Этапы урока. | Цель этапа. | Деятельность участников образовательного процесса. |
1 этап- Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока. | Проверить уровень базовых знаний и
умения применять приобретённые знания на
практике. Сформулировать тему и цель урока. Установить внутрикурсовые связи. Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования. |
Приветствие участников
образовательного процесса. Запись в тетради: даты урока, вида деятельности (классная работа) Учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся: Форма взаимодействия - индивидуальная работа учащихся. <Рисунок 1>, 2 страница конспекта. Приложение 1, Приложение 2. Решить уравнения, заполнить таблицу ответов (у каждого учащегося на парте лежит таблица), время работы 5 минут: ФИ учащегося. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 Решить уравнение двумя способами (решение оформить в тетради), время для работы 10 мин., <Рисунок 2>, работу можно выполнять самостоятельно, а можно объединиться в группы (пары), если есть желание обсудить проблему: №1 №2 (дополнительное) 1 вариант 2 вариант Во время выполнения учащимися Задания 2 учитель проверяет заполненные таблицы "Простейшие иррациональные уравнения", следит за работой групп и учащихся класса, знакомится с записями учащихся в тетради. Через 15 мин. учитель организовывает обсуждение. Форма взаимодействия - беседа , 2-3 мин. (учащиеся вступают в беседу: называют способы решения уравнений, формулируют мысли, идеи которые пытались реализовать, для этого можно использовать возможности ИД, для демонстрации результата, например, графического способа решения). <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5.1>,<Рисунок 5.2>, 3-6 страница конспекта Ожидаемый результат: 1 способ. Использование схемы 2 способ. Использование метода введения новой переменной 3 способ. Графический метод (для №1) Подведение итога работы на этапе. Форма взаимодействия - беседа, 2-3 мин. Какой способ решения Вы считаете более рациональным для решения задания №1? Когда можно применять метод введения новой переменной? Тема урока связана с метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений, (учитель вытаскивает за звёздочки на ИД тему урока) Учитель: Можно ли назвать данный урок - уроком изучения нового материала? (учащиеся вступают в беседу: определяется вид урока, формулируют цели урока для себя - в результате обсуждения появляется цель урока - учитель вытаскивает за звёздочки на ИД цель, <Рисунок 6.1>, <Рисунок 6.2>, 7 страница конспекта) Учитель: В процессе практикума существенно пополнится запас знаний о методах и приёмах решения иррациональных уравнений (которые можно применять и при решении других видов уравнений и неравенств). Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели. Учитель выдаёт проверенные работы учащихся. В Лист самоконтроля каждый учащийся заносит результаты: за каждый "+" в таблице - 1 балл; за верно решённые уравнения задания 2- 2 балла (за каждый способ), за идею, которая могла привести к верному решению,-0,5 балла, за верно решаемое уравнение, но недовведенное до верного ответа или за решение с вычислительной ошибкой 1 балл. |
2 этап - актуализация знаний. | Актуализировать знания учащихся; Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования. |
Форма взаимодействия - групповая
работа по желанию учащихся или парная работа (если
групповая работа, то группы формируются по
желанию учащихся, но не более чем 4 человека в
группе, в рабочем режиме) 2 задание. Решить задание № 2(из таблицы). 1 и 2 вариант соответственно, время 10-12 мин. Задание группам (парам):
Подведение итога работы, время 3-5 мин.- /. Презентация, 4-5 слайд учителя, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>- один из учащихся знакомит со способом решения, формулирует ответ, учитель демонстрирует оформление решения, остальные учащиеся проверяют решение в тетради, вносят необходимые изменения, корректируют решение, рядом с ответом ставят знаки "+", или "-", или "+" по итогам самопроверки. // Вавилов В.В. и др. задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие.- М.: Наука. 1988.- 240 с. /. Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели. Приём решения уравнений и неравенств метод введения новой переменной хорошо известен, поэтому 1 из продуктов деятельности на этапе - итогом работы на этапе - может служить алгоритм решения предложенных уравнений. Ожидаемый алгоритм: Ввести переменную, например, , Найти , Найти , Записать систему равносильную исходному уравнению Решить систему и выполнить обратную замену; Решить полученную совокупность простейших иррациональных уравнений или простейшее иррациональное уравнение 2 продуктом деятельности - является верное решение иррационального уравнения метод введения новой переменной В Лист самоконтроля: за каждый "+" - 2 балла, за "+" - 1 балл, если исправлены недочёты другим цветом, после самопроверки, за верное исправление ошибки в работе партнёра - 0,5 балла |
3 этап - основной этап. | Проверить уровень усвоения
теоретического материала и умения применять
приобретённые знания на практике. Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования. |
Учитель: Приём решения уравнений и
неравенств метод введения новой переменной
хорошо известен, поэтому мы данный приём
повторили и закрепили на предыдущих этапах. На
данном этапе мы рассмотрим метод замены
неизвестных для различных частных случаев
уравнений, не записанных в виде Форма взаимодействия - групповая работа (группы сформированы моногенные- одинакового уровня обученности по данной теме), <Рисунок 9> 3 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 3-5 мин. Задание группам: "Мозговой штурм"- найти 2 способа (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты; При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом "консультация с учителем" (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации); Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение-1 способом; 2 чел. - 2 способом; Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения; Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-3 балла; Получают право выполнять следующее задание. 4 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 5-7 мин. Задание группам: "Мозговой штурм"- найти 2 способа (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты; При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом "консультация с учителем" (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации); Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение-1 способом; 2 чел. - 2 способом; Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения; Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла; Получают право выполнять следующее задание. 5 задание. Решить уравнение, время 7-10 мин. Задание группам: "Мозговой штурм"- найти способ (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты; При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) воспользоваться правом "консультация с учителем" (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации); Оформить решение, найденное в ходе обсуждения в тетради; Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения; Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла; Получают право выполнять следующее задание. 6 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 10мин. Задание группам: "Мозговой штурм"- найти 2 способа (не обязательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты; При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом "консультация с учителем" (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации); Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение в тетради -1 способом; 2 чел. - 2 способом; Проверяют оформленные решения в группе, вносят изменения; Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла; Получают право выполнять следующее задание. 7 задание (дополнительное). Решить уравнение, время 7-9 мин. // Олехник С.Н. и др. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся.- М.: Экзамен. 1998.- 192 с. /. Задание группам: "Мозговой штурм"- найти способ решения (не обязательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты; При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом "консультация с учителем" (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации); Оформить решение, найденное в ходе обсуждения в тетради; Проверяют оформление решения в группе, вносят изменения; Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-7 баллов. Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели. 1 из продуктов деятельности на этапе - итогом работы на этапе - может служить алгоритм решения предложенных уравнений; 2 продуктом деятельности - является верное решение иррациональных уравнений; 3 продуктом деятельности - является у одних знакомство, у других - освоение, у третьих - применение рассматриваемых методов в новой ситуации. В Лист самоконтроля: внести заработанные баллы на данном этапе уроке. Приложение 2. |
4 этап-подведение итога урока. | Обобщить результаты совместной
деятельности всех участников образовательного
процесса. Оценить достигнутый результат и свою деятельность. Формирование компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативных, социально-трудовых компетенций |
Форма взаимодействия- беседа, время 5
мин. Записать домашнее задание в дневники (страница конспекта 8), <Рисунок 10>. Рефлексия всех участников образовательного процесса (страница конспекта 10). <Рисунок 11>, в виде графиков в тетради ( образец в листе самоконтроля), поставить заработанные баллы на третьем этапе урока в лист самоконтроля. Обобщить результаты деятельности. Приложение 1, Приложение 2 Учитель: анализ результатов деятельности состоится на следующем уроке, после проверки тетрадей и ознакомления с записями вашими в листе самоконтроля. Предварительная оценка деятельности: "+"-:., "-"-:.., надо работать над:., задачи урока - выполнили (не выполнили, частично,:), достигли в целом желаемого результата. За урок спасибо! До свидания! |
Урок-практикум "Иррациональные уравнения. Метод введения новых переменных". 10-й класс
Разделы: Математика, Внеклассная работа
Класс: 10