Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида.
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. Психологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие.
Нарушение фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, психических процессов у учащихся с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения: запоминание образа буквы, деление слова на составные части, выявление каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог.
Кроме общих недостатков, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам или отдельным ученикам. Встречаются дети с тяжёлыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Всё это создаёт дополнительные трудности в усвоении такими первоклассниками навыков чтения.
Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения.
Цели урока:
- Ознакомить со звуком и буквой « Д д». Учить читать слова с буквой Д.
- Коррекция фонематического слуха, мелкой моторики, мышления, речи.
- Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Задачи: Учить применять полученные знания при ознакомлении с новым звуком и буквой. Преодолевать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств.
Ход урока
I. Орг. момент
а) – Садятся дети, чьё имя начинается с гласного звука, с согласного звука.
б) – Какой урок? – Чему учимся на уроке? – Где пригодятся знания?
II. Сообщение целей и плана урока
– Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, стараться правильно говорить.
План урока (Поэтапный, картинный висит на доске).
- Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом).
- Проверим домашнее задание (картинка домика).
- Отдохнём (на картинке дети делают зарядку).
- Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак).
- Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).
III. Психологический настрой
– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок. Дети говорят стихотворение (хором).
Мы сюда пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
работаем старательно.
IV. Упражнения для пальцев рук
(Используются массажные шарики «Су-джок» и сопровождается стихотворением «Пальцы – дружная семья».
Пальцы – дружная семья,
друг без друга нам нельзя (сжимаем шарик).
Вот большой! А это средний.
Безымянный и последний –
наш мизинчик, малышок!
У-у-у! Указательный забыли (катаем шарик по пальцам).
Чтобы пальцы дружно жили,
будем их соединять
и движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.
И рога оленя даже…
Мы про зайку не забудем –
ушками водить мы будем (показывают рога и уши животных).
Чтобы чётко говорить,
надо с пальцами дружить (выполняют упражнение «Ребро, кулак, ладонь»).
V. Дыхательная гимнастика
Игра «Раз, два, три – без ошибки повтори».
- Вдох – на выдох – а, у, и.
- Вдох – на выдох – я, ю, е
VI. Артикуляционная гимнастика
(в стихах, сопровождается показом картинок)
-
Круглый рот.
-
Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка. -
А теперь слонёнок я –
хоботок есть у меня. -
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи. -
Язык иголочкой потом
и потянем остриём. -
На качелях я качаюсь –
вверх, вниз, вверх, вниз. -
Я лошадка – Серый Бок! (4 раза цокают).
Я копытцем постучу (4 раза цокают).
Если хочешь – прокачу ( 4 раза цокают).
VII. Проверка домашнего задания
1. Дети задают друг другу вопросы.
– Какие бывают звуки?
– Как определяем гласный звук?
– Как определяем согласный звук?
2. Беззвучная артикуляция а, у, м, и, ц. (Дети сигналами показывают гласный или согласный и говорят).
3. Чтение слогов.
ЛИ – СА – МА – КИ – НО – СИ – ЛА
а) Шепотом.
б) Цепочкой.
в) Хором: медленно – тихо, громко – быстро.
г) Из слогов составьте слова и объясните их значение.
VIII. Физминутка (речевая)
Вот помощники мои.
Их как хочешь – поверни.
Так и эдак, эдак – так –
не обидятся никак.
Руки в стороны, в кулачок,
разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
в сторону и накрест.
Тук – тук –
повернёмся мы вокруг.
IХ. Ознакомление с новым материалом
1. Беседа около экологического букваря.
– Какое время года наступило? Какая стала погода? Правильно. Стало теплее. Дети больше играют на улице, радуются солнцу, поют песни. Мы пришли в лес. Как хорошо, красиво в лесу, хочется петь. Давайте споём песню. (Дети поют и имитируют игру на инструментах).
«Я на дудучке играю – ду-ду-ду. А потом на балалайке – динь-динь-динь». – «Динь, динь. Ду, ду.»
– Какой первый звук?
– Какой звук и букву будем учить?
2. Ознакомление со звуком.
а) Артикуляция звука «д» ( с зеркалом). Определение согласный или гласный, звонкий или глухой.
б) Игра «Поймай звук» (хлопают в ладоши).
- В звуках: а, о, м, д, в, п, д, у, ж, д, ш, з, д.
- В слогах: ка, то, да, ты, мы, ки, до, ха, ра, ду.
- В словах: дом, парта, помидор, окно, друг, кружка, солдат, стол, дятел.
в) Упражнение «Ленивые восьмёрки» в сопровождении стихотворения о весне.
г) Работа у экологического букваря.
– Найдите картинки, в названиях которых есть звук «д» и определите место звука в слове. (Дом, двери, ведро, дерево, дым, радуга, дорога, дети, вода).
– Как нужно относиться к природе? Молодцы! Будьте природе другом.
д) В песне «Если с другом вышел в путь» услышьте слова со звуком «д». (1 куплет)
Если с другом вышел в путь, веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной.
3. Буква Д д.
Картинка (дятел). Называние слова, определение первого звука. Ознакомление с буквой. Показ буквы. Раздать букву детям под музыку. Заселение буквы в свой домик в кассе букв. Расположение в кассе букв.
– Вы узнаёте новые буквы, запоминаете их, составляете из них слоги, слова. Это всё вам пригодится в жизни. Чтобы лучше запомнить выполним упражнения.
- На что похожа? – На домик.
- Тактильное восприятие.
а) Буква из наждачной бумаги.
б) Сделать из проволоки.
в) Выложить фасолью на песке. - Показать телом (руки вверх – домик).
- Напечатать на спине товарища.
- На полу правой ногой,
- Упражнение «Носорог».
- Упражнения для закрепления образа буквы.
Игра «Найди букву».
а) Среди букв на столе.
б) На кубике, на плакате «Звуки и буквы».
в) На таблице
г) «Зашумлённые буквы».
4. Составление слогов (абаки).
– ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ.
X. Работа в учебнике.
1) – Найдите квадрат. Какого он цвета? Почему? Какая написана буква? Покажите большую букву, маленькую букву. Чем различаются буквы? (Размером).
– Справа от буквы написаны слоги. Прочитайте их.
– Слева, что нарисовано? (Дом) – Прочитаем.
– Что это? (Дома) (показ картинки).
2) – Сделаем звуко-буквенный анализ слова ДОМА.
3) Чтение слов с. 92. Объяснение значения каждого слова.
XI. Итог.
– С какой буквой познакомились? Какой это звук?
XII. Оценивание работы учащихся.
Литература: «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» А.К. Аксёнова – Москва: «Владос», 2000.