Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Разделы: Начальная школа


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для начальной школы.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В новом ФГОС результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Ранее под образовательными результатами имелись ввиду предметные результаты. В стандартах 2010 года наряду с предметными выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

Сегодня целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний.

Так, успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания (образовательная программа Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века»), предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания, работать с разными источниками информации.

В настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, определять, как новый материал связан с предыдущими темами, умение найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни. Теперь ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы. Формирование универсальных учебных действий является обязательным на всех предметах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Педагогу необходимо использовать в своей деятельности такие методы и приемы, такие технологии, которые позволил бы достигать не только предметные, но и метапредметные результаты. Такая деятельность возможна и необходима с самых первых дней пребывания в школе.

Развитие универсальных учебных действий (далее - УУД) обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. На уроках математики универсальным учебным действием является познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач (независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены) математических, физических, химических и других.

Уже в 1 классе на уроке обучения грамоте мы работаем над формированием познавательных УУД и осваиваем первые действия моделирования: это и «домик» (система), где живут гласные звуки, в котором почему-то есть свободные «квартиры» (еще не изученные звуки и буквы). А вопрос о том, куда бы поселить букву «я», становится главным для рождения гипотез, которые надо доказать. Построение урока по принципу «от общего - к частному», заложенного в системе развивающего обучения, обучение самоконтролю и самооценке, работа с различением звуков и букв, мягких и твердых звуков в звуко-буквенком анализе, классификация звуков, выбор оснований для классификации, анализ, синтез и даже начальные пробы рефлексии под руководством учителя («почему у нас возник вопрос?», «что планировали получить, а что получили») - все на уроке в первом классе работает на освоение универсальных учебных действий.

Практически все разделы курса «Окружающий мир» могут быть изучены не только по материалам учебников, но и при активном использовании ресурсов Интернета. Это, прежде всего, электронные энциклопедии и словари, сайты естественнонаучных музеев, а также любые материалы в Сети, подходящие для получения информации по изучаемой теме. Мои ученики умеют пользоваться разными источниками информации.

Еще одно требование к метапредметным результатам обучения - «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач». Это заставляет задуматься о новых подходах к изучению отдельных учебных предметов, в частности, к математике в начальной школе. Визуализация обучения математике выходит на новый уровень - уровень возможности моделирования и самопроверки, опоры на практический опыт ребенка. Дети приобретают коммуникативные навыки, работая в группах. Учатся доказывать или опровергать мнение товарищей, оценивать работу, организуя дискуссию. В игровой форме учатся работать над гипотезами и находят способ решения - наблюдение.

Ученик может использовать свои предметные знания в других областях. А метапредметное умение можно применить к любой области знаний. Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Например, урок математики в 1 классе. Тема «Слагаемые, сумма». На этапе «Открытие нового знания и формулирование темы урока» детям предлагается задание, направленное на формирование познавательного УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

На этом же уроке ученики учатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (одно из познавательных УУД), когда идёт формулирование правила детьми.

Прочитайте в учебнике текст под знаком вопроса.

Как найти неизвестную часть?

Что мы найдем, если из суммы вычтем одно слагаемое?

В этом же задании формируется и коммуникативное УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Часто предлагаются ученикам парные задания, требующие коммуникативных действий, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, т.е. максимально обобщенного, характера. Уроки литературного чтения, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Поэтому целесообразно практиковать выполнение таких заданий в парах или микрогруппах по 3-4 человека, когда ученики, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к другим школьным предметам. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. - показывает, что в таком взаимодействии детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такая учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом. Воспитывая успешного человека, нельзя не сказать о принципе комфортности. Работа над продуктивными заданиями в парах и группах проходит в раскованной, стимулирующей к творчеству атмосфере. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы, и в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед. Таким образом, каждый ученик, выполняя подобные задания, включается в деятельность, становится партнером по общению, использует жизненный опыт, усваивает материал.

С целью формирования регулятивного УУД - действия контроля, часто используются приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере урока русского языка в 1 классе. Тема: «Правила переноса слов».

Уже на первом этапе уроке - самоопределения к деятельности - при проверке готовности учащихся к уроку формируется умение действовать по определённому правилу. Способы проверки готовности: по критериям, с помощью небольшого стихотворения, проговаривания «дежурным» и др. Не следует пренебрегать этим этапом урока, так как, помимо готовности письменных принадлежностей, учебника и тетради, дети должны быть готовы либо к открытию нового знания, либо к обобщению и систематизации изученного материла.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет этап актуализации, где формируется такое регулятивное действие, как сравнение способа действия с его результатом. Этому способствует выполнение различных заданий с рядом слов: поиск лишнего слова, выделение двусложных и трёхсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов).

Следующий этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.

Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе предпочитаю организовывать работу в группах, так как она помогает приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно у вас получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Заслушиваем результаты работы групп, фиксируем выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности.

На следующем этапе урока сопоставляем выведенные правила с материалом учебника, обнаруживаем несовпадения и выводим алгоритм переноса слов. При этом формируются умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений.

На этапе первичного закрепления нового способа действия возвращаемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока, и, проговаривая выработанный алгоритм, приходим к выводу, что слово не переносится, тем самым формируя действие оценки как констатации достижения поставленной цели. Далее предлагается задание для самостоятельной работы: одной группе учащихся - выписать слова, которые можно перенести, разделив их для переноса, другой группе - слова, которые нельзя переносить. Обращаем внимание, какие знания понадобятся, могут ли быть совпадения у групп? При выполнении данного задания у школьников формируются умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, а также действие контроля и коррекции.

Большое внимание на уроке уделяем этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности. Для достижения данной цели предлагаем вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось их открыть?

При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы УУД в начальной школе. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными предметами определяются:

  1. возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);
  2. возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, уроки технологии позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Главное же - видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности. Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий - овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель - ученик, ученик - ученик).

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22 - е изд., стер.- М.: Русский язык, 1990.
  2. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа,- 1999,-№7.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. JI.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Проект / Российская академия образования; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.
  6. Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2008.
  7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1

Приложение 2 (презентация)