Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: изучение и первичное усвоение материала.

Форма проведения: урок с элементами исследовательской работы.

Цели урока.

  • Обучающая: вывести правило сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками в процессе небольшой исследовательской работы; учить выдвигать гипотезы и делать выводы.
  • Развивающая: прививать навыки проведения исследований, развивать логическое мышление и математическую речь учащихся, сознательное восприятие материала.
  • Воспитательная: воспитывать познавательную активность учащихся, наблюдательность, расширять их кругозор, формировать навыки самоконтроля.

Оборудование.

  • Индивидуальные модели координатных прямых.
  • Мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал: алгоритм сложения чисел, задания для первичного контроля, для поисковой части домашнего задания.

Структура урока.

  1. Этапы урока.
  2. Цели.
  3. Результативность.
  4. Содержание.

1. Организационный.

Цель: обеспечить психологическую подготовку учащихся.

Вступительное слово учителя момент к уроку.

Результат: полная готовность класса и оборудования.

2. Актуализация.

Цель: подготовить учащихся к активному и сознательному опорных знаний восприятию учебного материала.

Результат: обеспечение мотивации и принятие учениками.

Цели учебно-познавательной деятельности.

3. Изучение нового.

Цель: учить исследовательской работе, умению сравнивать.

Сформулировать материала делать выводы, обобщения алгоритмы сложения чисел.

Результат: формирование общеучебных компетенций.

4. Первичная проверка.

Цель: выявление неверных представлений и их коррекция. 

Привести собственные примеры понимания

Результат: ликвидация типичных ошибок.

5. Физкультминутка.

Цель: помочь формированию навыков здоровьесбережения.

Результат: самосовершенствование.

6. Закрепление.

Цель: закрепить полученные знания при решении примеров № 259(в,г), 268(а,б) нового материала.

Результат: формирование ключевых компетенций.

7. Первичный.

Цель: учить работать самосмоятельно контроль.

Результат: самоконтроль, расширение кругозора.

8. Подведение итогов.

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности.

9. Домашнее задание.

Дальнейшее самостоятельное закрепление полученных знаний.

Выучить правило № 268(в, г), 277, расширение кругозора поиск ответов для ленты времени.

Ход урока

1. Сегодня на уроке вам предстоит сделать немало открытий. Мы постараемся совместными усилиями сформулировать алгоритм ваших действий при сложении различных чисел, вы будете учиться пользоваться этим алгоритмом, узнаете (или повторите) сведения из истории развития науки, расширите свой кругозор.

2. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, повторим то, что изучали на предыдущих уроках.

3. Прочитайте выражение и определите модуль каждого числа. Какое из чисел имеет больший модуль, меньший модуль?

¦2¦, ¦-3¦, ¦0¦, ¦-9,3¦,   ¦

4. Как по рисунку могут быть вычислены координаты точек В и С? Что произойдёт с числом а , если к нему прибавить положительное число, отрицательное число?

Рис 1.

5. Объясните смысл выражения 3 + 5 – 8 как движение вдоль координатной прямой. Вычислите с помощью координатной прямой а) 5 – 6, б) – 3 – 1. Удобен ли этот способ сложения при действиях с дробями? А если даны числа с большими модулями, которые не помещаются на ваших моделях? Как поступать в таких случаях?

(Ученики понимают, что нужно знать правило выполнения действия сложения с любыми числами).

6. Чтобы понять, как поступать в дальнейшем, предлагается провести небольшое исследование.

7. Выполните по своим моделям сложение чисел с помощью координатной прямой.

а) 6 + 8 б) - 6 - 8 в) - 6 + 8 г) 6 - 8

3 + 9 - 3 – 9 - 3 + 9 3 - 5

4 + 11 - 4 – 11 - 4 + 11 4 – 11

8. Обратите внимание на то, какой знак имеет результат в каждой группе примеров, какое действие выполняется с модулями чисел. Попробуйте обобщить ваши рассуждения и составить алгоритм решения таких примеров.

Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо:

- поставить тот же знак, что и у слагаемых,

- модули чисел сложить

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

- поставить знак слагаемого с большим модулем,

- из большего модуля вычесть меньший

9. Придумайте свой устный пример на каждое правило и предложите решить его соседу по парте.

10. Физкультминутка для глаз:

Глубоко вдохнув, зажмурить глаза и как можно дольше задержать дыхание. Повторить 3 раза.

Нарисовать глазами цифры от 1 до 3 и обратно.

11. Решение примеров с комментированием № 259 (в, г), 268 (а, б)

12. Выполнить задание.

13. Подвести итоги выполнения самостоятельной работы с самооценкой учащихся. Выставить оценки за решение примеров с комментированием и самостоятельную работу (выборочно).

14. Комментирование домашнего задания:

15. Всем выучить алгоритм.

16. Решить примеры и задачу № 268(в, г), 277.

17. Необязательное задание (будет послано по электронному дневнику, а тем, у кого нет интернета – выданы карточки).

Карточка с дополнительным (необязательным) заданием

№1. Отметьте стрелками на ленте времени годы, когда произошли события:

а) Андерс Цельсий в 1742 г. Изобрёл_____________________________________

б) 1147 год является годом основания города______________________________

в) Рене Декарт в 1637 году опубликовал свой научный труд, в котором рассказал о_______________

г) А.С. Пушкин родился в_____________ г.

№2. Отметьте стрелками годы рождения Пифагора, Евклида и Архимеда. Узнайте, кто из этих мыслителей прожил более долгую жизнь, вычитая из даты смерти дату рождения:

Пифагор__________ Евклид__________ Архимед__________ Ответ:_____________

№3. Заполните пропуски в тексте: Эратосфен родился в ______ веке до н.э. Он прожил ______ года. Его современником был________________________________________

Список литературы

  1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина 2007.
  2. Е.Ю. Беленкова, Е.А. Лебединцева Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся, М.: Интеллект-Центр 2004.

Приложения 1 и 2 находятся у автора