Методические рекомендации. Критерии мониторинга по предупреждению отклоняющего поведения у детей

Разделы: Школьная психологическая служба


Пособие, рекомендовано для работы педагогов-психологов и социальных педагогов. В пособии подобраны психологические и социально-педагогические методы и приёмы диагностических методик для исследования личности с учетом всех факторов (индивидуальные, социальные, психосоматические, психологические, образовательные, внеобразовательные), способствующие развитию социальной дезадаптированности несовершеннолетних

Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Её актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительных органов. Размах детской и подростковой преступности порой ставит под сомнение само осуществление образовательного процесса в современной школе. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа не требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм её реализации.

Существует необходимость выявления психологических причин нарушения личностного и социального развития школьников с целью организации профилактики возникновения подобных нарушений и прогнозирования поведения учащихся группы риска. В связи с этим творческой группой педагогов – психологов Муниципального образования города Новый Уренгой разработан и рекомендован к использованию социальным педагогам и педагогам-психологам «Мониторинг учащихся группы риска». Назначение мониторинга заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае.

При разработке мониторинга мы опирались на известные и признанные в профессиональной среде диагностические методики и способы комплектования.

Системная, систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по предупреждению отклоняющего поведения предполагает, как минимум, понимание того, что лежит в основе поведенческих девиаций ребенка.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  1. социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  2. глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  3. отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  4. отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  5. безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Безусловно, необходимо учитывать отрицательные влияния следующих факторов:

  • устойчивая школьная неуспешность,
  • прогулы учебных занятий,
  • отвержение одноклассниками,
  • воспитание в семье не обеспечивается,
  • излишне навязчивая забота родителей

Не вполне адекватные меры воспитательного воздействия со стороны родителей могут быть подкорректированы в ходе работы «Родительского всеобуча» в образовательном учреждении, но случаи уже выходящие за границу компетенции собственно образовательного учреждения могут быть противопоставлены силами специалистов из учреждений иной ведомственной принадлежности:

  • агрессивное поведение,
  • неконтактность,
  • проблемы с мышлением,
  • неусидчивость,
  • ослабленное здоровье,
  • жестокое обращение в семье.

Так, агрессивное поведение ребёнка в сочетании с его неусидчивостью, неконтактностью и проблемами в интеллектуальной деятельности с высокой вероятностью могут свидетельствовать о наличии у данного ребёнка проблем неврологического плана. Это – сфера компетенции работников здравоохранения, причём, весьма специфической области последнего. В такой ситуации школа может инициировать целевое обследование своих учащихся по предварительному согласованию с их родителями.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  1. выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  2. научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Мониторинг содержится в 3 разделах. В первом находятся общие данные, состояние здоровья, внешние события и психологическая ориентация. Во втором разделе отражается социальная среда учащегося: семейная, досуга, спортивная, школьная и занятость в летнее время. Так же в этой части отражается школьная успеваемость и успешность ребёнка в дополнительном образовании. В третьем разделе отражается эффективность профилактической работы.

При ведении мониторинга рекомендуется использовать следующие обозначения:

+ обозначает наличие реального жизненного фактора
обозначает отсутствие фактора

I. Общие данные учащихся.

(Таблица №1Приложение 3)

Расшифровка абривиатуры:

  • ВШК – Внутришкольный контроль
  • КДНиЗП – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • ОДН УВД – Отдел по делам несовершеннолетних в УВД

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГРУППЫ РАЗЛИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ (по Н.В. Морозовой)           

Критерии дифференциации:

  • успешность обучения;
  • состояние здоровья (психосоматика);
  • сфера межличностных отношений (успешность в общении);
  • адекватность и социальная приемлемость поведения.

Краткая характеристика групп:

  1. Группа нормы: отсутствуют нарушения по всем четырем критериям. Учащиеся данной группы нуждаются в развивающей среде, в том, чтобы их гармоничность была востребована социальным окружением.
  2. Группа психологической поддержки: нарушения в сфере межличностных отношений. Школьники данной группы нуждаются в эмоциональном принятии сверстниками и взрослыми, повышении своего социометрического статуса. Для них необходимо создавать ситуации успеха на уроках и вне урока, в которых они могли бы быть ситуативными лидерами. Показаны   групповые формы коррекционно-развивающей работы.
  3. Группа неустойчивой адаптации: часто болеющие дети. Состояние здоровья может приводить к снижению успеваемости, нарушениям в сфере межличностных отношений, защитным формами поведения. Нуждаются в щадящем режиме, ежедневном внимании к их самочувствию и работоспособности, в ориентации учителя и родителей на индивидуальную норму в обучении.
  4. Группа дезадаптации: школьники с асоциальным поведением и устойчивой психологической защитой. Референтная группа – вне школы, а со школьной средой они находятся в состоянии психологической войны. Рекомендуется индивидуальная коррекция. Групповые формы работы не показаны.
  5. Группа патологических нарушений: дети, не подлежащие обучению в массовой общеобразовательной школе, но вынужденные ее посещать вследствие неадекватной позиции родителей. Рекомендуется разъяснительная работа с родителями.

II. Социальная среда учащегося.

(Таблица №2 – Приложение 3)

Рисунок 1. Социальная среда учащегося, состоящего на учете.

Типология неблагополучных семей (Приложение 1)

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе, употребляются синонимы данного понятия:

  • деструктивная семья;
  • дисфункциональная семья;
  • семьи группы риска;
  • негармоничная семья.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

III. Школьная среда учащегося.

(Таблица №2 – Приложение 3)

Схема проведения опроса психологом трудного подростка.

  1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
  2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
  3. Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
  4. Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
  5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
  6. Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.
  7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
  8. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
  9. Первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  10. Самооценка своей привлекательности;
  11. Начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.

Изучение межличностных отношений и общения. (Приложение 2)

IV. Профилактическая работа в ОУ учреждении с учащимися, состоящими на школьном учете.

(Таблица № 3 – Приложение 3)

Внутришкольное динамическое изучение изменения в поведении учащихся включает в себя оценку и сопоставление качественных результатов коррекционной работы, при этом учитываются как промежуточные, так и конечные результаты. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения коррекционных программ, содержание воспитания школьника. Результатом анализа итогов внутришкольного контроля будет являться активная позиция самого ребенка, изменения в его поведении и снятие с учета.

V. Оценка эффективности профилактической работы.

(Таблица № 4 – Приложение 3)

Рецензия – Приложение 4.

Список литературы:

  1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М., 1997.
  2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. – М, 1993.
  3. Березии, С.В., Лисецкий, К.С, Мотыга, И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 1997.
  4. Бугримепко, Е.А., Поливанова, К.Н., Ветер, А.Л., Сушкова, Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. В. В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.
  5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000.
  6. Битяпова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1998.
  7. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1980.
  8. Воронин, Г.Л. Конфликты в школе // СОЦИС. – 1994. -№ 3.
  9. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935.
  10. Гинсбург, М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрасте// Мир психологии. – 1988. -№ 1.
  11. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение. – Ижевск, 2001.
  12. А. Кочубей, Н. Умарова. Азбука семьи, или практика работы с семьями.
  13. А. Кочубей, Н. Умарова. Визит в семью, или практика работы с семьями.
  14. В.Ю. Меновщиков. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями.
  15. Г.Ф. Балашова. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова. На ринге с трудным детством.
  16. Н.П. Пезешкиан. Психотерапия семейной жизни.
  17. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска. Диагностика и сопровождение – Волгоград, издательство «Учитель» , 2007.