Озера России. Происхождение озерных котловин. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Оборудование: географическая карта России, атлас России, открытки, фотографии, репродукции картин, картосхемы, учебник.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение. Проверка творческого задания.

Карточка. На берегу каких рек расположены города.

г.Москва – р.Москва г.Салехард – р.Обь
г.Архангельск – р.Северная Двина г.Сургут – р.Обь
г.Нарьян-Мар – р.Печора г.Омск – р.Иртыш
г.Казань – р.Волга г.Дудинка – р.Енисей
г.Воронеж – р.Дон г.Братск – р.Ангара
г.Ростов-на-Дону – р.Дон г.Хатанга – р.Хатанга
г.Саратов – р.Волга г.Улан-Удэ – р.Селенга
г.Курган – р.Тобол г.Якутск – р.Лена
г.Пермь – р.Кама г.Анадырь – р.Анадырь
г.Вилюйск – р.Вилюй г.Благовещенск – р.Амур

3. Изучение нового материала.

– Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня на уроку мы познакомимся с другим видами внутренних вод – это озера.

Задание 1. По тексту в учебнике и географическим словарям найдите определение, что называют озером.

  1. Количество озер на территории России.
  2. Самое большое по площади озеро России.
  3. Самое глубокое озеро.
  4. Назовите причины размещения озер по территории России.
  5. Назовите отличия озер от рек.

Озеро – это природный водоем с замедленным водообменном, не имеющий связи с морем.

Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой.

Задание 2. Работа по карточкам (на каждой парте лежит карточка с заданиями, по которым осуществляется групповая и самостоятельная работа учащихся).

КАРТОЧКА №1

(какое из определений является озером)

  1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
  2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
  3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

(1.болото 2.озеро 3.река)

Номенклатура. Работа с физической картой. Покажите озера России.

Ладожское, Онежское, Чудское, Каспийское, Таймыр, Байкал, Ханка, Кроноцкое, Красное, Эльгыгытгын.

КАРТОЧКА №2

(Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику, атласу определите типы озерных котловин, объясните их происхождение)

  1. Тектонические – Байкал
  2. Вулканические – озера Камчатки, Кроноцкое
  3. Ледниковые – Ладожское, Онежское, Таймыр
  4. Остаточные – Каспийское
  5. Запрудные – в горах
  6. Карстовые – в Сибири, на Урале
  7. Озера-старицы – на равнинах

КАРТОЧКА №3

(В карточке дано описание и причина образования озерных котловин, найдите соответствующее определение озерной котловине на карточке №2)

А. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению.Б. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками. В. Образовались при меандрировании рек. Г. Они располагаются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами. Д. Это самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры. Е. Образовались в кратерах вулканов. Ж. Озера, образованные из остатков древних морей. (а – ледниковые; б – запрудные; в – озера-старицы; г – карстовые; д – тектонические; е – вулканические; ж – остаточные)

КАРТОЧКА №4

(Форма озерной котловины зависит от происхождения ее происхождения, покажите озера соответствующие данным котловинам)

  1. Тектоническое
  2. Остаточное
  3. Ледниковое
  4. Вулканическое
  5. Запрудное

Озерные котловины заполнены водой. По приходу и расходу воды озера делятся на группы:

  • Проточные (Байкал)
  • Бессточные (Ханка)
  • Глухие (Кроноцкое)

КАРТОЧКА №5

(По схеме определите к какому типу относятся по расходу и приходу воды они относятся)

По наличию соли в воде, озера делятся на:

  • Пресные – 1 % соли (Байкал)
  • Соленые – 47 % соли (Каспийское)
  • Минеральные – 47 % (Эльтон, Чаны, Баскунчак)

КАРТОЧКА №6

(Решите задачу и ответьте на вопросы)

В купе вагона поезда, идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой, второй в командировку. Выяснилось, что оба они любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот который ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен. Ведь у него дома, на Северо-Западе России, в небольших озерах рыбы видимо-невидимо.
  1. В каких районах Росси живет каждый из них?
  2. Почему в озерах разное количество рыбы?
  3. Какими причинами вызвано образование озер в каждом случае?

ОТВЕТ:

  1. Первый пассажир ехал на юг Западной Сибири. Второй на Северо-Запад России.
  2. Соленые и пресные озера.
  3. Соленые озера из-за подземных вод, пресные имеют ледниковое происхождение.

КАРТОЧКА № 8

(По схемам и краткому описанию назовите озера России)

Озеро 1. Это озеро-море. Оно заполнено соленой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)

Озеро 2. Это озеро – крупный пресноводный водоем в Европе. В него впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история “В годы Великой отечественной войны по его льду проходила “Дорога жизни” – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилось здесь природа в первозданном виде. “Золотое озеро” – такое название дали ему за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое)

Озеро 4. Еще при Петре 1 проложили русские люди “государеву дорогу” от “Студеного” моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы. (Онежское)

Озеро 5. Это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Озеро ледниковое. (Чудское)

Озеро 6. Озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледниковое. Здесь много птиц, рыбы. (Таймыр)

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет. (Байкал)

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро России. По нему проходит государственная граница с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепашки, цвету лотосы. (Ханка)

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф № 13
  2. Нанести на картосхему озера России.
  3. Подобрать фотографии – озера.