На уроках дети учатся понимать язык музыки, знакомятся с историей ее возникновения. Беседы о творчестве Н.А.Римского-Корсакова дают необходимые знания об истории музыки и ее творце, расшифровывают язык музыкальных произведений, а также помогают «проникнуть» в мир волшебных звуков. Особенностью этой программы является подробное изучение биографии композитора, его музыкального творчества и его связи с другими видами искусства.
Цель – знакомство детей с жизнью и творчеством Н.А. Римского-Корсакова, а также живописью и другими видами творчества, непосредственно связанных с музыкой композитора.
Задачи:
- развивать эстетический вкус и приобщать детей к лучшим произведениям классического русского искусства;
- развивать у детей образное мышление посредством слушания музыки, а так же способность правильно, чутко воспринимать музыку и умение музыкально-грамотно объяснить ее;
- воспитывать художественный вкус.
Форма урока: комбинированный медиаурок.
Понятия и термины: опера, балет, симфоническая сюита, музыкальная картина.
Материалы и оборудование:
- Благонравова Н.С. Музыкальная грамота и слушание музыки. Программа. – М.: 1988.
- Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – Санкт-Петербург: 2001.
- Лагутин А.И. Музыкальная литература для ДМШ. – М.: 2002.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М.: 2004.
- Ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд:
- Авторская презентация «Уроки Н.А.Римского-Корсакова»
- Иллюстрации к операм Н.А.Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Шехерезада», «Золотой петушок», «Сказания о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане».
Музыкальный ряд:
- Фрагменты из оперы Садко, Снегурочка, Сказание о невидимом граде Китеже, Золотой петушок, Сказка о царе Салтане, из симфонической сюиты Шехерезада и т.д.
- Песня-пляска «Собирались птицы» из оперы «Снегурочка»
- Марш царя Додона из оперы «Золотой петушок»
- Марш Берендея из оперы «Снегурочка»
- Белка из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
- Маршеобразное оркестровое вступление к I акту «Сказки о царе Салтане»
- Хороводная песня Садко
- Шехерезада. Вступление
- Шехерезада. Рассказ царевича Календера
- Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Жанровое разнообразие. Новаторство в жанре оперы.
- Обращение к сказочным и историческим сценам произведений А.С. Пушкина и Л.А. Мея. Отражение чувств и переживаний героев. Психологический реализм как метод раскрытия музыкального образа. (Опера «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко»)
- Многообразие содержания музыкальных произведений в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Отражение в музыке разнообразных явлений жизни – исторических событий, сюжетов произведений литературы и народного поэтического творчества, картин природы, передача чувств и переживаний человека («Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»).
- Идейность и поэтичность произведений. Глубокая связь с жизнью русского народа, его историей, образами народного творчества, образами родной природы. Народная песня – основа творчества Римского-Корсакова. Ведущая роль оперного жанра в творчестве композитора. ( «Снегурочка», «Садко»).
- Симфоническая сюита «Шехерезада». Программность, связанная с содержанием арабских сказок «1001 ночь». Контрастные образы Шахриара и Шехерезады. Картины моря и жанрово-танцевальные эпизоды. Восточный колорит. Музыкально-тематическая связь между отдельными частями сюиты.
Беседы о Римском-Корсакове
Особенной притягательной силой в творчестве Н.А.Римского-Корсакова являлись те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник-музыкант. «В сущности, мой род — это сказка, былина и непременно русские», — говорил композитор. В его произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности — такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В операх Римского-Корсакова на первый план выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе, счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращение к сказочным и историческим сценам произведений А.С. Пушкина и Л.А. Мея. Отражение чувств и переживаний героев. Психологический реализм как метод раскрытия музыкального образа. Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами. Симфоническая сюита «Шехерезада». Программность, связанная с содержанием арабских сказок «1001 ночь». Контрастные образы Шахриара и Шехерезады. Картины моря и жанрово-танцевальные эпизоды. Восточный колорит.
Одна из наиболее ярких и оригинальных сторон музыкального языка Римского-Корсакова — новизна, красочность и выразительность ладо-гармонических средств. В народно-бытовых оперных сценах преобладает диатоническая гармония, встречаются характерные народные лады, ладовые обороты, созвучия и аккорды. Наряду с этим поразительны гармонические открытия Римского-Корсакова в сфере сложных, изысканно красочных ладо-гармонических средств, типичных для его музыки фантастического содержания. Источником новаторского гармонического языка Римского-Корсакова явились сложные колористические средства Глинки и Листа. В дальнейшем композитор стал вводить в свои сочинения еще более новые и смелые гармонии, широко используя при этом необычные, выходящие за рамки мажора и минора лады: уменьшенный, увеличенный и другие, еще более сложные. Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое ощущение тональностей и даже отдельных аккордов — и сознательное применение гармонических средств для достижения определенных музыкально-колористических эффектов, как они представлялись фантазии композитора.