Тема урока "Экосистемы"

Разделы: Начальная школа


Цель: Актуализировать знания об экосистемах.

Задачи:

  • Закрепить знания об экосистемах.
  • Обобщить знания детей о взаимосвязях живых организмов в экосистемах леса, луга, озера, болота.
  • Закрепить общеучебные навыки при работе в группе.
  • Развивать любознательность, речь, мышление.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор.
  • Конверты, в которых находятся задания для группы.
  • Фотографии с изображениями животных.
  • Учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир»,3 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей, которых мы рады видеть на нашем уроке.

II. Формулировка темы и целей урока.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня будем работать в группах. Поэтому вы должны вспомнить правила работы в группах, работать дружно, уважать мнение своих товарищей. Каждой группе я загадаю загадки, которые вы должны отгадать, в красных конвертах спрятаны картинки с отгадками. Открыть вы сможете его только тогда, если правильно отгадаете загадку. Итак, внимание!

(Работа в группах)

Загадка для первой группы:

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

– Лиса.

– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!

(На доску прикрепляется табличка «ЛЕС»)

Загадка для второй группы:

Маленький рост,
Длинный хвост.
Серая шубка,
Острые зубки.

– Мышь.

– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!

(На доску прикрепляется табличка «ЛУГ»)

Загадка для третьей группы:

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

– Щука.

– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!

(На доску прикрепляется табличка «ОЗЕРО»)

Загадка для четвёртой группы:

Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

– Лягушка.

– Достаньте из конверта картинку с изображением животного. Правильно? Покажите!

(На доску прикрепляется табличка «БОЛОТО»)

– Все ребята, молодцы! Отгадали загадки верно!

– А теперь назовите место обитания этих животных.

(1 группа – лес,
2 группа – луг,
3 группа – озеро,
4 группа – болото)

III. Определение темы урока.

– Как можно назвать место обитания этих животных? (Экосистема.) Это тема нашего урока.

Приложение 1, слайд 1.

ЭКОСИСТЕМЫ.

– А какие экосистемы вы знаете? (Ответы детей.)

– Молодцы! Так как мы определились с названием экосистем по группам, я предлагаю вам представить, что вы являетесь членами экологического общества.

I гр. – лес, II гр. – луг, III гр. – озеро, IV гр. – болото

(На столы расставляются таблички с названием общества.)

– Нам нужно выбрать руководителей каждого общества, обсудите и представьте своего руководителя. (Представление руководителей).

– А сейчас мы отправимся в наши экосистемы. Будем путешествовать с помощью синего конверта. Он перед вами. Возьмите этот конверт, достаньте лист с заданием. Охарактеризуйте свою экосистему по данным вопросам. (Время 3 мин.)

III. Работа в группах.

I группа. Слайд 2.

  1. Почему лес называют сложной экосистемой?
  2. Из каких «этажей» состоит лес?
  3. Назовите обитателей леса. Чем они питаются?
  4. Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)

II группа. Слайд 3.

  1. Где располагаются луга?
  2. К какой «профессии» живых организмов относятся растения луга?
  3. Назовите обитателей и растения луга.
  4. Что даёт луг растениям, насекомым, домашним животным, человеку?

(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)

III группа. Слайд 4.

  1. Что такое озеро?
  2. Какие «профессии» живых организмов встречаются в экосистеме озера?
  3. Что произойдёт постепенно с озером?
  4. Какое озеро зарастёт быстрее проточное или бессточное?

(После ответа руководителя общества– показ видеоролика экосистемы.)

IV группа. Слайд 5.

  1. Как возникает болото?
  2. Кто входит в сообщество болота?
  3. Как происходит образование торфа на болоте?
  4. Что сохраняет болото от высыхания?

(После ответа руководителя общества – показ видеоролика экосистемы.)

Физкультминутка.

А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели и за дело.

IV. Составление пищевых цепочек.

– Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое экосистема?

– Это единство живой и неживой природы..

– Давайте вспомним, какие «профессии» живых организмов участвуют в этих цепях?

– Производители – растения.

– Потребители – животные, человек.

– Разрушители – бактерии, черви, грибы.

– А сейчас давайте составим эти цепи питания в каждой экосистеме. У вас на столе лежит зелёный конверт, откройте его, с помощью этих картинок, а так же есть картинка– отгадка, она тоже будет являться частью этой цепи питания, составьте эту цепь.

– А теперь представитель каждого общества по очереди, подойдёт к таблице и выстроит цепь питания своей экосистемы. (Ученики по очереди выходят и работают на доске

– Какое взаимодействие живых организмов мы показали с помощью этих цепей питания?

– Взаимодействие живых организмов внутри экосистемы.

– А что происходит между экосистемами?

– Они тоже между собой взаимодействуют.

Давайте посмотрим на слайд и объясним это явление.

V. Работа по учебнику.

Слайд 6.

– Что изображено на слайде?

– Смена экосистем.

– Почему происходит смена экосистем?

– Потому, что круговорот веществ в экосистеме не полностью замкнут и условия постоянно меняются.

– Давайте прочитаем подтверждение ваших ответов в учебнике на стр.67.(ученик зачитывает).

– Скажите, а человек является участником круговорота веществ в экосистемах?

– Да.

– А какую роль он играет: положительную или отрицательную?

– И положительную и отрицательную.

– Объясните.

Слайд 7.

– Посмотрите, что делают люди?

– Что случилось с деревьями, с травой?

– Как себя чувствуют звери и птицы?

– Нарушился ли порядок в природе?

– А как люди могут помочь природе?

– Беречь природу!

Домашнее задание: придумать и нарисовать знаки природоохраны.

VI. Итог урока.

– Вы сегодня очень хорошо и продуктивно поработали. Давайте подведём итоги нашего урока.

Применение технологии «ФИШБОУН» («рыбий скелет», на доске). Заполняем этот скелет:

– Какая тема нашего урока?

– Какие экосистемы мы повторили?

– Какой вывод мы сделали?

– Все экосистемы взаимосвязаны между собой, представляют собой единство.

(Учитель записывает).

Слайд 8.

– Спасибо всем за урок!

Оценивание работы на уроке учащихся.