Игра "Самый умный". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Внеклассное мероприятие: самый умный.

Цель:

  • способствовать развитию логического мышления, интуиции, эрудиции школьников;
  • содействовать развитию навыков работы с дополнительной литературой;
  • развивать коммуникативные умения;
  • воспитывать устойчивый интерес к математике, культуру математического мышления.

Оборудование:

  • карточки с номерами ответов;
  • мультимедийный проктор;
  • грамоты и призы победителям;
  • музыкальное сопровождение;
  • плакат с названием игры.

Ход мероприятия

В игре принимают участие 12 учащиеся 5-6-х классов. В кабинете математики вывешивается объявление о проведении игры. Среди всех желающих проводится отборочный тур, которым предлагаются задачи занимательного характера.

Игра проходит в три тура. Первый и второй тур можно провести в один день, а финал провести через неделю. За это время участники финала смогут подготовиться по своей теме. А можно провести всю игру в один день, тогда все 12 участников готовят специальную тему для игры в финале.

1. Первый тур. (Звучит музыка).

Ведущий приглашает участников игры занять свои места и представиться (рассказать о себе, о своих увлечениях).

– Начинаем первый тур (отборочный)

Условия:

Надо ответить на 20 вопросов, выбрав один из четырех предложенных вариантов. Во второй тур выходит 6 человек.

Вопросы первого тура (основные вопросы 1-18, 19 и 20 дополнительные). Слайды 3 – 22.

  1. Числа, используемые при счете:
  2. Часть прямой, ограниченная двумя точками
  3. Число, от которого отнимают, называется…
  4. Назовите произведение чисел 25 и 4:
  5. Сколько прямых можно провести через одну точку?
  6. Кто в году четыре раза переодевается?
  7. Сторона квадрата 5 см. Чему равен его периметр?
  8. Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки:
  9. 1000 м – это…
  10. Угол, градусная мера которого равна 150?…
  11. Корень уравнения х + 36 = 54:
  12. Математический знак, используемый для записи чисел:
  13. Локоть – старинная русская мера…
  14. Русский математик:
  15. Автор учебника “Математика” 5, 6-й класс, по которому вы учитесь:
  16. Назовите частное чисел 125 и 5:
  17. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  18. Число, которое делится на 2, называется …
  19. Геометрия – это раздел математики, изучаемый свойства…
  20. Группа цифр в записи числа.

Подводятся итоги первого тура. Во второй тур выходят 6 человек.

2. Начинаем второй тур.

Условия: 6 участников выбирают два раза одну из 12 категорий вопросов.

Отвечают на вопросы в течение одной минуты. Слайд 23.

Трое игроков, набравшие большее количество баллов, выходят в финал.

Категории: уравнения, задача, пословицы, загадки, из истории, песни, понятия, число и счет, геометрия, формулы, величины и секрет.

Дешифровщик (определить порядок выбора категорий вопросов) Слайд 24.

Это есть у растения и у уравнения (корень).

2) б к ж 2) а о у 3) р ч д 4) и э е 5) н г в
6) п ю ь 7) ж л ы 8) з х в    

Вопросы (примерные) по категориям прилагаются. Слайд 25-39.

3. Третий тур. Финал Слайд 40-45.

В финал вышли Шабанова Полина, Владимиров Александр, Моренкова Евгения.

Специальные темы финалистов:

  • “Как люди научились считать” – тема Саши Владимирова.
  • “Карл Гаусс” – тема Шабановой Полины.
  • “Наука о числах” – тема Жени Моренковой.

Условия 3 тура:

  • Цена ответа на вопрос по своей специальной теме – 2 балла.
  • Цена ответа на вопрос по специальной теме соперника – 3 балла.
  • Цена ответа на вопрос по общим знаниям – 1 балл.
  • Надо ответить на 6 вопросов (можно больше).

Перед началом финала определяется порядок выбора номера ячеек с помощью дешифровщика. Первый игрок открывает ячейки красного цвета, второй – синего, третий – желтого, белые ячейки – общие знания.

Дешифровщик “Найди пару”

Натуральные Фигуры
Обыкновенные Выражения
Буквенные Числа
Равные Дроби

Открывается табло с номерами ячеек (на 30 секунд). Игроки стараются запомнить номера своих ячеек.

Примерные вопросы к темам финалистов.

  • “Как люди научились считать” (тема Саши Владимирова)
  1. Куски дерева, на которых зарубками отмечали сумму долга или подати, назывались… (бирка).
  2. Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и А как называлось число, которое шло после двух? (много)
  3. Какое число было самым почитаемым на Древнем Востоке? (7)
  4. Самая первая вычислительная машина, которую называли живой счетной машиной. Что это? (пальцы рук и ног человека)
  5. К какой системе счисления относится измерение времени. (шестидесятиричной)
  6. Какая система счисления используется в настоящее время? (десятиричная).
  • Карл Гаусс” (тема Шабановой Полины)
  1. Полное имя Гаусса. (Карл Фридрих Гаусс)
  2. Какой народ гордится великим математиком? (немецкий)
  3. Какая книга Гаусса стала настольной для математиков 19 века? (Арифметические исследования).
  4. Какой наукой еще занимался Карл Гаусс? (астрономией)
  5. Какой пост занимал великий математик до конца своей жизни? (директор Геттингенской обсерватории)
  6. Первое открытие Гаусс сделал в 7 лет. Какое? (за 1 мин. нашел сумму первых 100 чисел).
  7. Как называли Гаусса в 19 веке за его гениальность? (королем математики).
  • “Наука о числах” (тема Жени Моренковой)
  1. Числа правят миром! Кто это сказал? (Пифагор)
  2. Какие числа называются четными? (кратные 2)
  3. Каким числом Пифагор и его ученики изображали справедливость?  (Числом 4. оно является первым произведением двух равных множителей 4=2*2).
  4. Как называются цифры, которыми мы пользуемся на уроке математика? (арабские)
  5. Пифагор и вавилоняне одни числа называли женскими, а другие мужскими. Какие из чисел женские, а какие – мужские? (четные и нечетные)
  6. Какое число чаще других встречается в сказках? (3)
  7. Каким числом обозначают дюжину? (12)
  8. Какое число означает запись ХС и к какой нумерации оно относится? (90 – римская
  • Общие знания
  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  2. Число, от которого отнимают, называется… (уменьшаемое)
  3. Сколько прямых можно провести через одну точку? (много)
  4. Сторона квадрата 5 см. Чему равен его периметр? (20)
  5. Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки (угол)
  6. Математический знак, используемый для записи чисел (цифра).

4. Подведение итогов игры. Награждение.

Литература

  1. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 20-е изд. – М.: Мнемозима, 2010. – 280с.: ил.
  2. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 20-е изд. – М.: Мнемозима, 2010. – 280с.: ил.
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я., За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов сред.шк.– М.: Просвещение, 1989.-287с.:
  4. М.Ю.Шуба, Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя.– 2-е издание.– М.: Просвещение, 1995.

Примерные вопросы по категориям знаний

Презентация