Мероприятия проекта «Любимый наш язык» были проведены в Детской музыкальной школе №4 г. Саратова в 2010-2011 годах. Участие в подготовке мероприятий обогатило новыми знаниями, идеями и возможностями не только учащихся, но и преподавателей.
Мы лучше узнали друг друга. Обнаружили неожиданные способности и, чем сложнее были задачи, тем интереснее и неожиданней оказалось воплощение.
Креативность подхода к раскрытию тем, по мере возможностей, отражена в Презентации к проекту. Не просто сравнить взгляды композиторов разных эпох и различных дарований на один и тот же Пушкинский текст. Рассказать об особенностях стилей разных композиторов, объяснить оправданность различных музыкальных приёмов богатством поэзии Пушкина.
Неожиданно свежо, прозвучали классические репертуарные пьесы, в сопровождении басен Крылова. Дети, с удовольствием, разыгрывали сценки, готовили костюмы, а выставка рисунков и поделок удивила разнообразием и талантливостью.
К вечеру, посвящённому творчеству Ломоносова готовились, на удивление, тщательно. В школе нашлось много поклонников поэзии Ломоносова, как преподавателей, так и детей. А песни на стихи Ломоносова полюбила вся школа.
При обсуждении итогов, участники проекта пришли к неожиданному, для самих себя, решению: создать новый долгосрочный музыкально-поэтический проект. Познакомить детей и родителей с хорошими, но неизвестными стихами саратовских поэтов. Написать и исполнить романсы и песни на эти стихи. Подготовить творческие вечера силами преподавателей и учащихся школы.
Паспорт проекта
Актуальность проекта. Метод проектного обучения, основанный на развитии активности личности, повсеместно признан полезным и целесообразным. Однако в сфере музыкальной педагогики он используется недостаточно активно.
Представленный проект – одна из моделей совместного творчества учащихся и преподавателей, направленная на развитие не только музыкальных способностей учащихся, но и на улучшение взаимопонимания всех участников процесса обучения: детей, родителей и преподавателей.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009года, Президент России Д. А. Медведев, излагая принципы новой политической стратегии, отметил необходимость преодоления широко распространённых представлений о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто- то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Люди, формирующие личность, приобщающие новое поколение к ценностям отечественной и мировой культуры, обязаны беречь единое культурное пространство страны во всём его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России и при этом всемерно развивать и совершенствовать способы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны.
Президент России приветствовал открытие Всемирного Фестиваля Русского языка.
Об актуальности обращения к изучению Русского языка, во всех аспектах, говорит сам факт проведения Всемирного фестиваля русского языка | MAPRYAL
Фестиваль призван объединить и поддержать всех тех, кто увлечен изучением русского языка, литературы и культуры, кто его преподает и популяризирует. К участию во Всемирном фестивале приглашаются иностранные граждане, владеющие русским языком.
Европейский фестиваль русского языка, Праздники русской словесности в Китае, Великобритании, Италии, Польше подтверждают значимость поставленной задачи.
Впервые Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) при поддержке Фонда «Русский мир» и Министерства образования и науки Российской Федерации проводит в 2010 - 2011 году Всемирный фестиваль русского языка.
Пока мы не перестали понимать язык наших детей, надо включиться в это движение.
В нашем проекте будут использованы разнообразные, порой, оригинальные формы. Современные интерактивные средства позволяют не только знакомиться с материалами фестиваля в Интернете, но и выйти со своими темами на сайт Фестиваля, что активно приветствуется организаторами.
«Любимый наш язык» музыкально-творческий проект. Это совместная учебно-познавательная, творческая, исполнительская деятельность учащихся и преподавателей, организованная на основе лекторской практики. Цель, согласованные методы и способы её достижения, неизбежно, приведут к взаимопониманию и сплочённости коллектива.
Цель проекта − самореализация учащихся в процессе художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Воспитание любви к родному языку у детей и взрослых.
- Формирование музыкально-художественного вкуса учащихся в процессе знакомства с лучшими образцами народной и классической музыки, особенностями личности и творчества композиторов и писателей.
- Поощрение самостоятельности мышления и внимания к деталям.
Ожидаемые результаты
- Творческая активность учащихся ДМШ №4 г. Саратова (литературно-поэтические композиции, рисунки, музыкальные импровизации).
- Регулярная концертно-исполнительская деятельность учащихся, воспитывающая сценический опыт (умение концентрироваться, собираться в нужный момент, мобилизоваться в нестандартных ситуациях, проявлять находчивость, импровизировать, чувствовать аудиторию, совершенствовать исполнительское мастерство).
- Формирование личностных качеств, без которых невозможна групповая работа:
- доброжелательные отношения в коллективе;
- взаимопомощь в работе;
- обязательность и исполнительность;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, при главном условии проекта − использовании в общении литературного русского языка.
Описание проекта
Вид проекта по содержанию – творческий музыкально-художественный, это совместная работа различных отделов школы.
Вид проекта по характеру контактов между участниками – внутришкольный разновозрастный (это содружество, сотворчество педагогов и учащихся с 1 по 7 класс).
Готовятся три мероприятия, посвящённые поэтам− созидателям русского литературного языка. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Пушкин – каждый на своём историческом этапе, соединили язык народа с языком классической литературы.
Мероприятия приурочены к памятным датам: 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина, 250-летию со дня рождения И.А. Крылова и 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
1. Пушкинский вечер назван «Только одно стихотворение».
Преподаватель Житомирская М.Д. подготовила рассказ об истории создания стихотворения «Грузинская песня». В воспоминаниях современников сохранилось несколько версий истории создания стихотворения, но все они связаны с именами А.С. Грибоедова и М.В. Глинки. О встрече Пушкина, Грибоедова и Глинки, на которой А.С. Грибоедов, случайно наиграв на фортепиано народную грузинскую песню, заинтересовал ею Пушкина. Естественным на вечере будет знакомство с музыкой Грибоедова. Преподаватель Обшицер О.А. исполнит два вальса Грибоедова.
М. Глинка был первым композитором, написавшим романс на стихи Пушкина
«Грузинская песня» – «Не пой, красавица, при мне…». Музыка романса близка народному напеву, записанному Грибоедовым. Романс прозвучит в исполнении трио бывших выпускниц школы из видеоархива теоретического отдела.
В рассказе о романсах других композиторов, написанных на эти стихи, преподаватель Житомирская и её ученицы Ушакова Ира и Тёмкина Юля отметят, как по-разному композиторы слышат одни и те же слова.
Романс Гедике близок бытовому русскому романсу первой половины 19-го века и прекрасно звучит не только в сопровождении фортепиано, но и в цыганской манере, в сопровождении гитары.
Балакирев написал знойную восточную песню, полную фиоритур и прихотливых распевов.
Романс Римского-Корсакова – напряжённый трагический дуэт певицы и фортепиано, сложное камерное произведение.
Рахманиновский романс – идеально красивая, свободно льющаяся, меняющая настроения, по авторской воле, мелодия, сопровождаемая божественной партией фортепиано.
Романсы прозвучат в исполнении преподавателя Макаровой Т.В. в сопровождении ученицы преподавателя Житомирской Юдиной Тани и преподавателя Худошиной М.Ю. Преподаватель Житомирская подготовила переложения романсов для меццо- сопрано, так как вокалисток с высоким голосом в школе нет.
На вечере будут использованы аудио и видео фрагменты. Аппаратурой будет заниматься Прозорова О.Ю. с помощью Ушаковой Иры.
Цель мероприятия: воспитание любовного интереса к художественному слову и музыкальным образам, связанным с ним.
2. Классный час преподавателя Крашенинниковой Т.И. « Кто ты, дедушка Крылов?»
Будет проведён в СОШ посёлка Сторожовка, так как ученики этого большого фортепианного класса живут в этом посёлке.
Преподаватель готовит небольшой рассказ о творчестве И.А. Крылова и связывает образы басен автора с недостатками и пороками наших современников, приближая к детям слова двухсотлетней давности.
Дети учат знаменитые басни, разыгрывают их в лицах. Вместе с родителями, готовят костюмы, рисуют образы басен Крылова, делают оригинальные поделки.
Для музыкального сопровождения преподаватель выбрала классические пьесы из школьного репертуара. Прозвучат они в исполнении самой Т.И. Крашенинниковой.
Родители и дети подготовят сладкий стол. Дети будут играть, отгадывать загадки, танцевать.
Цель мероприятия – сделать произведения писателя 18-го, начала 19-го века близкими и современными. Организовать творческое общение детей и родителей класса. Способствовать раскрепощению детей.
3. Школьное мероприятие «Я знак бессмертия себе воздвигнул» посвящено литературному творчеству М.В. Ломоносова.
Ответственная за проведение преподаватель теоретического отдела О.Ю. Прозорова.
В подготовке мероприятия заняты преподаватели и учащиеся разных отделов.
Биографическую справку готовит Голубева Света. Она и учащиеся Дубровский Костя, Бирюкова Карина, Прозорова Вика, Аблова Олеся, Горелова Ксения прочтут стихи и оды Ломоносова.
Для знакомства с языком, с детства знакомым Ломоносову, ансамбль преподавателей и детей в составе: Худошиной М.Ю.,Прозоровой О.Ю., Магнусовой Н.В., Макаровой Т.В., Шафранович Юли, Казначеева Алина, Пивоварова Наталия и др. исполнит старинные духовные распевы на старославянском языке. Прозвучат псалмы №42 « Не имамы иныя помощи» и №54 «Молитву пролию ко Господу».
Старшая группа фольклорного ансамбля под управлением Скорняковой Ю.Н. исполнит «Скоморошину» 18-го века Архангельского края. Скорнякова Ю.Н. расскажет об особенностях этой музыки.
Видеорядом будут памятные места Ломоносова в России и за рубежом. Найдены образцы исполнения музыки роговым оркестром, столь любимым Ломоносовым.
Прозвучат образцы барочной музыки, знакомой Ломоносову.
Преподаватели Житомирская М.Д. и Худошина М.Ю., в целях эксперимента, написали по две песни на стихи Ломоносова «Кузнечик», «Мышь», «Муравей» и «Мухи». Исполнит цикл Т.В. Макарова в сопровождении М.Ю. Худошиной.
Техническую помощь будет осуществлять концертмейстер Дельдина Е.С.
Цель мероприятия – приблизить поэзию Ломоносова к слушателям, научить ценить красоту языка, подтолкнуть детей к изучению старинных форм и оборотов русского языка, в конечном случае к развитию творческих способностей.
Сроки реализации. Вид проекта по продолжительности - многоступенчатый долгосрочный с двухгодичным циклом.
Начало реализации проекта − январь 2010 года.
Оформление проекта – использование личных и школьных мультимедийных возможностей.
Идеи презентации проекта – объединение наиболее интересных фрагментов всех мероприятий в один мультимедийный видеоряд.
Перспективы реализации проекта – постепенное расширение круга заинтересованных участников для работы над новыми подобными и более сложными проектами.
Оценка результатов проекта − организация «Круглого стола» для участников и заинтересованных лиц.