Конвенция ООН о правах ребенка. Знакомимся и размышляем

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • первоначальное знакомство с Конвенцией о правах ребенка, развитие правовой культуры, определение уровня знания прав и свобод.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
  • познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

развивающие:

  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.
  • воспитательные:
  • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

Форма занятия: беседа, обсуждение, игры.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно - иллюстративный, игровой.

Дидактические средства: термины для второго этапа игры, термины для ассоциации, перечень прав, наушники (беруши), фломастеры, листы бумаги, планшеты.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный этап:

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Приветствие педагога.

Все участники встают в два круга лицом друг к другу. Им предлагается задание поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.

Игра "Белое солнце пустыни"

Педагог: я предлагаю всем присутствующим принять участие в озвучивании отрывка из фильма "Белое солнце пустыни".

Все согласны? Сначала давайте распределим роли.

В нашем отрывке баркас с Верещагиным отходит от берега и взрывается в море. Компания делится пополам.

Одна половина по команде ведущего быстро и непрерывно говорит: "Тыр- тыр-тыр",а другая - "Чух-чух-чух". Вместе как раз получится шум мотора баркаса. Несколько раз прорепетируем. Теперь требуется девочка на роль жены Верещагина. По команде ведущего она будет пронзительно кричать:

"Паша! Паша!". Репетируем. Еще нам нужен мальчик на роль Сухова. Его задача - басом крикнуть: "Верещагин! Не заводи мотор!". Он пытается спасти жизнь товарищу, поэтому кричать нужно громко и отчаянно. Репетируем. Ну и в заключении репетируем звук взрыва. Каждый "Взрывается" как умеет.

Теперь преступаем к озвучиванию. Все готовы? Мотор! По сигналу ведущего каждый выполняет свою роль.

1 группа - тыр-тыр-тыр (шумят до самого взрыва)

2 группа - чух-чух-чух (тоже шумят до взрыва)

Девочка (на фоне шума баркаса): Паша! Паша!

Мальчик: Верещагин не заводи мотор!

Все вместе: Бух-х-х (взрыв).

Ребята первый раз получается не очень хорошо. Попробуем еще раз.

- Всем спасибо за работу! Молодцы!

II. Изучение нового материала.

Цель для учащихся: формировать положительное отношение к правам других.

Цель для педагога: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции.

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу - единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Скажите, прав ли сын в этой семье?- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Ответы детей:

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • помогать старшим;
  • добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по- вашему, мнению нарушаются права детей. (Приложение)

Педагог:

- Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Ребята как называется наше общество? (Россияне)

- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

- В обществе всех людей на земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество. (общество детей)

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

  • ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
  • около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.
  • 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу

- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется "Конвенция о правах ребенка"

Педагог: это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (Хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

- Кто запомнил, когда был принят этот документ?(на слайде-принят в 1989г.)

- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция - это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция - это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок - это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;
  • на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

- Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

- Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

Разминка:

Упражнение "Я рад общаться с тобой"

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: "Я рад общаться с тобой". Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

Педагог : Для того чтобы включится в работу по изучению своих прав и прав человека вообще, предлагаю вам игру по идее телевизионной игры "Пойми меня". А мы назовем нашу игру "Имею право"

Цель игры: определить степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания своих прав и свобод.

Оборудование: наушник (беруши), фломастеры, листы бумаги, планшеты.

Для проведения игры формируется две команды.

1этап "КОМАНДА-КАПИТАН".

Командам дается задание придумать названия, защитить его, выбрать капитана. Завершается этап защитой названия.

2 этап "ПОЙМИ МЕНЯ".

Команды выстраиваются в ряд. Все игроки закрывают уши наушниками(или выходят в коридор).

Ведущий показывает капитанам один из типичных правовых терминов. Капитаны просят игрока, стоящего следом, снять наушники. Объясняют термин, не используя ни жестов, ни рисунков.

Второй игрок должен правильно назвать термин, а затем объяснить его следующему игроку.

На "передачу" термина от первого игрока до последнего дается 1 минута. Если же команда назвала термин правильно, каждому игроку присуждается по 1 баллу. Командные баллы суммируются.

Если термин назван неправильно, команде не присуждается ни одного балла. Если термин назван неправильно на третьем, четвертом или пятом шаге, команде засчитывается число баллов, соответствующее количеству правильных ответов.

Сначала играет одна команда, затем другая поочередно после окончания тура, капитан переходит в конец шеренги.

Игру начинает второй игрок.

Если команда не справляется, на следующем туре ее может заменить команда - дублер.

3 этап "МОИ ПРАВА".

Командам дается список возможных прав и свобод человека.

Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Российским законодательством.

На задание дается 2 минуты

Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.

4-этап "АССОЦИАЦИИ"

Капитану называют термин, просят назвать слова- ассоциации.

Записываются слова.

Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды, по очереди фиксируется число совпадений. За каждое совпадение дается 1 бал. Подсчитывается общее число баллов. Определяется и награждается победитель и участники.

Анализ игры.

По результатам игры требуется ответить на следующие вопросы:

  1. Совпадает или различается степень правовой информированности членов детских организаций и подростков?
  2. Насколько отличается стартовая организованность у разных групп детей?
  3. Необходимо ли проводить специальные встречи (или другие дела) по разъяснению прав и свобод детей?
  4. Существует ли необходимость контрольной игры по итогам.

III этап урока: Закрепление нового материала

(практическая работа по ситуациям).

Ситуации

1. Папа с мамой осуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взгляну на неё, сказала: "Помолчи, не доросла ещё".

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

2. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет.

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

3. Мать пятнадцатилетнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

Правомерно ли требование матери?

Подарки Александры и Владимира.

(конфликтная ситуация)

Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя, как и хотел, получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада - ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом Фан-клубе, спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.

Сначала брат и сестра были очень довольны, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила Володю сделать перерыв в прослушивании и подпевании песен, записанных на кассете, и дать возможность поиграть ей на гитаре. Володя сказал, что её "бренчание" на "балалайке" не беспокоит, и он может усилить звук. Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт подпевая какие-то отрывки из песен. Тогда Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы к ситуации:

  1. Как произошёл этот конфликт? Почему?
  2. Что чувствовали действующие лица?
  3. Счастливый ли был конец?
  4. Как это конфликт был предотвращён?
  5. Какие ещё могли быть варианты его завершения?
  6. Какие и чьи права были проигнорированы?

Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Выход из конфликта - совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

IV. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем, и какая доля ответственности и обязанностей возникает в связи с правоспособностью.

Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

Как мы это делали?

Зачем мы это делали

Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?

Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа - ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: "Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд". Дети, идите же только вперёд!

Ребята вы сегодня все активно обсуждали тему занятия и дружно участвовали в играх, молодцы!