Цели:
- Познакомить учащихся с новым произведением И. А. Крылова, вспомнить ранее изученные.
- Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы, развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
- Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к чтению, расширять читательский кругозор детей.
Оборудование:
Презентация к уроку, проектор, компьютер, “чудо-мешок” с героями басен
(ворона, стрекоза, очки, лебедь), карточки с пословицами для учащихся.
Ход урока |
|
1. Организационный момент.
1. Проверка готовности рабочих мест. |
|
2. Актуализация знаний.
– Перед вами три портрета. Как этих людей можно назвать одним словом? (писатели) – Кто из них пишет стихи? Кто он? (Поэт) – Кто пишет рассказы? Как его называют? (Прозаик) – А что пишет Иван Андреевич Крылов? Кто он? (Басни, баснописец) – Сегодня мы вновь встретимся с произведениями этого баснописца. Но сначала вспомним, что такое басня. – Кто является героями в басне? – В басне всегда есть насмешка над дурным поступком, который является….? (Пороком, недостатком) – А как называется главная мысль в басне? (Мораль) – У меня в руках “Чудо-мешок”. Он поможет вспомнить ранее изученные басни. В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. (Ворона, стрекоза, очки, лебедь). |
Слайд 1
Слайд 2
|
3. Постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова. Прочитайте её название: Слон и Моська – Все знают, кто такой слон. А вот про Моську, думаю, нет. – Кто такая Моська? Выбери нужную картинку. – Как вы думаете, почему названия этих животных даны с большой буквы? (это герои басни, действующие лица). – Сравните их. – Наверно не случайно сделал их И.А. Крылов героями своей басни. Подумайте об этом, когда будете слушать и постарайтесь представить то, что происходит в басне. 4. Открытие нового. Чтение басни учителем. 5. Проверка первичного восприятия текста. – Что вы представили, когда слушали эту басню? – Какой момент запечатлён на иллюстрации? – Заметил ли слон, что около его ног лает какая-то собачка? Откуда это видно? |
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 |
6. Самостоятельное чтение
басни (про себя). – Прочитайте басню. Найдите слова, которые вам не совсем понятны. Подумайте над значением этих слов. 7. Словарная работа. Напоказ – чтобы показать. Отколе – так говорили в старину, синоним – откуда. Шавка – непородистая собака, обычно дворовая или уличная. Не примечает – не замечает. Диковинка – удивительная вещь. Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры. Зевака – любопытный, слоняющийся без дела. Срамиться – позорить себя своим поведением. 8. Анализ произведения. Повторное чтение басни вслух. – Где происходит действие? Ответьте кратко. – Зачем водили слона? Как написал об этом автор? (первые три строчки) – Что делали люди? Прочитайте. – Кто кроме людей увидел слона? – Что она стала делать? Подтвердите строчками из басни. – Как слон отнёсся к нападению Моськи? Из каких строк мы об этом узнаем? – Кто это говорит? О чём она ещё просит Моську? – Что отвечает ей Моська? Как она об этом говорит? (Насмешливо, осуждающе, стыдит Моську) 9. Чтение мастером художественного слова. – Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова – актёр Игорь Ильинский (запись). 10. Чтение по ролям. – Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям. Задиристая Моська. Шавка. Автор. 11. Физкультминутка. В зоопарке ходит слон, (Ходьба на месте, руки на поясе.) Уши, хобот, серый он. (Наклоны туловища в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Встать на носки.) 12. Соотношение выражений. – Прежде чем поговорить о главном в басне, соотнесите выражения с крыловскими строчками:
– Вот такие меткие, точные слова для басни Крылов брал из языка народа, он бывал среди простых людей, прислушивался, записывал. 13. Работа над моралью басни. Обобщение. – Ну а теперь поговорим о главном. Как вы думаете, для чего же Моська нападала на Слона? – Какой же была Моська на самом деле: храброй, сильной или притворялась такой, хотела всех обмануть? – Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других. – Какой можно назвать Моську? Выберите нужные слова:
– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. – Встречаются ли в жизни люди похожие на Моську? Как вы думаете, красиво ли так поступать, как Моська? Хотели бы вы быть похожими на Моську? – В каких строчках заключён смысл этой басни? – Это выражение нужно понимать не в прямом, а в переносном значении. Если бы человек, поступил так же как герой басни, то о нем с иронией, с насмешкой говорят: “ Ай, Моська ………….” – Какие пороки высмеивает эта басня? Вам помогут их назвать слова, которыми мы охарактеризовали Моську:
– Мораль басни вы уже знаете. Эти же мораль выражают и некоторые народные пословицы. – Соберите пословицы: линиями соедините начало и конец и найдите нужную пословицу (работа в парах на карточках). – Прочитайте и найдите ту, которая подойдёт в качестве эпиграфа к басне. 14. Выявление жанровых особенностей. – Можно ли сравнить басню со сказкой? 15. Итог урока. – С какой басней познакомились на уроке? – Кто автор? Как ещё называют Крылова? – Зачем создаются басни? Домашнее задание: выразительное чтение басни по ролям, нарисовать свою иллюстрацию к басне “Слон и Моська” И.А.Крылова. |
Слайд 7
Запись
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
|
Источники:
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82++%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&rpt=image – портреты писателей
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/fizkultminutki-na-urokakh-okruzhayushchego-mira – физкультминутка.
- http://www.kinodog.ru/photo/9027.jpg – дворовая собачка
- http://www.photosight.ru/photos/2491314/ – кот
- http://l-hran-mlekopit.livejournal.com/711.html – белка
- http://nasch-mir.my1.ru/photo/23-0-167-3 – слон
- http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Sbornik_pis/Slon_moska.htm – иллюстрации к басне
- http://www.mirknig.com/2008/02/29/basni_krylova_v_ispolnenii_olega_efremova_i_igorja_ilinskogo.html
Литература: