Цель: Актуализировать знания об экосистемах.
Задачи:
- Закрепить знания об экосистемах.
- Обобщить знания детей о взаимосвязях живых организмов в экосистемах леса, луга, озера, болота.
- Закрепить общеучебные навыки при работе в группе.
- Развивать любознательность, речь, мышление.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Конверты, в которых находятся задания для группы.
- Фотографии с изображениями животных.
- Учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир»,3 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей, которых мы рады видеть на нашем уроке.
II. Формулировка темы и целей урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня будем работать в группах. Поэтому вы должны вспомнить правила работы в группах, работать дружно, уважать мнение своих товарищей. Каждой группе я загадаю загадки, которые вы должны отгадать, в красных конвертах спрятаны картинки с отгадками. Открыть вы сможете его только тогда, если правильно отгадаете загадку. Итак, внимание!
(Работа в группах)
Загадка для первой группы:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
– Лиса.
– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!
(На доску прикрепляется табличка «ЛЕС»)
Загадка для второй группы:
Маленький рост,
Длинный хвост.
Серая шубка,
Острые зубки.
– Мышь.
– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!
(На доску прикрепляется табличка «ЛУГ»)
Загадка для третьей группы:
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
– Щука.
– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!
(На доску прикрепляется табличка «ОЗЕРО»)
Загадка для четвёртой группы:
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
– Лягушка.
– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!
(На доску прикрепляется табличка «БОЛОТО»)
– Все ребята, молодцы! Отгадали загадки верно!
– А теперь назовите место обитания этих животных.
(1 группа – лес,
2 группа – луг,
3 группа – озеро,
4 группа – болото)
III. Определение темы урока.
– Как можно назвать место обитания этих животных? (Экосистема.) Это тема нашего урока.
Приложение 1, слайд 1.
ЭКОСИСТЕМЫ.
– А какие экосистемы вы знаете? (Ответы детей.)
– Молодцы! Так как мы определились с названием экосистем по группам, я предлагаю вам представить, что вы являетесь членами экологического общества.
I гр. – лес, II гр. – луг, III гр. – озеро, IV гр. – болото
(На столы расставляются таблички с названием общества.)
– Нам нужно выбрать руководителей каждого общества, обсудите и представьте своего руководителя. (Представление руководителей).
– А сейчас мы отправимся в наши экосистемы. Будем путешествовать с помощью синего конверта. Он перед вами. Возьмите этот конверт, достаньте лист с заданием. Охарактеризуйте свою экосистему по данным вопросам. (Время 3 мин.)
III. Работа в группах.
I группа. Слайд 2.
- Почему лес называют сложной экосистемой?
- Из каких «этажей» состоит лес?
- Назовите обитателей леса. Чем они питаются?
- Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?
(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)
II группа. Слайд 3.
- Где располагаются луга?
- К какой «профессии» живых организмов относятся растения луга?
- Назовите обитателей и растения луга.
- Что даёт луг растениям, насекомым, домашним животным, человеку?
(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)
III группа. Слайд 4.
- Что такое озеро?
- Какие «профессии» живых организмов встречаются в экосистеме озера?
- Что произойдёт постепенно с озером?
- Какое озеро зарастёт быстрее проточное или бессточное?
(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)
IV группа. Слайд 5.
- Как возникает болото?
- Кто входит в сообщество болота?
- Как происходит образование торфа на болоте?
- Что сохраняет болото от высыхания?
(После ответа руководителя общества – показ видеоролика экосистемы.)
Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели и за дело.
IV. Составление пищевых цепочек.
– Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое экосистема?
– Это единство живой и неживой природы..
– Давайте вспомним, какие «профессии» живых организмов участвуют в этих цепях?
– Производители – растения.
– Потребители – животные, человек.
– Разрушители – бактерии, черви, грибы.
– А сейчас давайте составим эти цепи питания в каждой экосистеме. У вас на столе лежит зелёный конверт, откройте его, с помощью этих картинок, а так же есть картинка– отгадка, она тоже будет являться частью этой цепи питания, составьте эту цепь.
– А теперь представитель каждого общества по очереди, подойдёт к таблице и выстроит цепь питания своей экосистемы. (Ученики по очереди выходят и работают на доске
– Какое взаимодействие живых организмов мы показали с помощью этих цепей питания?
– Взаимодействие живых организмов внутри экосистемы.
– А что происходит между экосистемами?
– Они тоже между собой взаимодействуют.
Давайте посмотрим на слайд и объясним это явление.
V. Работа по учебнику.
Слайд 6.
– Что изображено на слайде?
– Смена экосистем.
– Почему происходит смена экосистем?
– Потому, что круговорот веществ в экосистеме не полностью замкнут и условия постоянно меняются.
– Давайте прочитаем подтверждение ваших ответов в учебнике на стр.67.(ученик зачитывает).
– Скажите, а человек является участником круговорота веществ в экосистемах?
– Да.
– А какую роль он играет: положительную или отрицательную?
– И положительную и отрицательную.
– Объясните.
Слайд 7.
– Посмотрите, что делают люди?
– Что случилось с деревьями, с травой?
– Как себя чувствуют звери и птицы?
– Нарушился ли порядок в природе?
– А как люди могут помочь природе?
– Беречь природу!
Домашнее задание: придумать и нарисовать знаки природоохраны.
VI. Итог урока.
– Вы сегодня очень хорошо и продуктивно поработали. Давайте подведём итоги нашего урока.
Применение технологии «ФИШБОУН» («рыбий скелет», на доске). Заполняем этот скелет:
– Какая тема нашего урока?
– Какие экосистемы мы повторили?
– Какой вывод мы сделали?
– Все экосистемы взаимосвязаны между собой, представляют собой единство.
(Учитель записывает).
Слайд 8.
– Спасибо всем за урок!
Оценивание работы на уроке учащихся.