В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании. Почему? В первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей ребенка, особенностей восприятия им учебного материала, особенностей его мировоззрения. Поэтому, одна из задач современной школы – предоставить ученикам возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения. Как учитель, стараюсь убедить своих учеников и их родителей использовать эту возможность и предлагаю им выбирать и заниматься на протяжении пяти, а для тех, кто идет в старшее звено – семи лет, на непрерывном факультативном курсе по математике.
В моем понимании факультатив – это творческая лаборатория. Здесь нет ограничений: учащиеся занимаются углублённым изучением отдельных тем школьной программы, решают творческие и олимпиадные задачи; исследуют вопросы как теоретического, так и практического характера, занимаются исследовательской деятельностью. Помимо главной цели – развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся – факультатив по математике преследует и такие:
– научить ребят умению подходить к решению
задач в нестандартных ситуациях, показать
некоторые особенные приёмы их решения;
– научить объяснять свои решения
последовательно и непротиворечиво;
– привить умение рассуждать при решении –
отсюда один шаг до исследований;
– развить свойства мышления, необходимые для
дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и
адаптации выпускника в быстро меняющемся мире;
– научить получать удовольствие от «общения» с
математическими задачами;
– подготовить ученика к участию в
математических олимпиадах, турнирах, конкурсах.
Программа факультативных занятий составлена для каждого года обучения в соответствии с возрастом учащихся, их интересами и возможностями, изучаемым программным материалом:
5-6 класс – «В мире нестандартной математики» (68 часов). Девиз работы: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» (Б.Паскаль).
7-8 класс – «Решение творческих и олимпиадных задач» (68 часов). Девиз работы: «В задачах тех ищи удачи, где получить рискуешь сдачи» (Л.Хейл).
9 класс – предпрофильные курсы «Текстовые задачи в курсе алгебры (17 часов), «Избранные вопросы математики» (17 часов). Девиз работы: «Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости» (Н.Виленкин).
10-11 класс – элективный курс «Решение задач повышенной сложности». Девиз работы: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д.Пойа).
В каждом из нас “есть внутренний потенциал к глубокому и конструктивному творчеству”, и это особенно важно учитывать в работе с детьми. Проводя факультативные занятия с учащимися, стараюсь учитывать следующие принципы:
- Открытость заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
- Проектирование образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала ученика;
- «Принятие другого». Изначально принимаю ученика как индивидуальность, предоставляю детям возможность активно задавать проблемные вопросы, самостоятельно искать решения.
- Сотрудничество и сотворчество.
- Создание безопасной психологической атмосферы. Стараюсь положительно подержать личность ребенка, исключаю всякую критику деятельности детей.
- Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем.
Данные принципы помогают мне эффективно планировать содержание, отбирать формы проведения факультативных занятий.
Поделюсь секретами своей творческой
лаборатории.
Работу факультатива стараюсь построить так,
чтобы заинтересовать учащихся. В этом мне
помогают формы совместного творчества:
«мозговой штурм», технология групповой работы,
интеллектуальные командные игры, групповая
исследовательская работа. Отдельные занятия
провожу в форме соревнований, путешествий,
конференций, практикумов, математических боев.
В 5-6 классах практикую проведение еженедельных
домашних олимпиад, которые помогают детям
увидеть красоту математики, ощутить
удовольствие от решения математической задачи,
подготовиться к предстоящим творческим
конкурсам, олимпиадам, турнирам (Приложение
1).
Ученики, посещающие факультатив, получают
еженедельно по три задачи. В домашнюю олимпиаду
включаю задачи разного уровня трудности, решение
которых, при всей их нестандартности и
занимательности, опирается не только на
пройденный школьниками учебный материал, но и
выходит за рамки изучаемого вопроса. Вместе с тем
задачи должны быть достаточно разнообразными по
тематике, чтобы ученик мог делать выбор согласно
своим интересам.
Разбор решений можно проводить по-разному. На первых занятиях ученики просто излагают свои решения у доски, на последующих – уже начинают спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Очень эффективна методика проведения «математического боя», когда у доски одновременно выступают докладчик и оппонент. Можно успешно применять и работу в парах, когда ученики друг другу рассказывают решения задач. Использую и групповую работу: класс делю на 3 группы, и каждая группа готовит для обсуждения решение одной задачи и своего докладчика.
Кроме того, стараюсь обеспечить одинаковые условия для самостоятельной работы всех учащихся. Поэтому для каждого ученика сделала специальное дидактическое пособие «Еженедельные домашние олимпиады», с которыми они работают дома. Дети, увлекающиеся математикой, имеют возможность заглянуть вперед, прорешать понравившиеся им задачи, наметить вопросы. Ученики имеют возможность обратиться в течение недели за консультацией к учителю или за помощью к родителям.
Учу детей анализировать свою работу. Для того предлагаю инструкцию – анкету по выполнению домашней олимпиады:
1. Выбор категории сложности задач осуществляй
самостоятельно.
2. Задание аккуратно оформляй в тетради и
выполняй к строго оговорённому сроку.
3. В конце выполненной работы заполни анкету: РЛ
(укажи номера заданий, которые ты решил легко); РТ
(укажи номера заданий, которые трудно было решать
или ты решал их с подсказкой).
4. При заполнении анкеты попробуй быть
справедливым по отношению к самому себе.
Уже с 5-го класса использую в практике работы технологию «подготовки к докладу» [2], реализуя тем самым принципы педагогической техники: открытость, деятельность, идеальность.
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Провожу подготовку в несколько этапов.
Первый этап. Карта сообщений.
На этом этапе дети готовят короткие сообщения, не более 4-5 минут. Тема такого сообщения выбирается учеником самостоятельно: это может быть рассказ об одном интересном факте, фрагмент из биографии учёного и т.п. Главное условие – тема сообщения должна касаться математики.
Главная цель первого этапа – научить составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения и план основного текста. Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно стандартной фразой типа: «Я закончил доклад и готов ответить на ваши вопросы».
Второй этап. Отработка регламента.
Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель строго следит за регламентом. Если было оговорено, что сообщение займёт 4 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал (плюс минус 20 секунд). Цель этапа – научить детей «чувствовать время».
Третий этап. Доклад.
Оптимальное время доклада – 5-7 минут. Если тема не вмещается в это время, то предлагаю доклад дробить, и тогда его готовят два ученика.
Четвёртый этап. Доклад с затруднением.
Этот этап не обязательный, но интересный. Суть
его в том, что ученик проходит усложнённый
тренинг, позволяющий в будущем легко
адаптироваться в реальной обстановке. На этом
этапе репетируется выход из затруднительного
положения, когда докладчик неожиданно сбился с
мысли, оговорился. Отрабатываются стандартные
фразы типа: «Извините, я продолжу» или «Простите,
я оговорился».
Иногда можно специально закладывать такие сбои
при подготовке.
Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик
получает карточку, на которой написано несколько
слов или какая-нибудь фраза, пословица, которую
он должен вставить в своё сообщение.
Затруднение 2. Докладчика во время его речи
сбивают вопросами. Он должен спокойно и
аргументировано отреагировать на это и связно
продолжить свою речь.
Пятый этап. Оценка выступления.
Мы с ребятами продумали план оценки мини-сообщения, который помогает быстро оценить выступление товарища.
- Выдержан ли регламент выступления?
- Новизна сообщения (узнали ли для себя что-то новое?)
- Доступность изложения материала (всё ли было понятно?)
- Речь докладчика (чёткость, связность)
- Манера поведения докладчика.
Работа по данной технологии способствует тому, что учащиеся все более активно начинают проявлять интерес к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Свои работы представляют на традиционной школьной научно-практической конференции «День науки и творчества», муниципальном конкурсе «Ярмарка образовательных проектов». Второй год принимаем участие в Международном конкурсе «Математика и проектирование».
Поддерживаю такую форму занятий как индивидуальное обучение моих учеников в краевой заочной школе по направлению «Физика. Математика». Это еще одна форма получения углубленных знаний по предмету, подготовка учеников к успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах, к качественной сдаче выпускных экзаменов в 9 и 11 классах.
Поощряю проявление самостоятельности отдельными учениками: они помогают мне готовить и проводить отдельные занятия. Вместе определяем тему, выстраиваем план занятия, определяем роль каждого в подготовке необходимого материала. Как правило, ученики готовят презентации, сообщения, а мне, как учителю, остается лишь связать все этапы воедино. В практике работы – проведение совместно разработанных занятий в параллельных классах, где не ведутся факультативные занятия.
Завели с ребятами новую традицию: выпуск печатной математической газеты «Интеграл». Данная газета сегодня уже появилась и в электронном варианте: ее номера размещены на сайте, который создали сами ученики.
С удовольствием ребята, посещающие факультатив, занимаются и в профильном лагере «Планета Знаний», организованном на базе школы. Это еще одна ступенька в повышении их интеллектуального уровня.
В конце учебного года обязательно провожу
итоговое занятие факультатива, на котором
знакомлю учащихся с результатами их работы,
поощряю наиболее активных ребят и тех, кто достиг
наилучших результатов. Это, как правило, те
ученики, которые смогли применить свои знания и
умения в решении олимпиадных и творческих задач
через участие в различных мероприятиях. Не буду
заглядывать далеко, а скажу, что только за два
последних года мои ученики приняли активное
участие в конкурсах и олимпиадах:
– Молодежный чемпионат по математике,
организованный Пермским центром одаренности –
62% участников, 4 призовых места на муниципальном, 3
призовых места на региональном уровне;
– Международный математический конкурс
«Кенгуру» – 64% участников, призовые места на
муниципальном уровне в 2009, 2010, 2011 году;
– VI, VII Международная олимпиада по основам наук,
организованная Уральским федеральным округом –
8 человек участников, из них дипломы I степени – 1,
дипломы II степени – 5, дипломы III степени – 5.
Вышли в финал 6 человек, один – призер 2010 года;
– муниципальный этап Всероссийской олимпиады
школьников – II, III место по математике (Дима Жук,
ученик 8 класса, получил стипендию губернатора
Пермского края в номинации «Интеллект»).
Как учитель, имею благодарности от организаторов конкурсов в России за совместную деятельность, которая способствует развитию у школьников интереса к математике, выявлению одаренных детей и активизации внеклассной и внешкольной работы.
Подводя итог, отмечу, что развитие творческой, интеллектуальной деятельности необходимо для любого человека. Приятно осознавать, что моя творческая лаборатория помогает мне совершенствовать свою педагогическую технику, заставляет с удовольствием руководить творческими поисками своих учеников. При этом вижу, как они становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. У них более высокая работоспособность. Но самое главное: у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Библиография
- Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000год.
- Гин, А.А..Приемы педагогичской техники: Пособие для учителя. 2-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
- Савенков, А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – Библиотека журнала «Директор школы», выпуск № 1. М.: «Сентябрь», 2001 год.
- Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет. Материалы НПК, г.Томск, 25 – 26.03.2010