Работа с текстом задачи как развивающий элемент обучения на уроках физики

Разделы: Физика


Текст задачи: что привычнее, обычнее и проще для учителя физики и уже взрослых учащихся (ведь физика начинается в 7 классе, а это осознанный возраст). Но если устроить конкурс в классе любого возраста на правильное чтение текста задачи, то победителей будет одна треть. Типичными ошибками является замена второй половины слова на более знакомое с той же первой половиной, потеря смысловых пауз, неосознавание того действия, которое происходит в задаче, неправильное понимание грамматического согласования.

Типичный пример: задача №1063 из задачника Степановой Г.Н.

«Объем 160 г. кислорода, температура которого 27 градусов Цельсия…»

Учащиеся очень часто в данных пишут V=160!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Все учителя с этим знакомы, поэтому обязательно проговаривают физический процесс, происходящий в задаче, данные, представленные в задаче и то, что нужно найти. Возможно, этого достаточно на средне-статистическом уроке.

Но оптимальная задача обучения – это долговременные навыки, приводящие к самостоятельной успешности. То есть учащийся должен добиваться хорошего результата на экзаменах и в процессе самостоятельного обучения.

Хорошо понятый, осознанный текст задачи позволяет:

  • понять раздел физики, к которому относится данная задача;
  • правильно записать данные задачи в краткой форме;
  • представить физический процесс, описанный в задаче;
  • сделать рисунок:

Кстати говоря, нужно воздать методическую и психологическую хвалу рисунку к задаче. Процесс создания рисунка позволяет лучше представить, что происходит в задаче, осознать оптимальный алгоритм решения, а не стихийно пробовать все известные формулы, и самое хорошее в рисунке – это возможность успокоиться в экстремальной обстановке экзамена и сосредоточиться на решении.

Итак, умение грамотно воспринимать текст задачи – это несомненный фактор успешности. Как этому научить, какие приемы этому способствуют?

  1. Вопросы, стандартные и специфические:
  • К какой теме относится задача?
  • Что нужно найти?
  • Сколько известных данных?
  • Какие данные известны?
  • Какие состояния тела в задаче?
  • Сколько состояний тела в задаче?
  • Что уменьшается, а что увеличивается?
  • Что меняется, а что остается постоянным?
  1. Краткая запись условия («Дано»).
  2. Рисунок или рисунки, сопровождающие задачу, причем, количество рисунков соответствует количеству состояний тела в задаче.
  3. Задания, которые тренируют усиление внимания при прочтении текста задачи:
  • Сравнить несколько схожих текстов задач и несколько кратких записей условий этих задач и установить соответствие.
  • Задание типа «найди 3 отличия» в очень схожих текстах задач.
  1. Задания на применение синтетической функции мышления: по краткой записи восстановить текст задачи.

Наконец, важный момент, как повысить эффективность всех этих упражнений? Если использовать их при фронтальном опросе или при решении задачи всем классом как элемент пояснения учителя, то воспримут это только те дети, у которых сформирована мотивация к обучению вообще или те, которым нравится данный предмет в частности. Но если такие задания включать в самостоятельные, проверочные и контрольные работы, как задания, которые оцениваются и могут добавить баллы к оценке за работу в целом, то эти задания заинтересуют учащихся. А это означает повышение мотивации разбираться в тексте задачи, уметь четко представить, что в ней происходит.

Эти задания в глазах учеников имеют ряд преимуществ:

  • они не связаны с вычислениями;
  • они не требуют предъявить выученный материал;
  • они решаются с помощью внимательного прочтения текста, а не с помощью формул;

Учащиеся быстро понимают, что такие задания по силам всем, а не только хорошо успевающим по физике и стараются приложить терпение, чтобы научиться успешно их выполнять. Но эти задания развивают внимание и логику мышления. Также хочется добавить, что систематическое использование вопросов и рисунков по задачам в качестве самостоятельного задания в дальнейшем экономит время при разборе задач, это важно, так как количество часов физики имеет тенденцию к сокращению.

И еще один важный момент: вопросы о том, какой процесс происходит, какие параметры увеличиваются, а какие уменьшаются, сравнение очень похожих задач напрямую связаны с качественными задачами части В из материалов ЕГЭ.