Цель урока: познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.
Задачи:
- Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов.
- Создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.
- Воздействовать на положительные эмоции учащихся.
- Воспитывать чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
Оборудование и материалы:
- СD-диски.
- Колокольчики разной величины.
- Фортепиано.
- Видеомагнитофон.
- Презентация.
Оформление доски:
Тема урока, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, иллюстративный материал, демонстрационный экран.
Приемы и методы:
Принципы и методы художественной педагогики.
Музыкальный материал:
- С.Рахманинов “Светлый праздник”.
- “Вечерний звон” – русская народная песня.
- “Ростовские звоны”.
- “Праздничный звон”.
- А.Скрябин “Прелюдия №14”.
- “Погребальный звон”.
- “Хор “Славься!” М.И.Глинка, из оперы “Иван Сусанин”.
- Хор “Вставайте, люди русские!” С.Прокофьев, из кантаты “Александр Невский”.
- “Песня о колоколах” муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
Урок подготовлен с использованием цифровых образовательных ресурсов. Считаю необходимым использовать презентацию на уроке, поскольку это зрелищный, насыщенный видеоряд, книжные иллюстрации не дают такого широкого представления. С помощью презентации у учащихся включаются все каналы восприятия – зрительный, эмоциональный, слуховой, чувственный, т.е. многоканальное восприятие информации – вижу – слышу – чувствую – проношу через себя.
Эпиграф:
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…
Дм. Белухин “Колокола”
\Слайд 2 \
Звучит фрагмент из 4-й части сюиты-фантазии С.Рахманинова “Светлый праздник”
\Слайд 3 \
Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.
Мы с вами обратимся сегодня не к классической музыке, а к музыке духовной, а в частности – к колокольному звону.
Наша задача: понять особенности, виды колокольного звона; и почему колокольный звон – часть музыкальной культуры России. Постараемся окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущим.
Звучит запись песни “Вечерний звон”
Кто из вас не знает этой проникновенной мелодии, кто не замирал, поддаваясь ее очарованию.
Русские колокола – это материализованные знамена духовного развития России. Колокол в России с давних времен воспринимали как живое существо. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, каждому колоколу давали свое имя.
Колокола – это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.
Известный музыкант-этнограф С.Смоленский писал: “Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки”.
Колокольные звоны были известны на Руси еще с Х века, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.
Высоко на холме стоит церковь, а рядом с церковью колокольня, где располагаются колокола, – звонница, какое звонкое имя – ЗВОН-НИ-ЦА. Давайте постоим возле нее и прислушаемся.
\Слайд 4 \
Звучит колокольный звон.
У: Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении?
Д: Церковь, молитва, колокол, колокольные звоны.
У: Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
Д: Да.
У: Обладают ли они средствами выразительности?
Д: Да, в них есть лад, темп, ритм, мелодия.
У: Что в колокольной музыке важнее – мелодия или ритм?
Д: Ритм.
У: А как рождается мелодия?
Д: Колокола разной высоты.
\ Слайд 5 \
Голос колокола зависит от формы, размера, толщины стенок и даже качества бронзы. Но не все просто. Два одинаковых колокола могут иметь разное звучание. Литье колоколов – великое искусство. Самые голосистые колокола в Ростове Великом – их называют Ростовские звоны.
Слушание “Ростовские звоны”.
/Слайд 6/
У: Чем отличаются звуки колоколов от звучания обычных колокольчиков?
Д: Звучание более объемное, обширный диапазон регистров (низкие, средние, высокие);
Д: Более продолжительный звук создает образ чего-то большого, необъятного, сильного.
У колоколов, как у людей, свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо, язык. И его голос, как у человека, – поет и в нем есть душа.
Колокольные звоны для русских людей – это неумолимый счет времени, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, – это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант.
У: Кто управляет колоколами?
Д: Звонарь.
\ Слайд 7,8 \
Русским звонарям не было равных. Они изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы.
Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов. Различное содержание музыки колокольных звонов явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей.
Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничный, свадебный, красный, великий, встречный, пасхальный – вот основной перечень жанров колокольного звона.
/Слайд 9/
У: Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?
Д: Мажорный, громкий, радостный, игривый…
Слушание: “Благовест”.
Музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Вспомним “Прелюдию №14” А.Скрябина.
Слушание: А.Скрябин “Прелюдия №14”.
У: Какой образ мы слышим в этом произведении?
Д: Образ одиночества, воспоминания, смерти.
Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти. Погребальный звон рожден жизнью – его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба.
Слушание: “Погребальный звон”.
У: Что олицетворяет этот звон?
Д: Образ печали, расставания.
Слушание: “Праздничный звон”.
/Слайд 10/
У: Какие чувства вызвал этот звон?
Д: Веселье, радость, атмосфера праздника.
Да, звучал праздничный звон – самый любимый звон в народе.
Праздничный звон – отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны разнообразны: отличаются торжественностью звучания колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.
В подтверждение этих слов мы вспомним хор “Славься!” из оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинки.
/Слайд 11/
Слушание: “Хор “Славься!” из оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинка
У: Какими выразительными средствами композитор подчеркивает торжество народа?
Д: Колокольный звон, торжественность, ликование.
Д: В хоре воплощен образ народа-победителя.
Гениальное “Славься!” достойно венчает оперу. С предельной четкостью в этом хоре воплощен богатырский образ народа-победителя. Идея патриотизма и служения Родине, проходящая через всю оперу, получает в “Славься!” наиболее полное, законченное и яркое образное воплощение. Звучание хора оперы имеет характер гимна, усиливает торжественность, праздничность происходящего.
Если подчеркнуть голосом каждую сильную долю, то возникает ощущение колокольности.
Славься, славься, ты Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна
Любимая наша родная страна.
Звучание колокола дети подчеркивают движением руки.
Вам будет, наверно, интересно узнать, что под звуки именно этого хора 2 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков, командующий Парадом Победы.
Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
У: Какой звон будет звучать сейчас?
/Слайд 12/
Слушание “Вставайте, люди русские” из кантаты “Александр Невский” С.Прокофьева.
Д: Звучит звон беды, тревоги.
У: Да, это набатный звон. Мы знакомы уже с этим произведением.
Какие грани музыкального образа мы слышим?
Д: Призыв к народу, тревога за судьбу, решительность, уверенность.
И колокола – грозны и певучи-
То бьют набатом,
То благовест льют.
Звонят в России колокола,
Но это не богу – искусству хвала.
Колокол всегда с народом в беде и в радости. Едва заслышав колокольный звон, по частоте боя и тональности люди узнавали о происшедшем событии. Каждый колокол обладал своим голосом, привычным уху горожанина. Городские колокола составляли гигантский ансамбль, в котором каждый исполнял свою партию. Главные роли принадлежали кремлевским звонницам.
И по сей день по всей России раздается бой курантов. Куранты – башенные часы с колоколами, играющие короткую мелодию. Первые куранты были установлены не башне Московского Кремля в 1625 году.
Как отзвук колокольного звона – в каждой школе, в любом уголке нашей необъятной России звенит колокольчик 1 сентября – День знаний и на празднике последнего звонка.
/Слайд 13,14/
Это что за звон
Льется на заре?
Колокольчик бьет поклон
Матери-земле…
Время движется вперед,
Птицею летит,
Но, как прежде, вдоль дорог
Синий луг звенит.
И недаром говорят,
Что за чудеса –
Колокольцами звенят
Наши голоса.
В.Семернин.
Вспомним прекрасный фильм “Приключения Электроника”, где звучало много любимых детьми песен. Не одно поколение выросло на этих песнях: “Крылатые качели”, “Ты – человек”, “Песня о колоколах”, “До чего дошел прогресс”, “Это знает всякий”, “Заводные игрушки”, “Это что же такое”, “Мы – маленькие дети” – композитор Е.Крылатов, слова Ю.Энтина.
/Слайд 15/
Исполнение “Песни о колоколах”.
Колокольный звон, небо в янтаре…
Колокольный звон – радостью во мне!
Колокольный звон – душу мне открыл.
Колокольный звон – он по небу плыл…
Горе и печали – все позади!
Колокольный звон – счастия в пути!
Колокольный звон – зло все, прочь иди!
Колокольный звон – помоги дойти!
Андрей Теплый.
Колокольный звон помогал всегда русским людям, был в радости и в горестях. А вот как вы это поняли, мы узнаем, поиграв в синквейн.
Синквейн – один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, синквейн на тему “Над Русью бьют колокола”, составленный учениками 6 класса на уроке музыки.
- Колокола.
- Звонкий, веселый; радостный, красивый; небесный, божественный; захватывающий, звенящий; торжественный.
- Звучат, звенят, бьют; отображают, гремят, предупреждают, успокаивают.
- Волшебные звуки; высшее на земле; праздник; чуть-чуть грусть; хорошее чувство; мне нравится звон колоколов, потому что мне становится хорошо; очень интересное и позитивное настроение, помогает успокоиться.
- Звон, колокольчик, звонки, бубенчик, перезвон, гудок.
Итог: Мы сегодня познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание. Что же представляют собой колокольные звоны? Искусство это церковное или светское? Ответим просто: это человеческое искусство.
Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество.
Колокола – сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.
Плыви и здравствуй,
Музыка веков,
Над ярусами города и леса,-
Лишенное невидимых оков,
Чугунное поющее железо!...
Благовествуй же, музыка небес,
Такая удивительно земная,
К тебе сегодня общий интерес
Музыкознанья и самосознанья.
В.Семернин.
\ Слайд 16 \
Сохраним это состояние души в нашем сердце. Пусть чаще звучит Благовест!
Литература:
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка – М.: Просвещение, 2007.
- Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки – М.: Просвещение, 2007.
- Википедия. Свободная энциклопедия. – Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/.
- Интернет ресурсы:
а) Российское образование. Федеральный портал. – Электронный ресурс http://www.edu.ru.
б) “Шедевры музыки. Электронная энциклопедия”.
в) Yandex Картинки http://images.yandex.ru
http://fotki.yandex.ru.