Информация об опыте:
1. Яготина Наталья Николаевна – учитель высшей категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 поселка Мичуринского, Успенского района, Краснодарского края, педагогический стаж работы – 21 год, учитель начальных классов.
2. Тема опыта: «Интегрированное обучение в начальной школе».
3. Условие возникновения, становления опыта:
Школа находится в поселке Мичуринском, в поселке есть детский сад, но не все дети, которые поступают в 1 класс, посещают данное образовательное учреждение; школа обслуживает три хутора, в которых нет детских дошкольных учреждений. В связи с тем, что в данное время в поселке и на хуторах произошли определённые экономические изменения, (большинство родителей учеников либо остались без работы и занимаются своим подсобным хозяйством, либо уезжают на целый день на работу в ближайший районный центр или город Армавир (с 6.00 до 20.00), либо работают вахтовым методом в районе города Сочи, на Севере), многие дети остались на попечении бабушек в преклонном возрасте либо почти без надлежащего присмотра, учение и научение детей происходит только на уроке в школе.
4. Актуальность опыта:
В массовой школе ученики обычно изучают отдельные предметы, но не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир , изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения приобретенные на одном из предметов можно использовать не только в жизненной практике, но и на другом предмете. Детский возраст тем и хорош, что ребенку дается различная база знаний, умений, навыков, способность научиться учиться и применять эти знания в жизни, научиться пользоваться различными справочниками и опытом других поколений. Но в детском возрасте ребенок еще не всегда точно знает кем он хочет стать (или станет), поэтому он увлечен одними предметами и совершенно не обращает внимание на другие, а в связи с постоянно меняющимися условиями жизни еще не известно понадобятся ли данные предметы этому человеку в дальнейшей. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и человек (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его . Пополняется база общечеловеческих и научных умений, знаний, навыков, которая в дальнейшей ему еще неоднократно пригодится в жизни.
5. Теоретическое обоснование опыта:
-Актуальность: соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Сейчас нужны специалисты в любой отрасли, владеющие смежными специальностями, а иногда и не только смежными. Нужны специалисты различного уровня образования (высшее, средне-специальное, средне). Интегрированное обучение показывает и раскрывает для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. (Нет «зашоренного» восприятия).
-Новизна:
- в комбинации элементов известных методик : Дети, пришедшие в школу, различны по темпераменту, видам памяти, усидчивости и т.д. При комбинации различных элементов методик есть возможность «достучаться» до каждого или почти до каждого учащегося.
- в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда:
При интегрированном обучении, когда идет интеграция всех предметов одного дня единой темой, непроизвольно идет усовершенствование отдельных сторон педагогического труда, т.к. материалы различных предметов взаимопроникают друг в друга, сокращается общее время преподавания всех предметов, увеличивается время для других сторон урока: средств обучения, применения различных видов деятельности, самостоятельной работы учащихся, в их комбинаторике и применении современных технологий.
-Оптимальность достигается в интегрированном обучении за счет взаимопроникновения тем и подтем, при этом одно и то же явление, закон, предмет рассматривается со всех возможных сторон, поэтому возникает достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.
- Стабильность:
При переходе моих учеников в среднее и старшее звено показатели успеваемости не падают, а остаются на прежнем уровне( примерно в 98%), стабильно отличники получают золотые или серебряные медали.( уже 2 выпуска по интегрированному обучению)
6. Ведущая педагогическая идея опыта:
Показать ребенку единство и разнообразие постоянное меняющегося мира.
Отсюда следует: связь близких по методике преподавания предметов (и по предлагаемому материалу), связь кажущихся разных (по предполагаемому материалу) предметов.
Данная система обучения (интегрированная) позволяет ребенку находить главное, важное в данный для него момент из всего потока полученной информации и использовать этот материал на практике.
Описание опыта:
«Для возрождения общества у нас имеется единственный путь: формировать новый тип общества на основе глубоких знаний диалектики, то есть предполагает ориентацию учебного процесса на развивающее обучение, на более раннее развитие детей, на интегративный (интегрированный) подход в планировании и проведении занятий любого предмета», - так писал В.А.Пантиков в своей статье «Уроки творчества».
В условиях сельской школы, когда не все дети могут посещать детские дошкольные учреждения (в зависимости от материальных средств родителей или их сознательности), нет условий для развития детей, таких как в городах (развивающие или коррекционные центры), многие дети приходят в первый класс недостаточно подготовленные в психо-физиологичеком плане. Эти дети, приходя в школу, не всегда воспринимают такие понятия как «урок» или «занятие». Такие занятия как интегрированные помогают адаптироваться к школьной жизни, почувствовать себя школьниками, не чувствовать дискомфорт при посещении школы по сравнению с детьми, обучавшимися ранее в детских дошкольных учреждениях, потому, что все ребята оказываются в одинаковой ситуации: познания и новизны.
Впервые я познакомилась с понятием «интегрированное обучение» в 1992 году на курсах повышения квалификации в городе Краснодаре у Евгении Ивановны Бессчастной. Эта методика меня заинтересовала и, попробовав на интегрированных предметах, таких как «изобразительное искусство и художественный труд», «речь и культура общения», «обществознание», «математика и конструирование» в течение 2 лет, я решилась начать интегрированное обучение всех предметов одного учебного дня, взяв ребят 1 класса.
Все темы предметов одного дня я попробовала объединить одной сквозной темой (внешний вид интеграции) на элементарном уровне, потому что дети только пришли в школу и всему только учатся.
Хочется сказать , что первые 4 года все предметы одного дня интегрировались в единую систему уроков. В последствии ( методом проб и ошибок) я поняла, что интегрированное обучение очень хорошо для первоклассников (когда познакомилась с учебно-методическим комплектом «Начальная школа ХХ!века», то только порадовалась своим предположениям), а для учеников 2 – 4 классов есть такие интегрированные предметы как окружающий мир, технология; а интегрированные системы уроков в течение всего дня я уже провожу 1 – 2 в месяц. Для ребят это любимые дни, когда они проверяют или закрепляют свои знания, умения, навыки, свою творческую смекалку и предвидение, предугадывание не осознавая груза ответственности.
Первые учебные предметы, которые начинает изучать первоклассник, - родной язык и математика. Анализ курсов «Обучение грамоте» и «Математика» показывает, что при их изучении у детей и на языковом и на математическом материале формируются одни и те же умственные операции – сравнение, сопоставление, классификация и т.д. Эти же операции просматриваются также и в таких дисциплинах как «Окружающий мир», «Технология» и «Изобразительное искусство». Это один из признаков того, что все предметы можно интегрировать одной сквозной темой дня. При этом использую такие формы обучения как урок, работа на пришкольном участке, экскурсии и т.д.
Учитывая возраст ребят и их психологический настрой, пытаюсь применять различные методы в преподавании: объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые, иногда даже исследовательские. При этом не забываю о практических методах таких, как упражнения, практические и самостоятельные работы, дидактические игры и т.п.
Главное не только разнообразие методов, но и их функциональная значимость. Стараюсь использовать их так, чтобы и для детей, и для родителей были видны функции мотивационные, воспитательные, организационные и развивающие. Ведь мы воспитываем и учим человека жизни.
В первом полугодии 1 класса дети учатся учиться и наша задача не отпугнуть их от этого увлекательного занятия. Желательно научить ребят уважать свой и чужой труд, овладевать необходимыми знаниями и умениями в области изучаемых предметов, и при этом чувствовать себя успешным человеком. Чтобы не потерять интерес к учению , а этому способствует именно интегрированное обучение, так как все люди разные: различный темперамент, склонность к филологии или математике, психологии или медицине, физике или географии; различное психофизиологическое состояние.
Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, которые были связаны какой-либо одной темой или каким-нибудь одним видом деятельности.
Историю человеческого общества необходимо рассматривать, как последовательную смену поколений и каждое поколение вынуждено совершать расширенное воспроизводство сознания, общества и природы. С каждым новым витком времени увеличивается не только познание человечества, но, иногда, закрепляются в сознании и ошибки людей. Поэтому, одной из важных черт развивающего обучения ( и интегрированного в том числе) является то, что дети постоянно выступают в роли активных искателей информации, исследователей, изобретателей, докладчиков, собеседников и так далее.
Минимум готовых фактов и максимум активного творческого поиска, самостоятельных суждений, предположений, приобретение знаний через опыты, движение, использование своего тела, как инструмента исследования, исправление своих и чужих ошибок, анализа предметов и явлений – всё это не тормозит развитие ребёнка, а даёт ему возможность самореализоваться, даёт право на ошибку и право на исправление этой ошибки, право на своё собственное суждение и доказательство его, право вывести давно известный закон или право поспорить с великим учёным.
Одной из технологий обучения, которая помогает ребятам лучше раскрыться, и является интегрированное обучение. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха ответить «не то и не так».
В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть,
осуществлять объединение отдельных элементов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
В интегрированном подходе к обучению меня привлекает то, что не нужно специально готовить детей смотреть на мир глазами художников, писателей, музыкантов, математиков, физиков и так далее. Они уже видят его. В то же время, для ребят раскрываются основы целостного представления об окружающем мире, обществе.
У детей нет «зашоренного» восприятия какого-либо изучаемого предмета. Например, на одном из уроков мною задаётся вопрос: «Что вы могли бы сказать об этом?». (На доске написано слово «ёлка») При традиционном обучении ответы детей зависели бы от предмета, на котором был задан этот вопрос. Вот какие ответы я услышала от своих первоклассников:
- слово «Ёлка» - существительное;
- слово «Ёлка» обозначает предмет;
- «Ёлка» - это новогодний праздник;
- ёлка – это дерево, которое зимой и летом одним цветом;
- если будем рисовать ёлку, то возьмём коричневую и зелёную краски;
- у ёлки есть шишки;
- у ёлки есть иголки, как отрезки;
- если будем чертить ёлку, то иголки будут лучами, они ведь растут.
И так далее…
Это только некоторые ответы, а еще вспомнили песни о ели, о новогоднем празднике, загадки, игры, в которые можно поиграть у ёлочки.
Весь данный день был посвящен новогодней ели: задачи, которые придумывали сами дети, рассказы (мини-сочинения), описание картин-иллюстраций, чтение стихов по памяти (которые читали у елки) и по учебнику.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.
Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.
Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (химия, физика, биология или математика, конструирование, черчение и так далее).
Сквозной уровень основан на применении законов, теорий и тому подобное в изучении различных предметов.
Интегрированное обучение можно разбить на некоторые виды:
- объектный – совмещение в одних и тех же темах, разделах образов одного предмета;
- понятийный – представляет собой проникающий уровень интеграции;
- проблемный – рассматривается одна проблема в нескольких учебных предметах;
- внещний – присущ чаще всего для начальной школы;
- деятельностный –дискуссии, составление планов, проектов и так далее.
Существуют и другие виды интеграции, хотя учеными не до конца разработан этот вопрос.
Следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.
А именно:
- объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
- должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
- интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.
Следует отметить характерные признаки интеграции:
- в центре стоит учащийся (ему должны предоставляться все условия для работы, не мешать думать, догадываться, размышлять и так далее);
- должен быть высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
- педагог должен быть подготовлен к таким урокам и знать основы интеграции;
- совместная работа педагога и учащегося, сопереживание.
Есть различные способы интеграции.
Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.
Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование», «Обществознание», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.
В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык – история, музыка – математика и другие.
Существует еще один способ интеграции (смешанный), когда интегрируются несколько предметов (близких по содержанию и не очень), но не более четырех предметов.
При планировании интегрированных уроков нужно обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические требования к данным урокам:
- непрерывные занятия длятся не более 60 минут с 1 – 2 физминутками и 1 минипеременой;
- если после 60 минут интегрированный урок продолжается, то обязателен либо динамический час, либо прогулка на свежем воздухе;
- интегрированный урок по временным рамкам не равен сумме временных отрезков данных предметов, а является уменьшенным временным отрезком, но более насыщенным и концентрированным;
- в среднем и старшем звене интегрированные уроки проводятся не чаще 1 раза в неделю, в начальной школе уроки можно проводить чаще; а в первом полугодии 1 класса такие уроки даже оказывают хорошую адаптацию учащихся.
На своих интегрированных уроках я стараюсь объединять естественно-научные и общественно-гуманитарные знания, пытаюсь реализовать межпредметные связи (что считается элементарным уровнем интеграции), пробую так подбирать темы урока, а иногда, если удаётся, то и взаимопроникновение тем целой недели (что считается проникающим уровнем интеграции). Конечно же при этом учитываю учение известного психолога Эльконина и учение Занкова, зоны ближайшего развития, и то, что «учиться должно быть трудно, но интересно».
Надеюсь, что такое построение урока будет способствовать развитию мышления учащихся, позволит им применить полученные знания в реальных условиях.
Очень важно на любом уроке дать, либо помочь добыть знания. Для этого использую различные типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, систематизации и обощения, уроки практического применения знаний и умений, уроки контроля и коррекции знаний.
А на интегрированном уроке важно также не переутомить, поэтому одним из важных компонентов являются игры и физминутки, так как урок длится иногда не 35-45 минут, а больше. Чтобы не было переутомления, чтобы активировать работу ребят, снять напряжение перед уроками или трудными заданиями, переключить с одного вида деятельности на другой, повысить активность на уроке или «успокоить» эмоции ребят требуется к каждому уроку подобрать разнообразные игры и по сюжету, и по «темпераменту», а также упражнения на релаксацию, физминутки и просто стихотворения, к которым попросить ребят придумать движения.
Важно, так же, учитывать и вкусы детей, то есть учитывать и стараться использовать игры, которые нравятся ребятам (или хотя бы их знать), потому что может возникнуть ситуация, когда дети могут сами предложить : «Мы читали книгу о медведе, давайте поиграем в игру «У медведя во бору».
Следует сказать о том, что на уроке можно увидеть то, что рассказывая стихотворение, ребёнок может показывать его, используя своё тело и мимику (американская технология быстрого запоминания – пластика тела, создание «пантомимы» ). С одной стороны – это физминутка, а с другой – это развитие памяти (стихотворение читается наизусть), развитие моторной памяти, развитие фантазии, ассоциации (движения придумывают сами дети).
Очень часть я использую музыку. Это не только детские песни, но ещё и эстрадная и инструментальная музыка, симфоническая. На уроках мы пытаемся использовать и песенное творчество: песни-хороводы, песни-танцы, песни-игры.
Хотя вы и планируете интегрированный урок, он может пойти совсем не по намеченному плану, так как ребята сами вносят коррективы в урок – являются соавторами уроков. При этом следует ситуацию всегда держать под контролем,не обрывать инициативу ребят, а мягко ее корректировать.
При планировании урока важно так распределять время, чтобы не увлечься одним из предметов (хотя, это тоже один из видов интегрированного обучения – блочный), а постараться равномерно распределить время между всеми компонентами урока.
Интегрированный урок может иметь различную форму :
- урок – сказка (сюжетный урок);
- урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
- урок – путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
- урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
- урок обобщения знаний и так далее.
За 12 лет работы в интегрированном обучении мною достигнуты определённые результаты: дети моего класса (по сравнению с параллельным) более раскрепощены, не боятся выдвигать идеи, пытаются их решить, то есть являются активными участниками учебного процесса.
Результативность (качественность обучения), по сравнению с параллельным классом, у моих ребят выше.
На выходе (в 4 классе) ребята показали следующие результаты: по русскому языку – 86% обученности, по математике – 87%.(Учитывая то, что класс на входе – 1 класс был «очень средним» - обследование психолога). По контрольным срезам: по математике – 77% успеваемости, по словарным диктантам – 71,5%. Проверка техники чтения – 90,4%.
В 2006-2007 учебном году (1 класс по УМК «Начальная школа ХХ! века) проверка техники чтения показала 85% успеваемости. В 2007-2008 учебном году – 100%. При выходе – 4 класс (2009-2010 уч.год) - 98%.
По контрольным срезам по математике и по русскому языку ( при моей переаттестации) ребята в конце декабря показали следующие результаты – по 82 % качество знаний.
По мнению преподавателей среднего и старшего звена, ребята, обучавшиеся у меня по системе интегрированного обучения, умеют учиться, хотят научиться чему-либо и хотят добывать знания, что является сейчас одним из самых главных направлений начальной школы. Все мои отличники подтвердили свои знания серебряными медалями или аттестатами с особым теснением ( при окончании 9 класса) и при окончании 11 класс серебряными и золотыми медалями. (1 серебряная и 1 золотая)
В ходе работы с классными руководителями моих выпускников педагоги отмечают уровень воспитанности моих ребят: ответственность за порученное дело, инициативность, самостоятельность, уважительное отношение к товарищам и к взрослым
Наверное, интегрированным видом обучения никого не удивишь, но используя его в течение долгого времени и знакомя своих коллег с опытом своей работы на заседаниях районных методических объединений, я вижу интерес среди педагогов и некоторые из них иногда пытаются, а у некоторых даже очень хорошо получается использовать мои опыт работы, усовершенствуя его и «приспосабливая» к своему темпераменту.
У этого опыта есть и недостатки.
- Не каждый педагог сможет вести интегрированные уроки в течение всего дня.
- Не каждая школа может дать право преподавателю вести данные уроки в течение всего дня, потому что сдвигается режимный момент в школе (появляется динамический час, уменьшается количество уроков, но не за счет сокращения предметов, а за счет интенсификации процесса обучения .(Взаимопроникновение тем, однотипность целей и так далее)), что не всегда устраивает администрации школ.
Но следует сказать, что данный вид работы очень интересен как для педагога, так и для самих учащихся. А также является очень результативным методом для самих себя
Библиографический список:
- Е.И.Бессчастная. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период./ ж. Начальная школа. № 8,1994.
- Е.И.Бессчастная. Материалы курсов по интегрированному обучению. 1992.
- Окружающий мир в начальной школе. Методические рекомендации. Сборник авторов. М.Авангард,1992.
- Л.Е Журова .Беседы с учителем ,1 класс. Методика обучения. М. Вентана-Граф,2005.
- Л.Е.Журова. Беседы с учителем, 2 класс. Методика обучения. М. Вентана-Граф,2006 г.
- В.А.Илюхина. Письмо с секретом. М. Новая школа,1994.
- В.А.Илюхина. Письмо с секретом. М. Новая школа,1994.
- В.Ф.Лазутин. Устный счет с улыбкой. М. Новая школа. 1993.
- Т.И.Лякишев,Е.Ф.Маркевич. Интегрированный урок по теме «Зима» с использованием методов театральной педагогики./ ж.Начальная школа.№ 1,1995.
- Материалы курсов по интегрированному обучению при армавирским ИУУ, 1996.
- Н.А.Меньшикова, Е.Е.Кузин. Уроки творчества/ Из опыта работы по интегрированному обучению .ИЗО, музыка, ручной труд./ж. Начальная школа, № 12,1994.
- В.А.Пантиков. Уроки творчества. М. Авангард. 1992.
- Игры – обучение, тренинг, досуг. Под редакцией В.В.Петрусинского. М. Новая школа.1994.
- Программы общеобразовательной школы. Начальные классы. М. Просвещение.1992.
- В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. Мозг. Обучение. Здоровье. М. Просвещение 1989.
- К.В.Ряховская. Игровые упражнения на релаксацию./ж. Начальная школа. № 5 – 6, 1992.
- К.В.Ряховская. Собирайся, детвора, начинается игра!/ ж. Начальная школа. № 5, 1990.
- К.В.Ряховская. Упражнения на релаксацию./Ж. Начальная школа. № 6, 1991.
- Н.С.Сердюкова. Интеграция учебных занятий в начальной школе./ж. Начальная школа. № 11,1994.
- В.С.Соловьева. Интегрированный курс обучения детей с задержкой психического развития./ ж. Начальная школа. № 2, 1993.
- В.А.Страковская.300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М. Новая школа. 1999.
- И.Г.Сухин. Незнайка,Хотабыч,Карлсон и все-все-все. АСТ. 1992.
- Учебно-методический журнал «Начальная школа» с 1992 по 2008 гг.
- Хрестоматия «Красота окружающего мир». М. Авангард.1992.
- М.И.Чистяков. Психогимнастика. М.Просвещение.1990.
- Л.Е.Журова. Беседы с учителем, 3 класс. Методика обучения. М., Вентана-Граф, 2007г.
- Л.Е.Журова. Беседы с учителем. 4 класс. Методика обучения. М., Вентана-Граф, 2008г.
Приложения к опыту работы: