Звучит музыка: «С чего начинается Родина» или «То березка, то рябинка».
Учитель. Новый учебный год мы начнем с
разговора о нашей Родине. Слово «родина» каждый
знает с детства. Родина – это место, где человек
родился, где живет со своими родителями и
друзьями.
– Как называется место, где родились вы?
– Что вы можете о нем рассказать?
– У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок:
деревня или город, где родился и живешь, где стоит
родной дом. Это место – маленькая родина
человека. Множество таких уголков составляют
нашу великую Родину .
– Как называется наша Родина?
– Посмотрите на карту. Наша страна очень великая.
Она так велика, что над её просторами почти
никогда не заходит солнце. Если сесть в самолет и
пролететь над территорией России. То можно
увидеть и горы, и пустыни, и степи, и тундру, леса и
реки. Леса России называют зеленым нарядом. Они
особая гордость нашей страны.
– Мы часто слышим выражение «московское
время».
– Как вы его понимаете?
– Почему люди в разных уголках нашей страны
следят за временем в этом городе и событиями,
которые там происходят?
– Почему к Москве у нас особое отношение?
Ученик:
… Люблю тебя моя Россия.
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом.
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь».
Учитель: Вот какая наша Родина – святая, героическая, раздольная, прекрасная.
Ученик: Сколько же человек проживает в нашей огромной стране? По данным последней переписи населения, проведенной в 2010 году, население России составляет более 142 миллионов человек .
Ученик: Россия – единое многонациональное государство, в котором проживает более ста восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами.
Ученик: Народ России составляет единую дружную семью. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, одна автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединены в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
Ученик: Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. У нас в классе учатся дети нескольких национальностей: русские, молдаване, армяне. Послушаем, что хотят они нам рассказать.
Ученик: Русские – самая многочисленная народность – 120 миллионов человек. Религия –русского народа – христианство. Русский национальный костюм – это мужская рубаха и женский сарафан. Самый известный русский народный инструмент – балалайка. Самый популярный праздник – проводы зимы, Масленица. Продолжается он целую неделю: все пекут блины (это символ солнца) и ходят друг к другу в гости. В конце недели, в воскресенье, сжигают чучело зимы и встречают весну.
Ученик: Молдаван в России 173 миллиона человек. Национальный костюм – женская и мужская рубашка с орнаментом, многоклиновая юбка, полотняный фартук и платок. У мужчин – суконный жилет, баранья шапка. Неотъемлемой частью костюма является тканый шерстяной пояс. Самый распространенный инструмент – кобза, най, волынка, скрипка. Национальное блюдо – мамалыга из кукурузной муки. Большинство верующих – православные. По давней традиции молдаванская невеста должна была дать в приданное ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гадкие, без ворса, как будто сотканные изо льна. Национальным праздником является Марцишор – праздник встречи весны, который отмечается 1 марта.
Ученик: Армян в России 2.5 миллиона человек. Большинство верующих – христиане, относящиеся к Армянской Церкви. Традиционные музыкальные инструменты – зурна, дудук. Среди национальных традиций особенно выделяются свадебные, производство вина. Самым распространенным праздником является Вардавар, который отмечается 19 июля, на нем принято обливать друг друга водой. Армянский народ считается самым гостеприимным в мире. Национальный костюм состоит из длинной рубахи с косыми клиньями по бокам, с широкими рукавами и длинных штанов., присборенных у щиколотки и расшитым тесьмой. Поверх одевается архалук с изящным вырезом на груди.
Учитель: Все люди в нашей стране равноправны: мужчины и женщины, молодёжь и старики, люди любой национальности и веры. В Конституции Российской Федерации записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии» и вы должны об этом помнить и уважать людей разных национальностей.
Ученик: Конституция – это основной закон нашей страны, главные правила по которым мы живем. Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1993 года. В ней записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. Россия – дружная семья равноправных народов.
Ученик: Кто такой «гражданин»? Гражданин – человек , имеющий не только права, но и обязанности по отношению к государству, в котором он живет. Давайте прочитаем, какие права и обязанности есть у граждан России.
Запись на доске (читаем хором):
Права:
Право на жизнь.
Право на достоинство.
Свобода мысли и слова.
Право на труд.
Право на личную неприкосновенность.
Обязанности:
Сохранять природу и окружающую среду.
Защищать Родину.
Соблюдать законы.
Учитель: Какое главное право и обязанность у школьников? ( Учиться в школе, получать образование и становиться достойным гражданином своей страны.)
Учитель: В Конституции записано, что
все мы должны с уважением относится к
символом нашей страны.
– Какие государственные символы вы знаете?
– Государственные символы отражают историю
государства и его народа. Давайте поговорим
теперь о них.
Ученик: Слово «Герб» происходит о немецкого слова «наследство». Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Так гербом Древнего Египта была змея, на шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные русские гербы рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеет не только изображение , но и цвет герба. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый – изобилие., красный – мужество и храбрость. Герб Москвы появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает знаменитое сражение и начало создания независимого Русского государства. При Иване Третьем Москва становится центром Российского государства. Он женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия – центр Римской империи – гибнет. И тогда Иван Третий принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла, взгляды которого обращены к двум частям света – Европе и Азии. Сейчас герб России представляет собой красный щит с двуглавым орлом, над головами орла три короны, соединенные лентой, скипетр и держава – символы государственной власти и его защиты. На груди орла щит с изображением Георгия Победоносца, который своим копьем убивает дракона. Так на гербе показана готовность народа защищать свою страну от врагов.
Ученик: Самые первые флаги были военные. Появились они тогда, когда появились большие армии , и возникла необходимость издали отличать какой отряд двигается – свой или чужой. Для этой цели воины к копьям привязывали ленточки и кисточки различных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились первые флаги. Флаги большинства стран составлены из цветных полосок одинаковой или разной ширины, вертикальных или горизонтальных. Синий, белый, красный – самые распространенные цвета государственных флагов. Из государств – членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами. Флаг нашего государства бело-сине-красный горизонтальный. (БеСиК). Белый цвет обозначает мир, чистоту, правду. Синий – небо, верность, постоянство. Красный – энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество. Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом военном корабле «Орел». Такой флаг ввёл Петр Первый. Так же по его указу в 1705 году трехцветный флаг был поднят на мачтах торговых кораблей. Современная Россия обрела свой исторический флаг 22 августа 1991 года. Этот день считается Днем Государственного флага Российской Федерации. В этом году российскому флагу исполнилось 20 лет. Такие же почести воздаются и Красному знамени Победы. Это знак благодарности победителям в Великой Отечественной войне.
Ученик: Слово «гимн» образовано от греческого слова восхваление. Торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн России принят 30 декабря 2000 года слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков, музыку – композитор Александр Васильевич Александров. Гимн можно услышать в новогоднюю ночь. По радио перед началом и окончанием передач, при вручении спортсменам золотых медалей. Слушая или исполняя гимн, каждый гражданин испытывает гордость за свою родину.
Звучит песня о Родине «Гляжу в озёра синие»
Ученик:
Что такое счастье?
Для кого-то
Это мир без войн и сражений.
Для кого-то – деньги и работа,
Жизнь в круговороте приключений.
Что такое счастье?
Это птица.
С крыльями огромными, как небо!
Это дом, что мне ночами сниться…
Дом, где доброта и запах хлеба.
Это вальса первое круженье
И в любви несмелое признанье,
Это любящих сердец соединенье,
Радость встречи после расставанья.
Это крик рожденного ребёнка,
Первый шаг и первая улыбка,
Это смех его, звенящий громко,
Первая удача и ошибка.
Что такое счастье?
Это песня
С добрыми и нежными словами.
Та, что пела мама нам когда-то.
Та, что навсегда осталась с нами.
Это руки мамины, что прежде
Нас держали ласково в объятьях,
И глаза, дарящие надежду –
Это всё зовётся словом счастье!
Ученик: В одной современной песни поётся: «Родительский дом – начало начал». Думаю, что вы согласитесь со мной со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? В сердце каждого человека с детства зарождается и с годами крепнет в душе любовь к своему дому, семье. И когда мы говорим о родине, то обязательно надо поговорить о семье.
Ученик: Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. У каждого человека должны быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы находим сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самому близкому человеку вы можете доверить тайну, поговорить о сокровенном, о том, что волнует вас, посоветоваться с ним.
Учитель: А теперь вы попробуете доказать, что семья – продолжение вашего рода, начало которого уходит в далёкое прошлое.
ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ.
1 группа
– Вам предлагается поиграть в строителей. Вот вам кирпичики, из которых вы будете строить дом. Затем бригаде надо объяснить почему и как с помощью этих понятий проявляется любовь в семейных отношениях. ( Слова-кирпичики: поощрения, время, помощь, подарки, прикосновения)
2 группа
– Одна индийская мудрость гласит: «Что ты сам сделаешь для своих родителей, того же ожидай себе от своих детей». Постарайтесь сейчас составить основные заповеди для счастливой семьи.
Учитель: Мы видим, что семья – это дом, в котором светит маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И взрослые, и дети должны сделать так, чтобы солнце это светило всегда , давая им любовь, ласку, объединяя их, охраняя всю жизнь. Давайте поиграем в игру «Лучики» (на бумаге или доске нарисовано большое солнце без лучей, ученики подходят по очереди и говорят по очереди своим близким ласковые слова, а затем рисуют лучики у солнца).
Ученик:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней
В целом свете, в целом свете
Нет страны моей родней!
Учитель: На этом наш урок закончен. Желаю Вам всем здоровья, добра и душевной теплоты... домашнее задание: написать сочинение «Я тебе, страна, желаю».