Урок чтения и развития речи в 1-м классе по теме "Звук и буква Д, д"

Разделы: Начальная школа


Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида.

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. Психологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие.

Нарушение фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, психических процессов у учащихся с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения: запоминание образа буквы, деление слова на составные части, выявление каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог.

Кроме общих недостатков, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам или отдельным ученикам. Встречаются дети с тяжёлыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Всё это создаёт дополнительные трудности в усвоении такими первоклассниками навыков чтения.

Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения.

Цели урока:

  1. Ознакомить со звуком и буквой « Д д». Учить читать слова с буквой Д.
  2. Коррекция фонематического слуха, мелкой моторики, мышления, речи.
  3. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Задачи: Учить применять полученные знания при ознакомлении с новым звуком и буквой. Преодолевать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств.

Ход урока

I. Орг. момент

а) – Садятся дети, чьё имя начинается с гласного звука, с согласного звука.

б) – Какой урок? – Чему учимся на уроке? – Где пригодятся знания?

II. Сообщение целей и плана урока

– Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, стараться правильно говорить.

План урока (Поэтапный, картинный висит на доске).

  1. Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом).
  2. Проверим домашнее задание (картинка домика).
  3. Отдохнём (на картинке дети делают зарядку).
  4. Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак).
  5. Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).

III. Психологический настрой

– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок. Дети говорят стихотворение (хором).

Мы сюда пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
работаем старательно.

IV. Упражнения для пальцев рук

(Используются массажные шарики «Су-джок» и сопровождается стихотворением «Пальцы – дружная семья».

Пальцы – дружная семья,
друг без друга нам нельзя (сжимаем шарик).
Вот большой! А это средний.
Безымянный и последний –
наш мизинчик, малышок!
У-у-у! Указательный забыли (катаем шарик по пальцам).
Чтобы пальцы дружно жили,
будем их соединять
и движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.
И рога оленя даже…
Мы про зайку не забудем –
ушками водить мы будем (показывают рога и уши животных).
Чтобы чётко говорить,
надо с пальцами дружить (выполняют упражнение «Ребро, кулак, ладонь»).

V. Дыхательная гимнастика

Игра «Раз, два, три – без ошибки повтори».

  1. Вдох – на выдох – а, у, и.
  2. Вдох – на выдох – я, ю, е

VI. Артикуляционная гимнастика

(в стихах, сопровождается показом картинок)

  1. Круглый рот.

  2. Свои губы прямо к ушкам
    растяну я, как лягушка.

  3. А теперь слонёнок я –
    хоботок есть у меня.

  4. Язык лопаткой положи
    и спокойно подержи.

  5. Язык иголочкой потом
    и потянем остриём.

  6. На качелях я качаюсь –
    вверх, вниз, вверх, вниз.

  7. Я лошадка – Серый Бок! (4 раза цокают).
    Я копытцем постучу (4 раза цокают).
    Если хочешь – прокачу ( 4 раза цокают).

VII. Проверка домашнего задания

1. Дети задают друг другу вопросы.

– Какие бывают звуки?

– Как определяем гласный звук?

– Как определяем согласный звук?

2. Беззвучная артикуляция а, у, м, и, ц. (Дети сигналами показывают гласный или согласный и говорят).

3. Чтение слогов.

ЛИ – СА – МА – КИ – НО – СИ – ЛА

а) Шепотом.
б) Цепочкой.
в) Хором: медленно – тихо, громко – быстро.
г) Из слогов составьте слова и объясните их значение.

VIII. Физминутка (речевая)

Вот помощники мои.
Их как хочешь – поверни.
Так и эдак, эдак – так –
не обидятся никак.
Руки в стороны, в кулачок,
разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
в сторону и накрест.
Тук – тук –
повернёмся мы вокруг.

IХ. Ознакомление с новым материалом

1. Беседа около экологического букваря.

– Какое время года наступило? Какая стала погода? Правильно. Стало теплее. Дети больше играют на улице, радуются солнцу, поют песни. Мы пришли в лес. Как хорошо, красиво в лесу, хочется петь. Давайте споём песню. (Дети поют и имитируют игру на инструментах).

«Я на дудучке играю – ду-ду-ду. А потом на балалайке – динь-динь-динь». – «Динь, динь. Ду, ду.»

– Какой первый звук?

– Какой звук и букву будем учить?

2. Ознакомление со звуком.

а) Артикуляция звука «д» ( с зеркалом). Определение согласный или гласный, звонкий или глухой.

б) Игра «Поймай звук» (хлопают в ладоши).

  • В звуках: а, о, м, д, в, п, д, у, ж, д, ш, з, д.
  • В слогах: ка, то, да, ты, мы, ки, до, ха, ра, ду.
  • В словах: дом, парта, помидор, окно, друг, кружка, солдат, стол, дятел.

в) Упражнение «Ленивые восьмёрки» в сопровождении стихотворения о весне.

г) Работа у экологического букваря.

– Найдите картинки, в названиях которых есть звук «д» и определите место звука в слове. (Дом, двери, ведро, дерево, дым, радуга, дорога, дети, вода).

– Как нужно относиться к природе? Молодцы! Будьте природе другом.

д) В песне «Если с другом вышел в путь» услышьте слова со звуком «д». (1 куплет)

Если с другом вышел в путь, веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной.

3. Буква Д д.

Картинка (дятел). Называние слова, определение первого звука. Ознакомление с буквой. Показ буквы. Раздать букву детям под музыку. Заселение буквы в свой домик в кассе букв. Расположение в кассе букв.

– Вы узнаёте новые буквы, запоминаете их, составляете из них слоги, слова. Это всё вам пригодится в жизни. Чтобы лучше запомнить выполним упражнения.

  1. На что похожа? – На домик.
  2. Тактильное восприятие.
    а) Буква из наждачной бумаги.
    б) Сделать из проволоки.
    в) Выложить фасолью на песке.
  3. Показать телом (руки вверх – домик).
  4. Напечатать на спине товарища.
  5. На полу правой ногой,
  6. Упражнение «Носорог».
  7. Упражнения для закрепления образа буквы.

Игра «Найди букву».

а) Среди букв на столе.
б) На кубике, на плакате «Звуки и буквы».
в) На таблице

г) «Зашумлённые буквы».

4. Составление слогов (абаки).

– ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ.

X. Работа в учебнике.

1) – Найдите квадрат. Какого он цвета? Почему? Какая написана буква? Покажите большую букву, маленькую букву. Чем различаются буквы? (Размером).

– Справа от буквы написаны слоги. Прочитайте их.

– Слева, что нарисовано? (Дом) – Прочитаем.

– Что это? (Дома) (показ картинки).

2) – Сделаем звуко-буквенный анализ слова ДОМА.

3) Чтение слов с. 92. Объяснение значения каждого слова.

XI. Итог.

– С какой буквой познакомились? Какой это звук?

XII. Оценивание работы учащихся.

Литература: «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» А.К. Аксёнова – Москва: «Владос», 2000.