Нестандартное начало урока

Разделы: Начальная школа


Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности ребёнка трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей, повышения качества обучения и воспитания младших школьников. Большая часть учителей видит эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребёнка, что соответствует новой концепции государственных стандартов общего образования.

Всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов , обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды

На развитие детей младшего школьного возраста существенно влияют формы организации их учебной деятельности.

Необычные уроки в начальной школе, по- прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом необычные уроки.

Формы организации таких уроков могут быть самыми разнообразными. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.

Урок делится на вводную, основную и заключительную части.

Я хочу рассказать о вводной части урока русского языка , т. е. об организационном моменте урока.

Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.

Как интересно начать урок?

Организационный момент

предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Требует от учителя:

  • творческого подхода;
  • вариации различных приёмов;
  • поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.

Включает в себя:

  • Организацию внимания учащихся;
  • Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
  • Актуализацию знаний учащихся.
  • Цель данного этапа:Психологический настрой учащихся;
  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива , определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Исходная мотивация:

  • Актуализация мотивов предыдущих достижений;
  • Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
  • Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.

Сравните начало урока в различных типах организации урока

Традиционное начало Нетрадиционное начало Необычное начало урока
  1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)
  2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1. Рифмованное начало урока.
  2. Начало урока с элементами театрализации
  3. С эпиграфа к уроку.
  4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
  5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.
  1. Психологическая установка на урок.
  2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование фантазий.
  3. Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и т.д.
  4. Введение в тему урока.

Формы организации нестандартного начала урока:

  1. Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
  2. Мешок настроений.
  3. Аутотренинг.
  4. Музыка в подарок.
  5. «Дерево настроений».
  6. Психологическая установка на урок.
  7. Интегрированная разминка.
  8. Сказка.
  9. Мимические упражнения.
  10. Рифмованное начало урока.
  11. Игра.
  12. Вопрос (проблемный вопрос).

Начинаем урок русского языка в 3 классе:

1. Предлагается « Дерево настроений» + музыка в подарок.

2. Аутотренинг:

  • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я готов (ва) к работе.
  • Работаю!

3. Интегрированная разминка:

  1. Какая гласная стоит всегда под ударением?
  2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?_________
  3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
  4. Найди лишнее слово в каждой строке
  • пара, парный, паровой;
  • носильщик, носатый, поднос;
  • - лето, лететь, летний.
  1. С какой частью речи предлоги не употребляются?
  2. В каком слове пропущен разделительный ь?

    Кол…я принёс кол…я для забора?

4. Отгадайте тему урока ( игра «да-нетка»).

Беречь, туч, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, мышь, молодёжь, багаж, испечь, стеречь.

Возможные вопросы учащихся:

  • о части речи;
  • о наличии Ь на конце слова;
  • о числе существительного;
  • о роде существительного;
  • о количестве слогов в слове;

Тема урока:«Правописание имён существительных мужского рода с шипящим на конце»

Рефлексия:

-Давайте закончим наш мастер-класс рефлексией. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Задайте себе вопрос:

  1. Что я здесь делаю?
  2. С какой целью я сюда пришёл(ла)?
  3. Каков результат?
  4. Что я буду делать дальше?

Презентация