Цели занятия:
- учить создавать образ ёжиков в соответствии с восприятием (ёжик с иголками на теле, зеленая травка под ножками);
- учить различать цвета, дифференцируя их по цвету.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение различению цветов, соотнесение предметов по цвету.
- Учить детей моделировать образ ёжика, вставляя иголки в «туловище».
- Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на «иголки» ежа.
Развивающие:
- Развивать чувство формы, координацию в системе «глаз-рука».
- Способствовать развитию памяти, речи и воображения.
- Стимулировать развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к лепке, коллективной работе.
- Прививать интерес к получению знаний.
- Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.
Предварительная работа
Рассматривание изображение ежей в детских иллюстрированных изданий, рассказ педагога о внешнем виде ежей. Чтение рассказа Е.Чарушина «Ёжик» в книжке с авторскими иллюстрациями (любое издание) или в «Хрестоматии для маленьких» под редакцией Л.Н. Елисеевой, кукольный театр «Ёжик».
Оборудование
Игрушечный ёжик, муляжи грибов; картина или фото «Осенний лес», желтые, зеленые, красные листья из картона (для каждого ребенка), Желтая, зеленая, красная тарелочки, кленовые листья, костюмы «Ёжиков», незавершенные фигурки ёжиков – пластилиновые конусы или овоиды (в форме яйца), подготовленные педагогам к занятию, разный материал для иголок на выбор: семечки подсолнуха, спички, ватные палочки, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 1,5-2,0 см, подготовленные педагогом к занятию вылепленные «яблочки» и «грибочки», «полянки» из цветного картона.
Основные методы и приемы
Создание игровой ситуации, как способ привлечения внимания детей.
Использование кукольного театра, как способ снятия эмоционального напряжения.
Использование музыкального сопровождения (хоровод «Ёжик»), как способ развития слухового внимания.
Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушки, картинки, фигурки кукольного театра) для повышения речевой активности, формирование способности к общению.
Чтение художественных произведений (потешка «Ёж и ежата», стихотворение М. Картушиной «Колючий ёж»), как способ обучения детей умению принимать воображаемую ситуацию.
Создание воображаемой ситуации для воспроизведения услышанного и увиденного материала.
Использование вопросов для усвоения и взаимосвязи последовательности действий, характеризующих ситуацию в целом.
Рассказ с названием служит для использования ребенком слов и фраз, услышанных от взрослого.
Дидактическая игра «Соотнеси листочки по цвету» – для обучения различению цветов, соотнесению предметов по цвету.
Динамическая пауза – как способ релаксации детей.
Пальчиковая гимнастика «Ежонок» для развития мелкой моторики рук.
Показ воспитателя, как способ восприятия и активизации материала.
Обучение детей техническому приему (нанизывание пластилиновых шариков на «иголочки» ежа), как способ воспроизведения знакомого образа.
Использование раздаточного материала для дифференцированного подхода.
Обыгрывание результатов работы.
План занятия
Оргмомент
– хоровод «Ёжик»
– чтение стихотворения М. Картушиной «Колючий ёж»
Подготовка к восприятию материала
– дидактическая игра «Соотнеси листочки по цвету»
– динамическая пауза (воображаемая ситуация)
– чтение потешки «Ёж и ежата»
Практический этап
– использование превращений (отобразительная игра «Я – ёжик»)
– пальчиковая игра «Ежонок»
– моделирование образа ёжика (вставляя «иголки» в туловище для придания характерных особенностей внешнего вида)
– нанизывание пластилиновых шариков на «иголки» ежей, для развития мелкой моторики рук
Подведение итогов занятия
– обыгрывание результатов работы
– использование стихотворения М. Картушиной «Ёжик, ёжик, где твой дом?»
Ход занятия
Оргмомент
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён осенний лес. Звучит фонограмма «Песня ёжика» сл. и муз. М. Картушиной.
Рисунок 1
– Ребята, давайте представим , что мы идем на прогулку в осенний лес.
Дети встают друг за другом и идут по кругу. Педагог рассказывает и показывает движения, дети повторяют за ним.
Хоровод «Ежик»
1. Маленький ежик, четверо ножек.
По лесу идет, песенку поет.
(дети идут по кругу)
Фуфты, фуфты, фуфты, фу
(поочередно выставляют вперед руки)
Сладко яблочко несу.
(поворачиваются вправо-влево, держа руки на поясе)
2. Фуфты, фуфты, фуфты, фу
(поочередно выставляют вперед руки)
Ребятишек угощу
(разводят руки в стороны, слегка кланяясь)
3. Маленький ежик, четверо ножек
К деткам прибежал, с ними поиграл.
(поочередно выставляют ноги на пятки)
– Осень в лесу. Оделся лес в золотой наряд. Много грибов прячется под листочками. Звери к зиме готовятся, складывают припасы в кладовые. Вот ёжик и вышел поискать грибы. Да поиграть с детками. А где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находится ёжик.
Чтение стихотворения М. Картушиной «Колючий ёж»
– Ёжик. Весь в иголочках зверек
С головы до самых ног:
– Ты куда, колючий еж,
Ты куда идешь-бредешь?
– Шарю, шарю по кустам,
Добываю пищу сам.
Я грибы в траве ищу
И домой к себе тащу.
Стихотворение обыгрывается игрушками.
Рисунок 2
Подготовка к восприятию материала.
– Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Красные, желтые, зеленые. Он просит вас помочь разложить их по тарелочкам.
– Дети, какого цвета этот листочек? А этот?
– А какого цвета эта тарелочка? А эта? И т.д.
Дети называют цвета листьев и раскладывают их соответственно по цвету в тарелочки.
Рисунок 3
Динамическая пауза (педагог предлагает одеть детям шапочки ежат).
– А сейчас давайте мы превратимся в ежат и поиграем.
Чтение потешки «Ёж и ежата».
– Под березкой на пригорке
(поднимаем руки вверх, затем кончики пальцев обеих рук прижимаем друг к другу, ладошки отведены в сторону)
– Старый еж устроил норку.
(раздвинутые пальцы обех рук отвести назад за спину, затем нижние части ладоней и мизинцы прижать друг к другу, а остальные пальца раздвинуть по кругу)
– А под листьями лежат
(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы, затем прямые пальцы обеих рук прижать друг к другу и наклонить в сторону)
– Двое маленьких ежат.
(пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны при этом приседая, затем раздвинутые пальцы обеих рук отвести за спину)
Потешка обыгрывается педагогом вместе с детьми.
Рисунок 4
Практический этап
Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и предлагает рассмотреть ёжика, демонстрируя при этом игрушечного ежа.
Рисунок 5
Обучение превращениям – начало отобразительной игры «Я – ёжик».
– У меня колючие иголки и длинный носик. Лапки хоть и маленькие, да бегаю я быстро. Живу я в норке, умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок – ни головы ни ножек не видно – и лежу себе на лесной тропинке. Люблю грибы и от яблок не откажусь – с удовольствием съем.
Вопросы к детям:
– Что у ежика на спине?
– Где живет ежик?
– А что любит ежик?
А сейчас давайте покажем ежику как мы умеем играть с пальчиками.
Пальчиковая игра «Ежонок»
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
(одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательный, средних, безымянных пальцев и мизинцев)
Рисунок 6
Продолжение «превращения» – отобразительной игры «Я – ёжик».
– Запас я грибов и ягод на зиму. Да вот живу я в норке один. Нет у меня ежат. Скучно мне одному, где мне взять маленьких ежат? Я их угощу грибами и ягодами.
– Ребята, а давайте поможем ежику, и что бы он не грустил, слепим для него маленьких ежат.
Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками. Показывает конусы и овоиды (в форме яйца) и сообщает, что ёжики без колючек. Просит потрогать ёжиков за носики и аккуратно вытянуть, спинку слегка погладить. Обращает внимание детей на спички, семечки, части ватных палочек и трубочек для коктейлей и советует использовать их для оформления колючей шубки ёжиков.
Педагог спрашивает, как можно прикрепить колючки к шубке. Дети ищут свои способы: выбирают материалы по своему желанию и «помогают» ёжикам нарядится. При выполнении этого задания некоторые дети используют разные материалы (и это решение тоже имеет право на воплощение). При желании дети могут оформить иголки ёжиков пластилиновыми яблочками и грибочками.
Рисунок 7
После оформления дети размещают своих ежиков на «полянках», заранее приготовленных педагогом.
Подведение итогов занятия
Педагог хвалит детей за старание и дружную работу.
– Ребята, а сейчас мы возьмем наших ёжиков и пойдем на цветочную поляну к ёжику. Вот он обрадуется приходу таких веселых ежат!
– Добрый день, колючий ёж!
Жалеко ли ты живешь?
Ёжик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой,
Приглашая в домик свой!
Дети размещают своих ёжиков на «полянках» на общую выставку.
Рисунок 8