Пояснительная записка.
Предлагаемая экспериментальная программа “Путешествие в мир русских традиций” характеризуется яркой выраженной направленностью на развитие нравственной личности младшего школьника через различные аспекты воспитательной деятельности на основе русских традиций.
Принимая воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Становится ясным, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Потому основа нашей педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его права проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Разрабатывая основы воспитательной программы, руководствовалась следующими принципами:
- целостность педагогического процесса: единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
- взаимодействие институтов воспитания: семьи, школы, учреждения дополнительного образования, общества;
- творческое начало воспитания;
- культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство народной культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества;
- сотворчество – совместный поиск истины.
Цели программы:
- Создание единого учебно-воспитательного пространства, в котором приоритетными являются личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение к историческим корням, друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;
- Изучение обрядов, обычаев, традиций русского народа;
- Способствовать принятию нравственных ценностей русского народа;
- Формирование эстетических категорий и вкуса путем знакомства с русским фольклором;
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- Развитие интегрированной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа.
- Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, семьи и социальных институтов воспитания.
- Дальнейшее развитие и совершенствование системы взаимодействия дополнительного образования и школы.
- Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик учебно-воспитательной работы с учетом народной педагогики.
- Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
- Развитие форм ученического самоуправления.
- Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.
- Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и их семьями.
Создание в семье благоприятного психологического микроклимата, творческое использование накопленная народом прогрессивных обычаев и традиций, своевременная организация семейных этических бесед, учет возрастных к психологических, особенностей детей создают хорошие предпосылки для развития их нравственных чувств, суждений и поступков и обеспечивают их нравственную воспитанность.
Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.
Содержание экспериментальной программы “Путешествие в мир русских традиций” дает возможность рассматривать все виды и жанры народного творчества и изучать не как самостоятельные дисциплины, а как целостный организм, который разделяется на компоненты.
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю и включает в себя систему факультативов:
“Русь святая в половицах и поговорках”. – 17 часов.
“Семья: непридуманные истории” – 17 часов.
“Юный фольклорист” – 17 часов.
“Народная игрушка” – 17 часов.
Ожидаемый результат:
- Сформированность у младшего школьника интереса к русским традициям, историческому наследию русского народа;
- Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к углубленному традиционному наследию;
- Раскрытие собственной индивидуализации через практическую деятельность на основе полученных знаний;
- Стремление учащихся беречь и приумножать лучшие традиции своего народа
Программа факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках”
Пояснительная записка.
Цель факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках” – способствовать восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства посредством возрождения православной культурной традиции, народной мудрости.
На занятиях по данному курсу акцент делается на три составляющих процесса становления духовно-нравственной личности: воспитательный, образовательный и мировоззренческий.
В основу занятий факультатива “Русь Святая в пословицах и поговорках” легли идеи религиозно-нравственной ориентации в деле воспитания, образования и формирования мировоззренческой устойчивой личности.
Содержание курса:
- чтение рассказов и стихотворений отечественных авторов,
- использование сказок и былин должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.
Цели и задачи курса:
Основная цель программы: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:
1. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.
2. Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.
3. Способствовать их укоренению в детском уме и сердце.
4. Выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.
5. Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
6. Способствовать восприятию интереса к отечественной истории.
7. Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
8. Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.
9. Способствовать изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
Ожидаемый результат:
В целях комплексного подхода, программа курса предполагает определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам: Традиции православной духовности – основа полноценного образования воспитания российских школьников.
1. Об ответственности родителей за воспитание детей.
2. О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности.
Тематическое планирование занятий факультатива “Русь святая в пословицах и поговорках”.
№ п\п | Тема занятия | Содержание |
1–2 | Введение | Жанры устного народного творчества. Своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу. Беседа по произведениям русских писателей Демонстрация презентации “Храмы России”. Самостоятельный поиск материала по заданной теме. |
3–4 | Загадки | Загадки. "Загадать вам загадку?" Понятия “меткость,
выразительность загадок, тематика. Различие жанров устного народного творчества, отличие друг от друга. Работа над содержанием и “раскрытие” тайн загадок. Коллективное составление энциклопедии загадок. Подготовка и проведение конкурса загадок в классах начальной школы. |
5–8 | Пословицы и поговорки | Пословицы и поговорки. "Старинная пословица не мимо
молвится". Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их
тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга "Пословицы
русского народа". Различие жанров устного народного творчества, отличие друг от друга. Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.д. Работа над содержанием и “раскрытие” тайн русского слова. Коллективное составление этимологического словаря старорусских слов. |
9–12 | Былины | Былины. "Русь богатырская". Происхождение, сказители и
собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович.
Святогор. "Три богатыря". Главные герои русского эпоса – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Социально-бытовые былины: "Соловей Будимирович", "Иван Гостиный Сын", "Ставр Годинович". Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьев, И.Щукин, К.Васильев и другие). Составление книжки-малютки подобранных былин Инсценировка былин. |
13–17 | Суеверные рассказы .
Предания и легенды |
Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и
заговоренные. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.) Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Петр I, Суворов, Кутузов). "Иван Грозный в Новгороде", "Ермак под Казанью", "Клады Кудеяра и разбойников", "Петр I воюет со шведским королем", "Царь-работник" и другие |
Список используемой литературы.
- Артемова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г.
- Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
- Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
- Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник. Иркутск, 1924 г., в. 2.
- Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев, пословиц русского народа. Самара, 1995 г.
- Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996 г., № 5.
Программа факультатива “Народная игрушка”.
Пояснительная записка.
Основная цель факультатива “Народная игрушка” – способствовать воспитанию высокохудожественной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- развитие познавательной сферы учащихся путем систематического целенаправленного воспитания;
- развитие умения наблюдать предметы окружающей среды;
- развитие интереса к народному искусству;
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев;
- развитие способностей, памяти, внимания, мышления.
На занятиях кружка проводится по следующим направлениям:
- повышение творческой активности детей;
- развитие бережного отношения и любви к народной культуре, истории и традициям.
Содержание факультатива (17 часов).
Введение. Знакомство с игрушками , сделанные руками человека. – 2 часа.
Соломенная игрушка – 4 часа.
Тряпичная игрушка – 4 часа.
Глиняная игрушка – 4 часа.
Лепка объемных игрушек в технике “вареник” – 3 часа.
Дети должны иметь представление:
- о технических сведениях о материале;
- о традициях изготовления игрушки;
Дети должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- особенности различных материалов;
- традиции изготовления игрушки из соломы, глины, ткани.
- технологию изготовления игрушек.
Дети должны уметь:
- выполнять эскиз игрушки;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- контролировать качество выполненной работы;
- соблюдать правила безопасной работы.
Тематическое планирование занятий факультатива “Народная игрушка”.
№ п\п | Тема занятия | Содержание |
1–2 | Введение .Знакомство с игрушками , сделанные руками человека. | Теоретические сведения о игрушках, сделанных руками
человека. Назначение игрушек. Презентации о первых игрушках. Сбор информации о игрушках бабушек, дедушек, мам, пап. Конкурс сочинений “ Любимая игрушка моей бабушки или дедушки. |
3–6 | Соломенная игрушка. | Технические сведения. Исторические справки о
изготовлении соломенной куклы. Традиции изготовления соломенной игрушки.
Материалы, применяемые при изготовлении изделий. Проект изготовления
соломенных игрушек. Умения: ориентировка в задании по образцу, планирование работы, скручивание соломы, мочало сухой травы и ее завязывание. Практические работы: выполнение эскизов рукотворных кукол, животных. Подборка необходимых для работы материалов. Изготовление изделий. Изделия: куклы лошадка, бычок, птичка, олень. |
7–10 | Тряпичная игрушка. | Технические сведения. Традиции изготовления. Заочная
экскурсия в музей русской традиционной культуры. Поиск информации о
тряпичных куклах. Умения: планирование работы, декорирование, подбор материала. Практические работы: выполнение самой куклы. Изготовление одежды и их декорирование. Изделия: кукла-закрутка, куклы-неразлучники, куколка из жгутиков, котик. Выставка изделий и презентация для учащихся начальной школы. |
11–14 | Глиняная игрушка (соленое тесто) | Технические сведения. Традиции изготовления. Состав
глины и ее свойства. Обжиг в печи. Назначение подобных поделок.
Презентации Дымковской, Филлимоновской игрушек. Умения: разминать глину (тесто) до однородной массы и склеивать части изделия, раскатывать глину (тесто) в пласт определенной толщины, Пользоваться предметами декорирования. Практические работы: изготовление игрушки по заданному образцу, декорирование изделия по “технике дымка”. Изделия: собачка, коза, кошечка, барынька (Филлимоновкая и Дымковская). Выставка изделий для родителей. |
15–17 | Лепка объемных игрушек в технике “вареник”. | Историческая справка о появлении вареников на Руси.
Сбор информации “вареники бабушек”. Умения: выполнять полную форму “вареника”,склеивать изделия, лепить изделие по эскизу. Практические работы: работа над эскизом, изготовление игрушки и ее декорирование. Изделие: Динозавр, Кенгуру. Совместные с родителями проекты вымышленных игрушек. Выставка изделий для учащихся начальной школы. |
Список используемой литературы.
- Исенво С.А. Народное творчество // История в школе. 1986 г., № 4.
- Ивлева Л.Н. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994 г. 26. Капитунова А. От народных промыслов до чудесной мастерской // Учительская газета. 2001 г., № 21.
- Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. // Воспитание школьников. 2001 г., № 3.
- Петров В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей, М., 2001 г.
Тематическое планирование занятий факультатива “Семья: непридуманные истории”.
№ п\п | Тема занятия | Содержание |
1–2
|
Биография и судьба. Значение и тайна твоей фамилии. |
История появления человека на Земле. Понятие “фамилия”, “имя”, “отчество”. Самостоятельный сбор материала наследия семьи. |
3–4 | Наши корни. История моей семьи. |
Понятие “генелогическое древо”. Презентация учащихся
“Моя родословная”. Дать представление, что такое семья. Сбор информации
учащегося и родителей к проекту “Моя семья”. Создание “герба семьи”. “семейного дерева”, и т.д. |
5–6 | Самые родные. Почему меня так зовут? |
История появления человека на Земле. Понятие “фамилия”, “имя”, “отчество”. Самостоятельный сбор материала наследия семьи. |
7–8 | Мои бабушки и дедушки. Так жили прадеды. | Исследование семейных истоков. Знакомство и разработка вопросов для интервью . Обработка материала и оформление классной газеты “Так жили наши предки”.Правила работы со справочной литературой, поиска нужной информации в Интернете и т.д. |
9–10 | Семейные традиции и праздники | Понятие “народная культура”, “обычаи”, “традиции”. Родной город, край. Правила работы со справочной литературой, поиска нужной информации в Интернете и т.д. Познакомить с семейными традициями учеников класса. |
11–12 | Семейный архив. О чем рассказала фотография? |
Обобщение материала и создания семейного проекта “ Моя семья”. Демонстрация на классном часе . Выход в другие классы начальной школы. |
13–14 | Рецепты от бабушек. Лечение без лекарств. |
Обсуждение рецептов русской кухни. Самостоятельный сбор
информации о бабушкиных рецептах. Оформление рецептов в книгу “Рецепты
от бабушки”. Приготовление и дегустация блюд. Сбор информации о лекарственных растениях. Составление классного справочника “Растения спешат на помощь” |
15–17 | Семейные увлечения | История русского ковроделия, орнамента и символов, виды
строчек. Работа по группам. Выставка детских работ. История появления кухонной утвари. Сбор материала наследия семьи (деревянная посуда, расшитые полотенца, ложки и т. д.). Понятие “Народное декоративно-прикладное искусство”. Роспись по дереву, резьба по дереву, лоскутное шитье. Работа по группам. Выставка работ. Презентации учащихся. История русской вышивки и символов в вышивке, виды строчек. Вышивание салфеток, наволочек, кухонных полотенец и т.д. Выставка детских работ. |
Список используемой литературы.
- Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. СПБ., 1876 г.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.
- Лисова К., Из истории русских поселений // Сельская школа. 2002 г., № 5.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990 г.
- Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000 г.
- Терещенко А. Быт русского народа. М., 1848 г.
Тематическое планирование занятий факультатива “Юный фольклорист”.
№ п\п | Тема занятия | Основные формы, направления |
1. | Народное творчество – азбука познания мировой культуры. | Обсуждение репертуара русского народа, жанры русского
словесно-музыкального творчества. Особенности построения, тематика,
тематический диапазон. Колядки, веселительные традиционные заклички и
т.д. Исследование народных песен. Сбор материала культурного наследия своей семьи. Обсуждение репертуара. Гала-концерт. |
2. | Детский фольклор | Колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, игры и т.д. Сбор материала культурного наследия семьи. Работа по группам Оформление сборника. Зашита групповых проектов. |
15 занятий “мудрости”. | ||
Урок 1. Тема – БЛАГОДАРНОСТЬ. |
Игра “Птица Благодарности”. Кто вырастил яблочко. Е.Фролова. Творческое задание “Спасибо природе”. Рисунок “Благодарное сердце”. |
|
Урок 2.
Тема – ВЕЖЛИВОСТЬ. |
Игра “Школа вежливости”. Вежливый кролик. Мексиканская сказка. Рисунок “Вежливый человек”. Творческое задание “Приветливые люди”. |
|
Урок 3. Тема – ВЗАИМОПОМОЩЬ |
Игра “Палочка-выручалочка”. Лесной мишка и проказница мышка Латышская сказка. Рисунок “Слабые и сильные”. Творческое задание “Мышка и медведь”. Кто сшил Видеку Рубашку Ф.Левствик. Рисунок “Рубашка помощи”. Творческое задание “Поможем другу”. |
|
Урок 4. Тема – ДОБРОТА |
Игра “добрый дождик”. Даром ни одно доброе дело не пропадает А.Неелова. Творческое задание “Доброе дело”. Рисунок “дерево доброты”. |
|
Урок 5.
Тема – ДОБРОСЕРДЕЧИЕ |
Игра “Цветок доброты”. Осенняя сказка А.Каралайчев. Рисунок “добрый виноград”. Творческое задание “доброе сердце”. |
|
Урок 6.
Тема – ДРУЖБА |
Игра “Школа дружбы”. Девочка и Ромашка. В.Сухомлонский. Игра “С кем дружат цветы”. Рисунок “Друг цветок”. Творческое задание “Сказочные друзья”. |
|
Урок 7. Тема – ЗАБОТЛИВОСТЬ |
Игра “Заботливый хозяин”. Волчья ягода А.Неелова. Творческое задание “Заботливый мир”. Рисунок “Заботимся о родителях”. |
|
Урок 8.
Тема – КРАСОТА ДУШИ |
Игра “Красивые руки и глаза”. Цветок кактуса. М.Скребцова. Творческое задание “Украшаем кактус”. Чьи руки краше. Сказка народов Индии. Игра “Самое красивое”. Рисунок “Красивые поступки”. |
|
Урок 9.
Тема-ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ |
Игра “Любознательные друзья”. Птенец выпал из гнезда В.Сухомлинский. Игра Любознательные птенцы”. Рисунок “Мы путешествуем”. |
|
Урок 10.
Тема – МИЛОСЕРДИЕ |
Игра “Солнышко милосердия”. Птичка. А.Неелова. Творческое задание “Законы милосердия”. Рисунок “День милосердия”. |
|
Урок 11. Тема – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Игра “За что мы отвечаем”. Старик и яблоня. Притча. Рисунок “Посадим деревце”. Творческое задание “Кто ответственный”. |
|
Урок 12. Тема – ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
Игра “Отзывчивый колобок”. Ветерок. А.Неелона. Творческое задание “Помогаем в беде”. Рисунок “Подарки для жителей земли”. |
|
Урок 13.
Тема – ПРАВДИВОСТЬ |
Игра “Сердечко честности”. Честный мальчик. Корейская сказка. Рисунок “Солнышко правдивости”. Творческое задание “Честные люди”. |
|
Урок 14.
Тема – СКРОМНОСТЬ |
Игра “Скромные звери”. Волшебная арфа. Сказка народов Бирмы. Творческое задание “Скромный человек”. Рисунок “Украшение скромности”. |
|
Урок 15.
Тема – ЧУТКОСТЬ |
Игра “Теплое сердечко”. Капустный лист. Е.Вехлерова. Рисунок “Чуткие мамины руки”. Творческое задание “Чуткие профессии”. |
Список используемой литературы.
- Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни – М., 1982 г.
- Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
- Григорьев В. Масленица – проводы зимы // Воспитание школьников. 1989 г., № 2.
- Ищук В.В. Народные праздники. Ярославль, 2000 г.
- Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984.