Комплексная экспериментальная программа "Путешествие в мир русских традиций"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Предлагаемая экспериментальная программа “Путешествие в мир русских традиций” характеризуется яркой выраженной направленностью на развитие нравственной личности младшего школьника через различные аспекты воспитательной деятельности на основе русских традиций.

Принимая воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Становится ясным, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Потому основа нашей педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его права проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Разрабатывая основы воспитательной программы, руководствовалась следующими принципами:

  • целостность педагогического процесса: единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
  • взаимодействие институтов воспитания: семьи, школы, учреждения дополнительного образования, общества;
  • творческое начало воспитания;
  • культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство народной культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества;
  • сотворчество – совместный поиск истины.

Цели программы:

  • Создание единого учебно-воспитательного пространства, в котором приоритетными являются личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение к историческим корням, друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;
  • Изучение обрядов, обычаев, традиций русского народа;
  • Способствовать принятию нравственных ценностей русского народа;
  • Формирование эстетических категорий и вкуса путем знакомства с русским фольклором;

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. Развитие интегрированной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа.
  2. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, семьи и социальных институтов воспитания.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование системы взаимодействия дополнительного образования и школы.
  4. Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик учебно-воспитательной работы с учетом народной педагогики.
  6. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
  7. Развитие форм ученического самоуправления.
  8. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.
  9. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и их семьями.

Создание в семье благоприятного психологического микроклимата, творческое использование накопленная народом прогрессивных обычаев и традиций, своевременная организация семейных этических бесед, учет возрастных к психологических, особенностей детей создают хорошие предпосылки для развития их нравственных чувств, суждений и поступков и обеспечивают их нравственную воспитанность.

Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.

Содержание экспериментальной программы “Путешествие в мир русских традиций” дает возможность рассматривать все виды и жанры народного творчества и изучать не как самостоятельные дисциплины, а как целостный организм, который разделяется на компоненты.

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю и включает в себя систему факультативов:

“Русь святая в половицах и поговорках”. – 17 часов.
“Семья: непридуманные истории” – 17 часов.
“Юный фольклорист” – 17 часов.
“Народная игрушка” – 17 часов.

Ожидаемый результат:

  • Сформированность у младшего школьника интереса к русским традициям, историческому наследию русского народа;
  • Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к углубленному традиционному наследию;
  • Раскрытие собственной индивидуализации через практическую деятельность на основе полученных знаний;
  • Стремление учащихся беречь и приумножать лучшие традиции своего народа

Программа факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках”

Пояснительная записка.

Цель факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках” – способствовать восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства посредством возрождения православной культурной традиции, народной мудрости.

На занятиях по данному курсу акцент делается на три составляющих процесса становления духовно-нравственной личности: воспитательный, образовательный и мировоззренческий.

В основу занятий факультатива “Русь Святая в пословицах и поговорках” легли идеи религиозно-нравственной ориентации в деле воспитания, образования и формирования мировоззренческой устойчивой личности.

Содержание курса:

  • чтение рассказов и стихотворений отечественных авторов,
  • использование сказок и былин должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

Цели и задачи курса:

Основная цель программы: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.

Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:

1. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.

2. Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.

3. Способствовать их укоренению в детском уме и сердце.

4. Выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.

5. Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

6. Способствовать восприятию интереса к отечественной истории.

7. Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.

8. Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.

9. Способствовать изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.

Ожидаемый результат:

В целях комплексного подхода, программа курса предполагает определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам: Традиции православной духовности – основа полноценного образования воспитания российских школьников.

1. Об ответственности родителей за воспитание детей.

2. О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности.

Тематическое планирование занятий факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках”.

№ п\п Тема занятия Содержание
1–2 Введение Жанры устного народного творчества.
Своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
Беседа по произведениям русских писателей Демонстрация презентации “Храмы России”.
Самостоятельный поиск материала по заданной теме.
3–4 Загадки Загадки. "Загадать вам загадку?" Понятия “меткость, выразительность загадок, тематика.
Различие жанров устного народного творчества, отличие друг от друга. Работа над содержанием и “раскрытие” тайн загадок. Коллективное составление энциклопедии загадок. Подготовка и проведение конкурса загадок в классах начальной школы.
5–8 Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки. "Старинная пословица не мимо молвится". Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга "Пословицы русского народа".
Различие жанров устного народного творчества, отличие друг от друга. Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.д. Работа над содержанием и “раскрытие” тайн русского слова. Коллективное составление этимологического словаря старорусских слов.
9–12 Былины Былины. "Русь богатырская". Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.
"Три богатыря". Главные герои русского эпоса – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Социально-бытовые былины: "Соловей Будимирович", "Иван Гостиный Сын", "Ставр Годинович".
Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьев, И.Щукин, К.Васильев и другие).
Составление книжки-малютки подобранных былин Инсценировка былин.
1317 Суеверные рассказы .

Предания и легенды

Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговоренные. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)
Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Петр I, Суворов, Кутузов). "Иван Грозный в Новгороде", "Ермак под Казанью", "Клады Кудеяра и разбойников", "Петр I воюет со шведским королем", "Царь-работник" и другие

Список используемой литературы.

  1. Артемова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г.
  2. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
  3. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
  4. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник. Иркутск, 1924 г., в. 2.
  5. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев, пословиц русского народа. Самара, 1995 г.
  6. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996 г., № 5.

Программа факультатива “Народная игрушка”.

Пояснительная записка.

Основная цель факультатива “Народная игрушка” – способствовать воспитанию высокохудожественной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка.

Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной сферы учащихся путем систематического целенаправленного воспитания;
  • развитие умения наблюдать предметы окружающей среды;
  • развитие интереса к народному искусству;
  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев;
  • развитие способностей, памяти, внимания, мышления.

На занятиях кружка проводится по следующим направлениям:

  • повышение творческой активности детей;
  • развитие бережного отношения и любви к народной культуре, истории и традициям.

Содержание факультатива (17 часов).

Введение. Знакомство с игрушками , сделанные руками человека. – 2 часа.

Соломенная игрушка – 4 часа.

Тряпичная игрушка – 4 часа.

Глиняная игрушка – 4 часа.

Лепка объемных игрушек в технике “вареник” – 3 часа.

Дети должны иметь представление:

  • о технических сведениях о материале;
  • о традициях изготовления игрушки;

Дети должны знать:

  • основные виды декоративно-прикладного искусства;
  • особенности различных материалов;
  • традиции изготовления игрушки из соломы, глины, ткани.
  • технологию изготовления игрушек.

Дети должны уметь:

  • выполнять эскиз игрушки;
  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • контролировать качество выполненной работы;
  • соблюдать правила безопасной работы.

Тематическое планирование занятий факультатива “Народная игрушка”.

№ п\п Тема занятия Содержание
1–2 Введение .Знакомство с игрушками , сделанные руками человека. Теоретические сведения о игрушках, сделанных руками человека. Назначение игрушек.
Презентации о первых игрушках.
Сбор информации о игрушках бабушек, дедушек, мам, пап.
Конкурс сочинений “ Любимая игрушка моей бабушки или дедушки.
3–6 Соломенная игрушка. Технические сведения. Исторические справки о изготовлении соломенной куклы. Традиции изготовления соломенной игрушки. Материалы, применяемые при изготовлении изделий. Проект изготовления соломенных игрушек.
Умения: ориентировка в задании по образцу, планирование работы, скручивание соломы, мочало сухой травы и ее завязывание.
Практические работы: выполнение эскизов рукотворных кукол, животных. Подборка необходимых для работы материалов. Изготовление изделий.
Изделия: куклы лошадка, бычок, птичка, олень.
7–10 Тряпичная игрушка. Технические сведения. Традиции изготовления. Заочная экскурсия в музей русской традиционной культуры. Поиск информации о тряпичных куклах.
Умения: планирование работы, декорирование, подбор материала.
Практические работы: выполнение самой куклы. Изготовление одежды и их декорирование.
Изделия: кукла-закрутка, куклы-неразлучники, куколка из жгутиков, котик.
Выставка изделий и презентация для учащихся начальной школы.
11–14 Глиняная игрушка (соленое тесто) Технические сведения. Традиции изготовления. Состав глины и ее свойства. Обжиг в печи. Назначение подобных поделок. Презентации Дымковской, Филлимоновской игрушек.
Умения: разминать глину (тесто) до однородной массы и склеивать части изделия, раскатывать глину (тесто) в пласт определенной толщины, Пользоваться предметами декорирования.
Практические работы: изготовление игрушки по заданному образцу, декорирование изделия по “технике дымка”.
Изделия: собачка, коза, кошечка, барынька (Филлимоновкая и Дымковская).
Выставка изделий для родителей.
15–17 Лепка объемных игрушек в технике “вареник”. Историческая справка о появлении вареников на Руси. Сбор информации “вареники бабушек”.
Умения: выполнять полную форму “вареника”,склеивать изделия, лепить изделие по эскизу.
Практические работы: работа над эскизом, изготовление игрушки и ее декорирование.
Изделие: Динозавр, Кенгуру.
Совместные с родителями проекты вымышленных игрушек.
Выставка изделий для учащихся начальной школы.

Список используемой литературы.

  1. Исенво С.А. Народное творчество // История в школе. 1986 г., № 4.
  2. Ивлева Л.Н. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994 г. 26. Капитунова А. От народных промыслов до чудесной мастерской // Учительская газета. 2001 г., № 21.
  3. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. // Воспитание школьников. 2001 г., № 3.
  4. Петров В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей, М., 2001 г.

Тематическое планирование занятий факультатива “Семья: непридуманные истории”.

№ п\п Тема занятия Содержание
1–2

 

Биография и судьба.
Значение и тайна твоей фамилии.
История появления человека на Земле. Понятие “фамилия”, “имя”, “отчество”. Самостоятельный сбор материала наследия семьи.
3–4 Наши корни.
История моей семьи.
Понятие “генелогическое древо”. Презентация учащихся “Моя родословная”. Дать представление, что такое семья. Сбор информации учащегося и родителей к проекту “Моя семья”.
Создание “герба семьи”. “семейного дерева”, и т.д.
5–6 Самые родные.
Почему меня так зовут?
История появления человека на Земле. Понятие “фамилия”, “имя”, “отчество”. Самостоятельный сбор материала наследия семьи.
7–8 Мои бабушки и дедушки. Так жили прадеды. Исследование семейных истоков. Знакомство и разработка вопросов для интервью . Обработка материала и оформление классной газеты “Так жили наши предки”.Правила работы со справочной литературой, поиска нужной информации в Интернете и т.д.
9–10 Семейные традиции и праздники Понятие “народная культура”, “обычаи”, “традиции”. Родной город, край. Правила работы со справочной литературой, поиска нужной информации в Интернете и т.д. Познакомить с семейными традициями учеников класса.
11–12 Семейный архив.
О чем рассказала фотография?
Обобщение материала и создания семейного проекта “ Моя семья”. Демонстрация на классном часе . Выход в другие классы начальной школы.
13–14 Рецепты от бабушек.

Лечение без лекарств.

Обсуждение рецептов русской кухни. Самостоятельный сбор информации о бабушкиных рецептах. Оформление рецептов в книгу “Рецепты от бабушки”. Приготовление и дегустация блюд.
Сбор информации о лекарственных растениях. Составление классного справочника “Растения спешат на помощь”
15–17 Семейные увлечения История русского ковроделия, орнамента и символов, виды строчек. Работа по группам. Выставка детских работ.
История появления кухонной утвари. Сбор материала наследия семьи (деревянная посуда, расшитые полотенца, ложки и т. д.).
Понятие “Народное декоративно-прикладное искусство”. Роспись по дереву, резьба по дереву, лоскутное шитье. Работа по группам. Выставка работ. Презентации учащихся.
История русской вышивки и символов в вышивке, виды строчек. Вышивание салфеток, наволочек, кухонных полотенец и т.д. Выставка детских работ.

Список используемой литературы.

  1. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. СПБ., 1876 г.
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.
  3. Лисова К., Из истории русских поселений // Сельская школа. 2002 г., № 5.
  4. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990 г.
  5. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000 г.
  6. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1848 г.

Тематическое планирование занятий факультатива “Юный фольклорист”.

№ п\п Тема занятия Основные формы, направления
1. Народное творчество – азбука познания мировой культуры. Обсуждение репертуара русского народа, жанры русского словесно-музыкального творчества. Особенности построения, тематика, тематический диапазон. Колядки, веселительные традиционные заклички и т.д.
Исследование народных песен. Сбор материала культурного наследия своей семьи. Обсуждение репертуара. Гала-концерт.
2. Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, игры и т.д. Сбор материала культурного наследия семьи. Работа по группам Оформление сборника. Зашита групповых проектов.
15 занятий “мудрости”.
  Урок 1.

Тема – БЛАГОДАРНОСТЬ.

Игра “Птица Благодарности”.
Кто вырастил яблочко. Е.Фролова.
Творческое задание “Спасибо природе”.
Рисунок “Благодарное сердце”.
  Урок 2.

Тема – ВЕЖЛИВОСТЬ.

Игра “Школа вежливости”.
Вежливый кролик. Мексиканская сказка.
Рисунок “Вежливый человек”.
Творческое задание “Приветливые люди”.
  Урок 3.

Тема – ВЗАИМОПОМОЩЬ

Игра “Палочка-выручалочка”.
Лесной мишка и проказница мышка Латышская сказка.
Рисунок “Слабые и сильные”.
Творческое задание “Мышка и медведь”.
Кто сшил Видеку Рубашку Ф.Левствик.
Рисунок “Рубашка помощи”.
Творческое задание “Поможем другу”.
  Урок 4.

Тема – ДОБРОТА

Игра “добрый дождик”.
Даром ни одно доброе дело не пропадает А.Неелова.
Творческое задание “Доброе дело”.
Рисунок “дерево доброты”.
  Урок 5.

Тема – ДОБРОСЕРДЕЧИЕ

Игра “Цветок доброты”.
Осенняя сказка А.Каралайчев.
Рисунок “добрый виноград”.
Творческое задание “доброе сердце”.
  Урок 6.

Тема – ДРУЖБА

Игра “Школа дружбы”.
Девочка и Ромашка. В.Сухомлонский.
Игра “С кем дружат цветы”.
Рисунок “Друг цветок”.
Творческое задание “Сказочные друзья”.
  Урок 7.

Тема – ЗАБОТЛИВОСТЬ

Игра “Заботливый хозяин”.
Волчья ягода А.Неелова.
Творческое задание “Заботливый мир”.
Рисунок “Заботимся о родителях”.
  Урок 8.

Тема – КРАСОТА ДУШИ

Игра “Красивые руки и глаза”.
Цветок кактуса. М.Скребцова.
Творческое задание “Украшаем кактус”.
Чьи руки краше. Сказка народов Индии.
Игра “Самое красивое”.
Рисунок “Красивые поступки”.
  Урок 9.

Тема-ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Игра “Любознательные друзья”.
Птенец выпал из гнезда В.Сухомлинский.
Игра Любознательные птенцы”.
Рисунок “Мы путешествуем”.
  Урок 10.

Тема – МИЛОСЕРДИЕ

Игра “Солнышко милосердия”.
Птичка. А.Неелова.
Творческое задание “Законы милосердия”.
Рисунок “День милосердия”.
  Урок 11.

Тема – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Игра “За что мы отвечаем”.
Старик и яблоня. Притча.
Рисунок “Посадим деревце”.
Творческое задание “Кто ответственный”.
  Урок 12.

Тема – ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Игра “Отзывчивый колобок”.
Ветерок. А.Неелона.
Творческое задание “Помогаем в беде”.
Рисунок “Подарки для жителей земли”.
  Урок 13.

Тема – ПРАВДИВОСТЬ

Игра “Сердечко честности”.
Честный мальчик. Корейская сказка.
Рисунок “Солнышко правдивости”.
Творческое задание “Честные люди”.
  Урок 14.

Тема – СКРОМНОСТЬ

Игра “Скромные звери”.
Волшебная арфа. Сказка народов Бирмы.
Творческое задание “Скромный человек”.
Рисунок “Украшение скромности”.
  Урок 15.

Тема – ЧУТКОСТЬ

Игра “Теплое сердечко”.
Капустный лист. Е.Вехлерова.
Рисунок “Чуткие мамины руки”.
Творческое задание “Чуткие профессии”.

Список используемой литературы.

  1. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни – М., 1982 г.
  2. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
  3. Григорьев В. Масленица – проводы зимы // Воспитание школьников. 1989 г., № 2.
  4. Ищук В.В. Народные праздники. Ярославль, 2000 г.
  5. Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984.