлка.
6. Анализ содержания (просмотровое чтение)
а) Характеристика героев рассказа:
Чук и Гек - весёлые, неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные (нарядить ёлку)сказочность имён
Сторож - хмурый, нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный
Отец - сильный, добродушный
Мать - добрая, заботливая, смелая, решительная, строгая
Физминутка
б) Работа в парах (на карточках) (чтение "про себя")
Расположи пункты плана в нужной последовательности.
- Встреча Нового года.
- Таёжная красавица-ёлка.
- Изготовление игрушек.
- Песня Гека.
- Поздравление с Новым годом.
- Звон Кремлёвских курантов.
в) Какое настроение вызывает рассказ? Почему? Докажите. (восклицательные предложения и многоцветье красок )
Радостное зелёная ёлка Весёлое цветные картинки Торжественноесеребряная бумага Ожидание праздника жёлтые свечи Восторг золотые кремлёвские часы красная звезда Ожидание праздника жёлтые свечи Восторг золотые кремлёвские часы красная звезда
7. Работа в тетради с.74, задание 4 (с пометами)
8. Домашнее задание на выбор
1. Чтение и подробный пересказ отрывка из текста с.150-153,
2. В рабочей тетради на стр.74,
3. Если вы хотите узнать, как попали Чук и Гек в тайгу, и какие еще события происходили в их жизни, то вы можете взять книгу А.П. Гайдара с этим рассказом в библиотеке и прочитать его полностью.
9. Итог
- Когда автор описывает праздник, можно ли сказать, что все радуются? Почему?
- Как вы встречаете Новый год? Вы любите встречать Новый год со своей семьёй?
- Почему в конце рассказа автор говорит о счастье?
- Счастливы ли дети в рассказе? Что такое счастье по-вашему?
10. Рефлексия
- Продолжите фразы: "Сегодня на уроке я узнала ...", "На уроке мне было ...".