Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по теме: «Простые разрезы: фронтальный, горизонтальный и профильный»;
- познакомить и научить правильному выполнению чертежей с применением соединений вида и разреза;
- развить пространственное представление и пространственное мышление;
- воспитать точность и аккуратность графических построений.
Задачи:
- Обучающая: повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
- Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи.
- Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.
Оборудование:
Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, модель для демонстрации способов разрезов.
Для учащихся: учебник «Черчение», авторы Ботвинников А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, карточки - задания.
Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.
План урока
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)
- Повторение пройденного материала (5 мин)
- Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)
- Изучение нового материала (20 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Закрепление пройденного материала - (10 мин)
- Итог урока.(3 мин)
- Домашнее задание.(3 мин)
Рекомендации к уроку
Использование информационных технологий на уроках черчения позволяет более подробно объяснять такие сложные темы, как «Сечения и разрезы» за то малое количество часов, которые отведены на изучение данной темы.
Наибольшее количество информации (90% и более) человек получает с помощью зрения и около 9% - с помощью слуха. Поэтому, на уроках , где главным понятием является изображение, презентация является отличным помощником для объяснения и восприятия урока.
Уроки-презентации способствуют усвоению учащимися материала по данной теме, дают наглядное представление о форме, конструкции предмета, помогают сделать урок более ярким, интересным, насыщенным.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания –
визуально.
3. Повторение пройденного материала –
ответить на вопросы, определить по представленным рисункам правильно выполненный рисунок детали.
Учитель: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Ответы учащихся.
(Слайды 3,)
Учитель: определите, пожалуйста, какой из трёх рисунков выполнен правильно?
Ответы учащихся.
(Слайды 4)
4. Сообщение темы, целей урока.
(Слайды 5, 6)
5. Изучение нового материала
Учитель: Тема урока сегодня является продолжением изучения темы «Разрезы». Рассмотрим и выясним, всегда ли надо применять полный разрез детали, чтобы показать её внутреннюю форму?
Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или только видом.
Чтобы иметь полное представление о форме детали, целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Границей между частью вида и частью разреза является сплошная волнистая тонкая линия, которая проводится от руки. Такой способ построения разреза применяется только в деталях, имеющих несимметричную форму.
(Слайды 7, 8, 9)
Для уменьшения количества изображений предмета на одном изображении, соединяют вид и соответствующий разрез детали.
Учитель: частным случаем соединения вида и разреза является соединение половины вида и половины разреза, которое применяется только в симметричных деталях.
Проанализируем форму детали и определим её симметричность. Рассмотрим деталь, имеющую вертикальную ось симметрии.
(Слайды 11, 12, 13, 14)
Учитель: Проанализируем форму детали – тела вращения. Ось симметрии расположена горизонтально (деталь цилиндрическая - втулка).
На чертеже изображены главный ид и вид слева, которые передают внешнюю форму детали. Внутренний контур детали изображён штриховой линией невидимого контура, что затрудняет чтение чертежа.
(Слайд 15)
Учитель: Чтобы показать внутренний контур детали , на чертеже используем разрез. Но этот чертёж не даёт представление о внешней форме детали.
(Слайд 16)
Учитель: Чтобы иметь полное представление о форме детали, целесообразно соединить половину вида и половину разреза. Границей между ними является штрихпунктирная тонкая линия – ось симметрии. Такой способ построения разреза применяется только в деталях, имеющих симметричную форму.
(Слайд 17)
Учитель: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА, НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
- ГРАНИЦЕЙ МЕЖДУ ВИДОМ И РАЗРЕЗОМ СЛУЖИТ ОСЬ СИММЕТРИИ, ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ
(Слайд18)
Учитель:
- РАЗРЕЗ НА ЧЕРТЕЖЕ ИЗОБРАЖАЮТ СПРАВА ОТ ОСИ СИММЕТРИИ , ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ СИММЕТРИИ
(Слайд 19)
Учитель:
- РАЗРЕЗ НА ЧЕРТЕЖЕ ИЗОБРАЖАЮТ СПРАВА ОТ ОСИ СИММЕТРИИ, ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ СИММЕТРИИ
(Слайд 20)
Учитель:
- НА ПОЛОВИНЕ ВИДА ШТРИХОВЫЕ ЛИНИИ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ КОНТУР ВНУТРЕННИХ ОЧЕРТАНИЙ, НЕ ПРОВОДЯТ
(Слайд 21)
Учитель:
- ПРИ СОЕДИНЕНИИИ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА РАЗМЕРЫ НАНОСЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии, проводят чуть дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.
(Слайд 22)
Учитель: запишите правила выполнения изображений, содержащих соединение половины вида и половины разреза, в тетрадь.
Учитель: рассмотрим примеры применения разрезов на предметах, которые относятся к телам вращения.
РАЗРЕЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОСИ ВРАЩЕНИЯ - ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ
ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕГО КОНТУРА ПРЕДМЕТА
(Слайд 23)
Учитель: РАЗРЕЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ
ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА ПРЕДМЕТА
(Слайд 24, 25, 26)
Учитель: Повторение изученного материала на уроке. Вопрос: В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИМЕНЯЮТ «СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА»?
Учащиеся: Ответ: ПРИМЕНЯЮТ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА.
(Слайд 27)
Учитель: Вопрос: КАК ИЗОБРАЖАЕТСЯ ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА, ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТАЛИ ВЕРТИКАЛЬНА?
Учащиеся: Ответ: ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТАЛИ ВЕРТИКАЛЬНА, ТО ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА ИЗОБРАЖАЕТСЯ СПРАВА, А ПОЛОВИНА ВИДА – СЛЕВА ОТ НЕЁ.
(Слайд 28)
Учитель:Вопрос: ГДЕ РАСПОЛАГАЕТСЯ ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА, ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНА?
Учащиеся:Ответ: ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНА, ТО ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА ИЗОБРАЖАЕТСЯ ПОД ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОСЬЮ СИММЕТРИИ, А ПОЛОВИНА ВИДА – НАД НЕЙ.
(Слайд 29, 30)
Учитель: Вопрос: КАК НАНОСЯТСЯ РАЗМЕРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭЛЕМЕНТУ, ВЫЧЕРЧЕННОМУ ТОЛЬКО ДО ОСИ?
Учащиеся: Ответ: РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭЛЕМЕНТУ ДЕТАЛИ, ВЫЧЕРЧЕННОМУ ТОЛЬКО ДО ОСИ СИММЕТРИИ, ПРОВОДЯТ ЧУТЬ ДАЛЬШЕ ОСИ И ОГРАНИЧИВАЮТ СТРЕЛКОЙ С ОДНОЙ СТОРОНЫ. РАЗМЕР УКАЗЫВАЮТ ПОЛНЫЙ
(Слайд 31, 32)
Учитель: демонстрация деревянной модели «Втулка». Чертёж детали «Втулка».
(Слайд 33)
6. Физкультминутка.
Учитель может рассказать короткую историю о чертёжных инструментах, при этом проделать ненавязчиво некоторые упражнения, рассматривая данный инструмент.
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель: мы познакомились с применением разрезов на чертежах деталей несимметричной и симметричной конструкции. Проверим себя на практической работе, как мы усвоили данный материал. Раздаёт карточки – задания: дочертить недостающие линии.
(Приложение 1)
8. Итог урока.
Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал. Окончательный результат проверки объявляется на следующем уроке.
Учитель: с поставленными целями и задачами мы справились.
9. Домашнее задание.
Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.
(Слайд 34)
Учитель: рассмотрим пример выполнения домашнего задания.
(Слайд 35)
Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.
Используемая литература.
- Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2000.
- Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2005.
- Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Просвещение, 2001.
- Преображенская Н.Г. Пособие для учителя «Сечения и разрезы на уроках черчения в школе», М. Просвещение, 1999.