Литературное чтение «И.А. Крылов. Басня "Слон и Моська"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым произведением И. А. Крылова, вспомнить ранее изученные.
  2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы, развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

  3. Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь.
  4. Воспитывать интерес к чтению, расширять читательский кругозор детей.

Оборудование:

Презентация к уроку, проектор, компьютер, “чудо-мешок” с героями басен (ворона, стрекоза, очки, лебедь), карточки с пословицами для учащихся.

Ход урока

Слайды

1. Организационный момент.

1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, мысленно пожелать друг другу удачи и успехов.

2. Актуализация знаний.

– Перед вами три портрета. Как этих людей можно назвать одним словом? (писатели)

– Кто из них пишет стихи? Кто он? (Поэт)

– Кто пишет рассказы? Как его называют? (Прозаик)

– А что пишет Иван Андреевич Крылов? Кто он? (Басни, баснописец)

– Сегодня мы вновь встретимся с произведениями этого баснописца. Но сначала вспомним, что такое басня.

– Кто является героями в басне?

– В басне всегда есть насмешка над дурным поступком, который является….? (Пороком, недостатком)

– А как называется главная мысль в басне? (Мораль)

– У меня в руках “Чудо-мешок”. Он поможет вспомнить ранее изученные басни. В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. (Ворона, стрекоза, очки, лебедь).

 

Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2

 

3. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова. Прочитайте её название:

Слон и Моська

– Все знают, кто такой слон. А вот про Моську, думаю, нет.

– Кто такая Моська? Выбери нужную картинку.
– Моська – это маленькая собачка

Как вы думаете, почему названия этих животных даны с большой буквы? (это герои басни, действующие лица).

– Сравните их.

– Наверно не случайно сделал их И.А. Крылов героями своей басни. Подумайте об этом, когда будете слушать и постарайтесь представить то, что происходит в басне.

4. Открытие нового.

Чтение басни учителем.

5. Проверка первичного восприятия текста.

– Что вы представили, когда слушали эту басню?

– Какой момент запечатлён на иллюстрации?

– Заметил ли слон, что около его ног лает какая-то собачка? Откуда это видно?

 

 

Слайд 3

Слайд 4

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

6. Самостоятельное чтение басни (про себя).

– Прочитайте басню. Найдите слова, которые вам не совсем понятны. Подумайте над значением этих слов.

7. Словарная работа.

Напоказчтобы показать.

Отколе – так говорили в старину, синоним – откуда.

Шавка – непородистая собака, обычно дворовая или уличная.

Не примечает – не замечает.

Диковинка – удивительная вещь.

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.

Зевака – любопытный, слоняющийся без дела.

Срамиться – позорить себя своим поведением.

8. Анализ произведения.

Повторное чтение басни вслух.

– Где происходит действие? Ответьте кратко.

– Зачем водили слона? Как написал об этом автор? (первые три строчки)

– Что делали люди? Прочитайте.

– Кто кроме людей увидел слона?

– Что она стала делать? Подтвердите строчками из басни.

– Как слон отнёсся к нападению Моськи? Из каких строк мы об этом узнаем?

– Кто это говорит? О чём она ещё просит Моську?

– Что отвечает ей Моська? Как она об этом говорит? (Насмешливо, осуждающе, стыдит Моську)

9. Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова – актёр Игорь Ильинский (запись).

10. Чтение по ролям.

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

Задиристая Моська.

Шавка.

Автор.

11. Физкультминутка.

В зоопарке ходит слон, (Ходьба на месте, руки на поясе.)

Уши, хобот, серый он. (Наклоны туловища в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Встать на носки.)

12. Соотношение выражений.

– Прежде чем поговорить о главном в басне, соотнесите выражения с крыловскими строчками:

Показывали людям на улице – водили напоказ
Невидаль, редкость – в диковинку
Ходили группы любопытных – толпы зевак ходили
Откуда-то внезапно – отколе ни возьмись
Перестань себя позорить – перестань срамиться
Придаёт смелости – вот то-то мне и духу придаёт

– Вот такие меткие, точные слова для басни Крылов брал из языка народа, он бывал среди простых людей, прислушивался, записывал.

13. Работа над моралью басни. Обобщение.

Ну а теперь поговорим о главном. Как вы думаете, для чего же Моська нападала на Слона?

– Какой же была Моська на самом деле: храброй, сильной или притворялась такой, хотела всех обмануть?

– Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

– Какой можно назвать Моську? Выберите нужные слова:

трусишка
смелая
хвастунишка
бесстрашная
самоуверенная
глупая
храбрая
самодовольная

– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

Встречаются ли в жизни люди похожие на Моську? Как вы думаете, красиво ли так поступать, как Моська? Хотели бы вы быть похожими на Моську?

– В каких строчках заключён смысл этой басни?

– Это выражение нужно понимать не в прямом, а в переносном значении. Если бы человек, поступил так же как герой басни, то о нем с иронией, с насмешкой говорят: “ Ай, Моська ………….”

– Какие пороки высмеивает эта басня? Вам помогут их назвать слова, которыми мы охарактеризовали Моську:

трусость
хвастовство
самоуверенность
самодовольство
глупость

– Мораль басни вы уже знаете. Эти же мораль выражают и некоторые народные пословицы.

– Соберите пословицы: линиями соедините начало и конец и найдите нужную пословицу (работа в парах на карточках).

– Прочитайте и найдите ту, которая подойдёт в качестве эпиграфа к басне.

14. Выявление жанровых особенностей.

– Можно ли сравнить басню со сказкой?

15. Итог урока.

– С какой басней познакомились на уроке?

– Кто автор? Как ещё называют Крылова?

– Зачем создаются басни?

Домашнее задание: выразительное чтение басни по ролям, нарисовать свою иллюстрацию к басне “Слон и Моська” И.А.Крылова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82++%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&rpt=image – портреты писателей
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/fizkultminutki-na-urokakh-okruzhayushchego-mira – физкультминутка.
  3. http://www.kinodog.ru/photo/9027.jpg – дворовая собачка
  4. http://www.photosight.ru/photos/2491314/ – кот
  5. http://l-hran-mlekopit.livejournal.com/711.html – белка
  6. http://nasch-mir.my1.ru/photo/23-0-167-3 – слон
  7. http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Sbornik_pis/Slon_moska.htm – иллюстрации к басне
  8. http://www.mirknig.com/2008/02/29/basni_krylova_v_ispolnenii_olega_efremova_i_igorja_ilinskogo.html

Литература:

  1. Зигуненко С.Н. Уникальный иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А: Тесты по литературному чтению: 2 кл.: к учебнику Л.Ф. Климановой и др. “Родная речь. В 2-х частях, 2 класс – М.: АСТ: 2010 г.