Цели урока:
- Повторение, закрепление, углубление умений и навыков в применении производной для исследования функций.
- Подготовка к ЕГЭ в рамках задач уровня В-8.
- Формирование умений осуществлять самоконтроль.
- Формирование умений проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию.
- Воспитание у учащихся культуры мышления.
- Воспитание познавательного интереса к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, тесты для каждого ученика в двух вариантах, задания для работы в группах (для каждой группы).
ХОД УРОКА
I. Приветствие, запись числа, темы, постановка целей, ответы на вопросы по домашнему заданию. (Приложение, слайд 1)
II. Повторение теории
В этой теме ее достаточно много: определения, теоремы, алгоритмы, поэтому учителем совместно с учеником заранее разработано две блок-схемы, которые собирают в себя краткое содержание пройденного. У доски ученик с презентацией двух блок-схем, по которым повторяется основное по теме. (Слайды 2-3)
III. Решение задач устно по готовым чертежам
№1
На рисунке (слайд 4) изображен график производной f’(x)
А) Найти число стационарных точек функции. Определить в них вид экстремума.
Б) Исследовать функцию на монотонность.
В) Найти количество точек, в которых касательная к графику функции f ( x) параллельна прямой y = 2x + 5 или совпадает с ней.
№2
На рисунке №2 (слайд 5) изображен график функции f ’(x),определенной на интервале (– 7; 7). Найти количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 5 или совпадает с ней.
№3
А) В какой точке промежутка [– 6; – 2] функция принимает наибольшее (наименьшее) значение? (Слайд 5)
Б) В какой точке на промежутке [– 2; 3] функция принимает наименьшее (наибольшее) значение? (Слайд 5)
№4
На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в т. X0. Найдите значение производной функции f( x) в точке X0. (Слайды 6-7)
IV. Самостоятельная работа по тестам в 2-х вариантам (на 4-5 минут).Затем проводится взаимопроверка по готовым ответам. (Слайды 8-10)
V. Предоставляется слово ученику. Повторяется алгоритм построения графиков путем исследования функции через производную.
VI. Самостоятельная работа в группах на 2 варианта. Исследовать функцию и построить график:
Iв. y = (x + 2)2(x + 3)
IIв. y =
Проводится отчет групп о выполненной работе с показом графика на листах в клетку формата А4,выполнены фломастером. Верность проверяется с помощью программы «Живая математика». (Слайды 11-12)
VII. Рассматривается применение производной в некоторых задачах.
№1 (№45.14) (решение заранее на доске приготовлено учеником с помощью учителя)
Преобразуем уравнение к виду a = и построим график функции a = в системе координат x0a. Для этого учтем ряд обстоятельств.
- Определяем знаки на прямой при переходе через точки x = – и x = 0.
- x = 0 – вертикальная асимптота графика функции.
- a’= ; x = 1 – точка максимума, причем в этой точке a = – 3. Функция возрастает на (– ; 0) и на (0;1], убывает на [1; + )
- Изображаем схематически график функции.
- С помощью построенного графика отвечаем на вопрос задачи: при a > – 3 уравнение имеет один корень, при a = – 3 оно имеет два корня, при a < – 3 – три корня.
№2 (Решается фронтально)
Доказать тождество:
Введем функцию:
Найдем производную функции:
Так как f’(x) = 0 при любых действительных x, то функция f(x) постоянна на множестве R; найдем эту постоянную, вычислив значение функции f, например, в точке x = 0.
Итак, на множестве R данное равенство является тождеством.
VIII. Разгадывание кроссворда (слайд 13)
1.Французский математик XVII века Пьер Ферма определял эту линию так: «прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности заданной точки» (Слайд 14)
2. В математике это понятие возникло в результате попыток придать точный смысл таким понятиям, как «скорость движения в данный момент времени» и «касательная к кривой в заданной точке» (Слайд 15)
3. Приращение какой переменной обычно обозначают х? (Слайд 16)
4. Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют… (Подсказка. График такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша, без отрыва бумаги)
(Cлайд 17)
5. Эта точка лежит внутри области определения функции, и в ней функция принимает самое большое значение по сравнению со значениями в близких точках. (Cлайд 18)
6. Эта величина определяется как производная скорости по времени. (Слайд 19)
7. Если функцию y=f( x) можно представить в виде y = f(x) = g(h(x)), где y = g( t) = h(x) – некие функции, то функцию f называют… (слайд 20)
IX. Учеником приготовлена презентация по краткой биографии Жозефа Луи Лагранжа.
X. Заключение
Эта тема, как и многие другие доказывает истинность высказывания: «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» ( В.П.Ермаков).
Подведение итога урока по достижению целей, выставление оценок. (Слайд 21)
Домашнее задание: §46(краткий конспект) № 46.1-46.3(аб)