Терапия искусством: от здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию

Разделы: Музыка


В последнее время традиционные виды деятельности музыкального искусства - пение, слушание, интегрируются в контексте экологического подхода к природосообразности здоровьесберегающих технологий с медицинской точки зрения. Терапия искусством - новейшая здоровьесберегающая технология, отличающаяся творческой вариативностью.

Данная инновационная здоровьесберегающая психолого-педагогическая технология получила широкое распространение на уроках народного вокала в МОУ ДОД «ДМШ № 12» г. Ленинска-Кузнецкого в методике работы преподавателя Любови Юрьевны Громковой с вокальным ансамблем русской песни «Любушки». Вся профессиональная деятельность ансамбля направлена на то, чтобы народная песня поднялась на высочайший уровень исполнения, чтобы верное понимание народной музыки помогло людям увидеть истинную мудрость и непревзойденную гениальность народных традиций.

Приобщение подрастающего поколения к русской народной музыке, а это значит и к русской истории, нераздельно связано с музыкально-эстетическим образованием. Ещё на ранних этапах общественного развития старшее поколение стремилось передать молодежи накопленный жизненный опыт, знания. Из поколения в поколение народ передает через фольклор свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость. Все мы в долгу перед памятью этих поколений, перед народным искусством, столетиями формирующими обряды, действа, песни.

«Содержание русского фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Благодаря этому русский песенный фольклор приобрёл способность к нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь, является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека». «Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке. Фольклор культивирует главные витальные ценности – ценность жизни, здоровья, общения».

Освоение фольклорной (народной) певческой традиции на уроках народного вокала в ДМШ не только имеет целью музыкальное воспитание, обучение принципам народно-песенного творчества, развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, но и решает важную социально-культурную проблему, имеющую принципиальное значение в формировании личности, способной ощущать свою национальную принадлежность, жить в гармонии с окружающим миром.

Среди богатого арсенала сложившихся педагогических традиций, отражённых в фольклоре, наше внимание привлекает идея о целесообразности приобщения школьников к традиционному русскому песенному фольклору с целью решения арт-терапевтических задач современной здоровьесберегающей педагогики.

Данное положение послужило одним из оснований для разработки педагогической концепции сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья учащихся на уроках народного вокала в МОУ ДОД «ДМШ № 12», которая включает в себя исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности, сливаясь в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, танцевальными движениями и игрой на доступных детям народных инструментах и реализуется в системе прохождения учащимися трех ступеней обучения и освоения разработанного нами комплекса арт-терапевтических упражнений:

1 ступень (1 год обучения) – начальная: знакомство с малыми формами фольклора; устранение недостатков: певческих, дикционных; развитие ритмического и музыкального слуха; артикуляционная гимнастика; упражнения для укрепления мышечной системы языка, губ, щёк; упражнения по удерживанию определенной артикуляционной позы; интонационно-фонетические упражнения; тренировочные программы для грудного регистра детского голоса; тренировочные программы для головного регистра детского голоса; развитие певческого дыхания – правильный забор дыхания, правильный выдох; обучение пению в одном темпе, не отставая и не опережая; работа над дикцией в пении; работа над гласными; работа над согласными; работа над осмысленностью и выразительностью произношения текста; цепное дыхание.

2 ступень (2 и 3 год обучения) – развивающая: продолжение работы по постановке голоса в народной манере исполнения; соединение вокала с движением, шумовым музицированием; участие в постановке инсценированных обрядов и театрализованных представлений на основе фольклорного материала; артикуляционная гимнастика; динамика произношения; слышание и правильное интонирование; экономная артикуляция.

3 ступень (3 и 4 год обучения) – творческая: сольное исполнение народных песен; ансамблевое исполнение песен с развитой полифонической основой; расширение объема песенного репертуара; развитие умения петь на опоре открытым звуком, с четкой артикуляцией; пение песен а капелла; тренировочные программы на переходе из грудного регистра в головной регистр; упражнения, направленные на увеличение амплитуды движений звука; упражнения, направленные на уменьшение напряжённости артикуляционных органов; упражнения артикуляционной гимнастики с тренировкой вдоха и выдоха; работа над правильной интонацией, над опорой голоса, над правильным посылом.

Голос – это уникальный и совершенный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. В ходе работы над постановкой голоса развиваются органы дыхания, голосовые связки, тембрация, артикуляция и дикция. Правильное взятие вдоха (неподвижность плеч и грудной клетки), корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию. Более того, «…правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса и т. д.» [1].

Предлагаем упражнения, которые можно использовать перед каждым занятием или концертом. Условно назовем их дыхательными упражнениями для диафрагмы. Они хорошо организуют ребят, помогают сосредоточить внимание, настроится на серьезную работу.

Упражнение № 1

  • Встать прямо, руки положить на живот.
  • Сделать активный короткий вдох носом так, чтобы стенка живота отодвинулась вперед.
  • Выдох спокойный через нос.

Упражнение № 2

  • Сделать активный вдох носом. Следить за тем, чтобы не поднимались плечи и грудь.
  • Выдыхать короткими сильными толчками через плотно сжатые губы. (Выдохов может быть три и более).

Упражнение № 3

  • Сделать активный вдох носом.
  • Выдыхать тонкой длинной струйкой воздух через рот. Губы не вялые, мышцы лица и челюсти не напрягать.

«Под влиянием полученных музыкальных впечатлений у детей активизируется деятельность воображения. Она обогащается различными образами фольклорных произведений и это делает фольклорную музыку особенно близкой, дорогой, запоминающейся» [3].

Значительное место в репертуаре фольклорных коллективов занимают песенные жанры, требующие элементов движения или хореографии. К ним относятся шуточные, частушки, припевки, страдания, строевые, походные, «проходные», игровые, «частые» хороводные, плясовые и т.д.

К хореографическому движению относятся все элементы, имеющие свойства танцевальности, или создающие определенный рисунок хореографических построений. Именно хореографии фольклорные ансамбли во многом обязаны созданию зрелищности, яркости, живости и ощущения праздника народного искусства на сцене.

Исполнение песен вокальным ансамблем «Любушки» сопровождается сценическим и хореографическим движением, что помогает уменьшить или совсем снять внутреннюю скованность, научить координации движения и правильному совмещению пения с движением, выявить поведенческую характерность каждого исполнителя. «Танцевально-двигательная терапия способствует снижению утомляемости, снятию физического и психического напряжения, является профилактикой простудных и инфекционных заболеваний» [4]. В русском фольклоре хореография в большей мере существует не как самостоятельный вид, а как своеобразное сопровождение песен определенных жанров и стилей. Поэтому хореографическое движение в каждом конкретном случае различно. Рекомендуется на каждой репетиции чередовать вокально-певческую работу с хореографической, отводя каждой по 30 - 40 минут.

Наиболее часто музыкальные инструменты сопровождают частушки, страдания, игровые, шуточные и плясовые песни. В то же время музыкальное сопровождение используется при исполнении былин, баллад, исторических песен и духовных стихов. В отдельных случаях музыкальное сопровождение выступает в роли основного организующего начала, без которого ни песня, ни пляска не могут состояться.

Из народного инструментария фольклорные ансамбли чаще обращаются к гармошкам, балалайкам, разнообразным духовым (рожки, жалейки, свирели, окарины, «дудочки» и т.д.) и деревянным (ложки, трещотки, бубны, рубели и т.д.) инструментам. Реже - к скрипке, гуслям, кугикам (кувичкам), колесной лире, варгану, косе, колоколам, барабанке.

Как видно, возможностей для музыкального сопровождения в фольклорном ансамбле более чем достаточно. При желании можно создать интересные инструментальные образы. Однако следует помнить, что в певческом коллективе музыкальное сопровождение не должно быть использовано необоснованно и слишком часто, поскольку русская народная песенно-исполнительская культура сложилась главным образом как пение a'capel1a и накопила именно в этом огромный творческий опыт и уникальные шедевры непреходящей музыкальной ценности.

При нетрадиционных формах урока с вокальным ансамблем русской песни «Любушки» (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие, урок – концерт сквозного развития, фольклорный спектакль или музыкально – фольклорная пьеса с действующими лицами, персонажами и применением художественных средств собственно театрального искусства) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Психотерапевтическую направленность имеет надевание костюма и пребывание в нём участниц коллектива. «При этом имеют место смена образа и преобразование имиджа, а значит, учащийся начинает иначе двигаться, ощущать себя другим человеком (уникальной частью коллектива), изменяется его самооценка, возникает направленность мыслей на позитивное, происходит сублимация негативных чувств и агрессии, снимаются страхи, появляется свобода» [2].

Действие, разыгрываемое детьми при направляющей деятельности руководителя, вызывает эстетическое переживание участников-творцов. Чувство сопричастности и радости познания при водит к возникновению потребности общения, желания поделиться приобретенным. В таком постижении жизненного опыта посредством фольклора, нам видится огромная нравственна ценность, направленность на воспитание истинных ценителей художественного и этического наследия. Все участники «проживания» обрядового действа подымаются на новую высоту общения - сотворчество.

Руководитель фольклорного ансамбля определяет, формирует и направляет всю организацию и творческую деятельность ансамбля. От его личного вкуса, художественных позиций, приверженности тем или иным исполнительским стилям, теоретических и практических знаний зависит направленность и исполнительский состав ансамбля, степень сложности и уникальности репертуара, интенсивности концертной практики.

Руководитель определяет не только творческое направление коллектива в целом. От его взглядов на народно-певческое искусство зависит манера пения, характер интерпретации и сценической театрализованности концертной программы.

Формируя репертуар ансамбля, руководитель пользуется различными источниками. В одних случаях это сборники фольклорных песен, в других ­расшифровка записей, в-третьих - собственные материалы руководителя.

Организуя учебно-творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актерского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера и его психофизические свойства у каждого исполнителя. Такая работа помогает развить личностные качества ребят, определить творческого и организационного лидера, играющих немаловажную роль в жизни коллектива.

Практика комплексного приобщения учащихся к традиционному русскому народному песенному творчеству в нашей школе ярко демонстрирует позитивную динамику в развитии их коммуникативной сферы и коррекции нежелательных черт личности. Наши наблюдения показали, что применяемые арт-терапевтические методы в работе с учащимися на уроках народного вокала в МОУ ДОД «ДМШ № 12» (дыхательная практика, звуковой массаж органов, лечение вокалом, эмоциональные сбросы, танцевально-двигательная терапия, телесная терапия, драматерапия, цветотерапия и костюмотерапия), способствуют повышению уровня знаний, умений и навыков, творческого потенциала, комфортности, раскрепощению, самооценки и уверенности в себе, а так же активности и желанию участвовать в мероприятиях различных уровней и направленности.

Вокальный ансамбль русской песни «Любушки» - постоянный участник всех концертных программ школы и города, является неоднократным лауреатом городских, областных и международных конкурсов. Репертуар ансамбля «Любушки» - действенное средство пропаганды народного творчества, благодаря которому к национальному достоянию приобщается широкая аудитория, воспитывается любовь и уважение к народной культуре, развивается художественно-эстетический вкус и понимание народного искусства как непреходящей общечеловеческой ценности. Тем и привлекательно фольклорное искусство, что в нем каждый находит для себя место, несмотря на различие исполнительских возможностей. Любой человек, обладающий музыкальным слухом и ритмом, может стать участником фольклорного ансамбля, не испытывая неловкости или стеснения от того, что он, возможно, не имеет хорошего голоса и не владеет народной манерой пения. Принцип исполнения в фольклорном ансамбле дает возможность, участвуя в коллективном творческом процессе, одновременно развивать и индивидуальные способности.

Ведущие принципы фольклорной традиции - это совпадение обучения и исполнения, обязательная открытость освоенной фольклорной единицы (обряд, игра, жанр) для будущих вариантов модификаций на основе модели. Неоспоримое воспитательное и образовательное воздействие народной культуры способствует обретению в человеке чувства собственного достоинства, любви и гордости к родной культуре.

Руководитель, стремящийся обогатить мир своих воспитанников народным творчеством, пожнет плоды своего труда через учеников, бережно и чутко относящихся к фольклорным традициям, через учеников - носителей и продолжателей этой традиции.

Использование в нашей практике всей совокупности названных форм приобщения школьников к традиционному русскому музыкальному песенному фольклору, в конечном счете, ведёт к полноценному телесному, душевному и социальному благополучию, помогает повысить интерес к здоровому образу жизни и формирует ответственность за своё здоровье.

Список литературы

  1. Емельянов, В. В. «Развитие голоса». Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2004. – 192 с.
  2. Марахтанова, Г.Н. Народная песня на сцене: грани современной интерпретации // Народное творчество. 2006. № 6. С.9
  3. Назарова, Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002. – 240 с.
  4. Рудзик, Е.Е. Фольклор как фактор сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья школьников // Музыкальная психология и психотерапия. 2010. № 2. С.122-130