Цели урока:
- образовательные – повторить и обобщить полученные знания по теме “Четырехугольники”; закрепить полученные знания при решении задач; подготовиться к контрольной работе;
- развивающие – продолжить вырабатывать внимание, аккуратность, самостоятельность, развивать творческие способности, познавательную активностью;
- воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, мобильности, умении общаться, общей культуры.
Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки для проверки теоретических знаний (с копировальной бумагой); с текстами задач; с домашним заданием.
В течение урока, при ответах на вопросы и при решении задач ученики получают жетоны за правильные ответы: темные, ценой 1 балл, и яркие , ценой 3 балла. Чтобы получить оценку “5” необходимо набрать не менее 6 баллов, а чтобы получить оценку “4” – необходимо набрать 4 – 5 баллов.
Ход урока
1. Работа по готовым чертежам:
Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
- Назовите фигуры, у которых противоположные стороны параллельны.
- Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники.
- Почему фигура №12 не является четырехугольником?
- Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны.
- Как называются эти фигуры?
- Что вы знаете о параллелограмме?
- Чем интересен параллелограмм №5, что вы знаете о нем?
- Чем интересен параллелограмм №8, что вы знаете о нем?
- Чем интересны четырехугольники №6 и №9, что вы знаете о них?
- Чем интересен параллелограмм №10, что вы знаете о нем?
- Какие четырехугольники обладают осевой симметрией?
- Какие четырехугольники обладают центральной симметрией?
Какие четырехугольники обладают и осевой симметрией, и центральной симметрией?
2. Устная работа.
Необходимо ответить на вопросы:
1. Знаете ли вы меня?
Хочу проверить.
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам.
2. И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня и не назвали.
И хоть я не зовусь квадратом,
Он мне приходится родным братом.
3. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
Но все ж, скажи, дружок, кто я?
4. Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.
5. Сказка – вопрос.
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению.
И вот один старый параллелограмм сказал: “Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем”.
Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам”.
Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.
Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.
По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
Кто стал королем?
Кто был основным соперникам?
Кто первым вышел из соревнования?
У каждого ученика листы с заданием в двух экземплярах и копировальная бумага. Они отвечают на вопросы, первый экземпляр сдают, а по второму – сами себя оценивают.
1. Заполните таблицу, отметив знаки + (да) и – (нет).
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | + |
+ |
+ |
+ |
2. Все стороны равны. | - |
- |
+ |
+ |
3.Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°. | + |
+ |
+ |
+ |
4. Все углы прямые. | - |
+ |
- |
+ |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + |
+ |
+ |
+ |
6. Диагонали равны. | - |
+ |
- |
+ |
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и
являются биссектрисами его углов.
|
- |
- |
+ |
+ |
2. (1 вариант.) Выберите правильный ответ.
1) Любой прямоугольник является:
а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
2) Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник – …
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
3) Ромб – это четырехугольник, в котором…
а) диагонали точкой пересечения делятся
пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой
пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие
стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.
(2 вариант.) Выберите правильный ответ.
1) Любой ромб является:
а) квадратом;
б) прямоугольником;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
2) Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм – …
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
3) Прямоугольник – это четырехугольник, в котором…
а) противолежащие стороны параллельны, а
диагонали равны;
б) диагонали точкой пересечения делятся пополам
и являются биссектрисами его углов;
в) два угла прямые и две стороны равны;
г) нет правильного ответа.
4. Решение задач (см. здесь).
5. Итог урока. Выставление оценок.
6. Домашние задание:
1) Повторить теорию, глава V.
2) Подготовиться к контрольной работе.
3) Решить индивидуальные задачи.
Литература
- Геометрия. 7-9 классы. Учебник. Атанасян Л.С. и др. (2010, 384с.) 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
- Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Атанасян Л.С. и др. (2010, 65с.) 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 65 с
- Геометрия. 8 класс. Дидактические материалы. Зив Б.Г., Мейлер В.М. (2010, 159с.) 13-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Дидактические материалы по геометрии для 8 класса с углублённым изучением математики. Зив Б.Г., Некрасов В.Б. (2000, 80с.) М.: Просвещение, 2000. – 80 с.
- Тесты по геометрии. 8 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. – Фарков А.В. (2009, 110с.) М.: Экзамен, 2009. – 110 с.
- Геометрия. 8 класс. Тематические тесты. Мищенко Т.М., Блинков А.Д. (2008, 128с.) М.: Просвещение, 2008. – 128 с.