Информационные технологии на уроках черчения. Урок-презентация по теме "Разрезы"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся по теме: «Простые разрезы: фронтальный, горизонтальный и профильный»;
  • познакомить и научить правильному выполнению чертежей с применением соединений вида и разреза;
  • развить пространственное представление и пространственное мышление;
  • воспитать точность и аккуратность графических построений.

Задачи:

  • Обучающая: повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
  • Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи.
  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, модель для демонстрации способов разрезов.

Для учащихся: учебник «Черчение», авторы Ботвинников А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, карточки - задания.

Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)
  3. Повторение пройденного материала (5 мин)
  4. Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)
  5. Изучение нового материала (20 мин)
  6. Физкультминутка (1 мин)
  7. Закрепление пройденного материала - (10 мин)
  8. Итог урока.(3 мин)
  9. Домашнее задание.(3 мин)

Рекомендации к уроку

Использование информационных технологий на уроках черчения позволяет более подробно объяснять такие сложные темы, как «Сечения и разрезы» за то малое количество часов, которые отведены на изучение данной темы.

Наибольшее количество информации (90% и более) человек получает с помощью зрения и около 9% - с помощью слуха. Поэтому, на уроках , где главным понятием является изображение, презентация является отличным помощником для объяснения и восприятия урока.

Уроки-презентации способствуют усвоению учащимися материала по данной теме, дают наглядное представление о форме, конструкции предмета, помогают сделать урок более ярким, интересным, насыщенным.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

визуально.

3. Повторение пройденного материала

ответить на вопросы, определить по представленным рисункам правильно выполненный рисунок детали.

Учитель: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Ответы учащихся.

(Слайды 3,)

Учитель: определите, пожалуйста, какой из трёх рисунков выполнен правильно?

Ответы учащихся.

(Слайды 4)

4. Сообщение темы, целей урока.

(Слайды 5, 6)

5. Изучение нового материала

Учитель: Тема урока сегодня является продолжением изучения темы «Разрезы». Рассмотрим и выясним, всегда ли надо применять полный разрез детали, чтобы показать её внутреннюю форму?

Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или только видом.

Чтобы иметь полное представление о форме детали, целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Границей между частью вида и частью разреза является сплошная волнистая тонкая линия, которая проводится от руки. Такой способ построения разреза применяется только в деталях, имеющих несимметричную форму.

(Слайды 7, 8, 9)

Для уменьшения количества изображений предмета на одном изображении, соединяют вид и соответствующий разрез детали.

Учитель: частным случаем соединения вида и разреза является соединение половины вида и половины разреза, которое применяется только в симметричных деталях.

Проанализируем форму детали и определим её симметричность. Рассмотрим деталь, имеющую вертикальную ось симметрии.

(Слайды 11, 12, 13, 14)

Учитель: Проанализируем форму детали – тела вращения. Ось симметрии расположена горизонтально (деталь цилиндрическая - втулка).

На чертеже изображены главный ид и вид слева, которые передают внешнюю форму детали. Внутренний контур детали изображён штриховой линией невидимого контура, что затрудняет чтение чертежа.

(Слайд 15)

Учитель: Чтобы показать внутренний контур детали , на чертеже используем разрез. Но этот чертёж не даёт представление о внешней форме детали.

(Слайд 16)

Учитель: Чтобы иметь полное представление о форме детали, целесообразно соединить половину вида и половину разреза. Границей между ними является штрихпунктирная тонкая линия – ось симметрии. Такой способ построения разреза применяется только в деталях, имеющих симметричную форму.

(Слайд 17)

Учитель: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА, НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

  • ГРАНИЦЕЙ МЕЖДУ ВИДОМ И РАЗРЕЗОМ СЛУЖИТ ОСЬ СИММЕТРИИ, ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ

(Слайд18)

Учитель:

  • РАЗРЕЗ НА ЧЕРТЕЖЕ ИЗОБРАЖАЮТ СПРАВА ОТ ОСИ СИММЕТРИИ , ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ СИММЕТРИИ

(Слайд 19)

Учитель:

  • РАЗРЕЗ НА ЧЕРТЕЖЕ ИЗОБРАЖАЮТ СПРАВА ОТ ОСИ СИММЕТРИИ, ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ СИММЕТРИИ

(Слайд 20)

Учитель:

  • НА ПОЛОВИНЕ ВИДА ШТРИХОВЫЕ ЛИНИИ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ КОНТУР ВНУТРЕННИХ ОЧЕРТАНИЙ, НЕ ПРОВОДЯТ

(Слайд 21)

Учитель:

  • ПРИ СОЕДИНЕНИИИ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА РАЗМЕРЫ НАНОСЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

Размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии, проводят чуть дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.

(Слайд 22)

Учитель: запишите правила выполнения изображений, содержащих соединение половины вида и половины разреза, в тетрадь.

Учитель: рассмотрим примеры применения разрезов на предметах, которые относятся к телам вращения.

РАЗРЕЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОСИ ВРАЩЕНИЯ - ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ

ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕГО КОНТУРА ПРЕДМЕТА

(Слайд 23)

Учитель: РАЗРЕЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА ПРЕДМЕТА

(Слайд 24, 25, 26)

Учитель: Повторение изученного материала на уроке. Вопрос: В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИМЕНЯЮТ «СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА»?

Учащиеся: Ответ: ПРИМЕНЯЮТ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДЕТАЛЬ СИММЕТРИЧНА.

(Слайд 27)

Учитель: Вопрос: КАК ИЗОБРАЖАЕТСЯ ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА, ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТАЛИ ВЕРТИКАЛЬНА?

Учащиеся: Ответ: ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТАЛИ ВЕРТИКАЛЬНА, ТО ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА ИЗОБРАЖАЕТСЯ СПРАВА, А ПОЛОВИНА ВИДА – СЛЕВА ОТ НЕЁ.

(Слайд 28)

Учитель:Вопрос: ГДЕ РАСПОЛАГАЕТСЯ ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА, ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНА?

Учащиеся:Ответ: ЕСЛИ ОСЬ СИММЕТРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНА, ТО ПОЛОВИНА РАЗРЕЗА ИЗОБРАЖАЕТСЯ ПОД ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОСЬЮ СИММЕТРИИ, А ПОЛОВИНА ВИДА – НАД НЕЙ.

(Слайд 29, 30)

Учитель: Вопрос: КАК НАНОСЯТСЯ РАЗМЕРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭЛЕМЕНТУ, ВЫЧЕРЧЕННОМУ ТОЛЬКО ДО ОСИ?

Учащиеся: Ответ: РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭЛЕМЕНТУ ДЕТАЛИ, ВЫЧЕРЧЕННОМУ ТОЛЬКО ДО ОСИ СИММЕТРИИ, ПРОВОДЯТ ЧУТЬ ДАЛЬШЕ ОСИ И ОГРАНИЧИВАЮТ СТРЕЛКОЙ С ОДНОЙ СТОРОНЫ. РАЗМЕР УКАЗЫВАЮТ ПОЛНЫЙ

(Слайд 31, 32)

Учитель: демонстрация деревянной модели «Втулка». Чертёж детали «Втулка».

(Слайд 33)

6. Физкультминутка.

Учитель может рассказать короткую историю о чертёжных инструментах, при этом проделать ненавязчиво некоторые упражнения, рассматривая данный инструмент.

7. Закрепление пройденного материала.

Учитель: мы познакомились с применением разрезов на чертежах деталей несимметричной и симметричной конструкции. Проверим себя на практической работе, как мы усвоили данный материал. Раздаёт карточки – задания: дочертить недостающие линии.

(Приложение 1)

8. Итог урока.

Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал. Окончательный результат проверки объявляется на следующем уроке.

Учитель: с поставленными целями и задачами мы справились.

9. Домашнее задание.

Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.

(Слайд 34)

Учитель: рассмотрим пример выполнения домашнего задания.

(Слайд 35)

Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.

Используемая литература.

  1. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2000.
  2. Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2005.
  3. Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Просвещение, 2001.
  4. Преображенская Н.Г. Пособие для учителя «Сечения и разрезы на уроках черчения в школе», М. Просвещение, 1999.