Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности ребёнка трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей, повышения качества обучения и воспитания младших школьников. Большая часть учителей видит эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребёнка, что соответствует новой концепции государственных стандартов общего образования.
Всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов , обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды
На развитие детей младшего школьного возраста существенно влияют формы организации их учебной деятельности.
Необычные уроки в начальной школе, по- прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом необычные уроки.
Формы организации таких уроков могут быть самыми разнообразными. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.
Урок делится на вводную, основную и заключительную части.
Я хочу рассказать о вводной части урока русского языка , т. е. об организационном моменте урока.
Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.
Как интересно начать урок?
Организационный момент
предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.
Требует от учителя:
- творческого подхода;
- вариации различных приёмов;
- поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.
Включает в себя:
- Организацию внимания учащихся;
- Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
- Актуализацию знаний учащихся.
- Цель данного этапа:Психологический настрой учащихся;
- Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива , определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Исходная мотивация:
- Актуализация мотивов предыдущих достижений;
- Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
- Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.
Сравните начало урока в различных типах организации урока
Традиционное начало | Нетрадиционное начало | Необычное начало урока |
|
|
|
Формы организации нестандартного начала урока:
- Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
- Мешок настроений.
- Аутотренинг.
- Музыка в подарок.
- «Дерево настроений».
- Психологическая установка на урок.
- Интегрированная разминка.
- Сказка.
- Мимические упражнения.
- Рифмованное начало урока.
- Игра.
- Вопрос (проблемный вопрос).
Начинаем урок русского языка в 3 классе:
1. Предлагается « Дерево настроений» + музыка в подарок.
2. Аутотренинг:
- Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов (ва) к работе.
- Работаю!
3. Интегрированная разминка:
- Какая гласная стоит всегда под ударением?
- Преврати мел- в мелкое место, получится слово?_________
- Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
- Найди лишнее слово в каждой строке
- пара, парный, паровой;
- носильщик, носатый, поднос;
- - лето, лететь, летний.
- С какой частью речи предлоги не употребляются?
- В каком слове пропущен разделительный ь?
Кол…я принёс кол…я для забора?
4. Отгадайте тему урока ( игра «да-нетка»).
Беречь, туч, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, мышь, молодёжь, багаж, испечь, стеречь.
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи;
- о наличии Ь на конце слова;
- о числе существительного;
- о роде существительного;
- о количестве слогов в слове;
Тема урока:«Правописание имён существительных мужского рода с шипящим на конце»
Рефлексия:
-Давайте закончим наш мастер-класс рефлексией. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Задайте себе вопрос:
- Что я здесь делаю?
- С какой целью я сюда пришёл(ла)?
- Каков результат?
- Что я буду делать дальше?