Внеклассное мероприятие: самый умный.
Цель:
- способствовать развитию логического мышления, интуиции, эрудиции школьников;
- содействовать развитию навыков работы с дополнительной литературой;
- развивать коммуникативные умения;
- воспитывать устойчивый интерес к математике, культуру математического мышления.
Оборудование:
- карточки с номерами ответов;
- мультимедийный проктор;
- грамоты и призы победителям;
- музыкальное сопровождение;
- плакат с названием игры.
Ход мероприятия
В игре принимают участие 12 учащиеся 5-6-х классов. В кабинете математики вывешивается объявление о проведении игры. Среди всех желающих проводится отборочный тур, которым предлагаются задачи занимательного характера.
Игра проходит в три тура. Первый и второй тур можно провести в один день, а финал провести через неделю. За это время участники финала смогут подготовиться по своей теме. А можно провести всю игру в один день, тогда все 12 участников готовят специальную тему для игры в финале.
1. Первый тур. (Звучит музыка).
Ведущий приглашает участников игры занять свои места и представиться (рассказать о себе, о своих увлечениях).
– Начинаем первый тур (отборочный)
Условия:
Надо ответить на 20 вопросов, выбрав один из четырех предложенных вариантов. Во второй тур выходит 6 человек.
Вопросы первого тура
(основные вопросы 1-18, 19 и 20 дополнительные). Слайды 3 – 22.- Числа, используемые при счете:
- Часть прямой, ограниченная двумя точками
- Число, от которого отнимают, называется…
- Назовите произведение чисел 25 и 4:
- Сколько прямых можно провести через одну точку?
- Кто в году четыре раза переодевается?
- Сторона квадрата 5 см. Чему равен его периметр?
- Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки:
- 1000 м – это…
- Угол, градусная мера которого равна 150?…
- Корень уравнения х + 36 = 54:
- Математический знак, используемый для записи чисел:
- Локоть – старинная русская мера…
- Русский математик:
- Автор учебника “Математика” 5, 6-й класс, по которому вы учитесь:
- Назовите частное чисел 125 и 5:
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
- Число, которое делится на 2, называется …
- Геометрия – это раздел математики, изучаемый свойства…
- Группа цифр в записи числа.
Подводятся итоги первого тура. Во второй тур выходят 6 человек.
2. Начинаем второй тур.
Условия: 6 участников выбирают два раза одну из 12 категорий вопросов.
Отвечают на вопросы в течение одной минуты. Слайд 23.
Трое игроков, набравшие большее количество баллов, выходят в финал.
Категории: уравнения, задача, пословицы, загадки, из истории, песни, понятия, число и счет, геометрия, формулы, величины и секрет.
Дешифровщик (определить порядок выбора категорий вопросов) Слайд 24.
Это есть у растения и у уравнения (корень).
2) б к ж | 2) а о у | 3) р ч д | 4) и э е | 5) н г в |
6) п ю ь | 7) ж л ы | 8) з х в |
Вопросы (примерные) по категориям прилагаются. Слайд 25-39.
3. Третий тур. Финал
Слайд 40-45.В финал вышли Шабанова Полина, Владимиров Александр, Моренкова Евгения.
Специальные темы финалистов:
- “Как люди научились считать” – тема Саши Владимирова.
- “Карл Гаусс” – тема Шабановой Полины.
- “Наука о числах” – тема Жени Моренковой.
Условия 3 тура:
- Цена ответа на вопрос по своей специальной теме – 2 балла.
- Цена ответа на вопрос по специальной теме соперника – 3 балла.
- Цена ответа на вопрос по общим знаниям – 1 балл.
- Надо ответить на 6 вопросов (можно больше).
Перед началом финала определяется порядок выбора номера ячеек с помощью дешифровщика. Первый игрок открывает ячейки красного цвета, второй – синего, третий – желтого, белые ячейки – общие знания.
Дешифровщик “Найди пару”
Натуральные | Фигуры |
Обыкновенные | Выражения |
Буквенные | Числа |
Равные | Дроби |
Открывается табло с номерами ячеек (на 30 секунд). Игроки стараются запомнить номера своих ячеек.
Примерные вопросы к темам финалистов.
- “Как люди научились считать” (тема Саши Владимирова)
- Куски дерева, на которых зарубками отмечали сумму долга или подати, назывались… (бирка).
- Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и А как называлось число, которое шло после двух? (много)
- Какое число было самым почитаемым на Древнем Востоке? (7)
- Самая первая вычислительная машина, которую называли живой счетной машиной. Что это? (пальцы рук и ног человека)
- К какой системе счисления относится измерение времени. (шестидесятиричной)
- Какая система счисления используется в настоящее время? (десятиричная).
- “Карл Гаусс” (тема Шабановой Полины)
- Полное имя Гаусса. (Карл Фридрих Гаусс)
- Какой народ гордится великим математиком? (немецкий)
- Какая книга Гаусса стала настольной для математиков 19 века? (Арифметические исследования).
- Какой наукой еще занимался Карл Гаусс? (астрономией)
- Какой пост занимал великий математик до конца своей жизни? (директор Геттингенской обсерватории)
- Первое открытие Гаусс сделал в 7 лет. Какое? (за 1 мин. нашел сумму первых 100 чисел).
- Как называли Гаусса в 19 веке за его гениальность? (королем математики).
- “Наука о числах” (тема Жени Моренковой)
- Числа правят миром! Кто это сказал? (Пифагор)
- Какие числа называются четными? (кратные 2)
- Каким числом Пифагор и его ученики изображали справедливость? (Числом 4. оно является первым произведением двух равных множителей 4=2*2).
- Как называются цифры, которыми мы пользуемся на уроке математика? (арабские)
- Пифагор и вавилоняне одни числа называли женскими, а другие мужскими. Какие из чисел женские, а какие – мужские? (четные и нечетные)
- Какое число чаще других встречается в сказках? (3)
- Каким числом обозначают дюжину? (12)
- Какое число означает запись ХС и к какой нумерации оно относится? (90 – римская
- Общие знания
- Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
- Число, от которого отнимают, называется… (уменьшаемое)
- Сколько прямых можно провести через одну точку? (много)
- Сторона квадрата 5 см. Чему равен его периметр? (20)
- Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки (угол)
- Математический знак, используемый для записи чисел (цифра).
4. Подведение итогов игры. Награждение.
Литература
- Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 20-е изд. – М.: Мнемозима, 2010. – 280с.: ил.
- Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 20-е изд. – М.: Мнемозима, 2010. – 280с.: ил.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я., За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов сред.шк.– М.: Просвещение, 1989.-287с.:
- М.Ю.Шуба, Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя.– 2-е издание.– М.: Просвещение, 1995.