Методическая разработка "Педагогика сотрудничества в работе с родителями детей раннего возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Наиболее быстро ребенок развивается в первые два года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики [1, 12]. Этот период важен для последующего развития человека, поэтому необходимо, вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности. Сложности в развитии обусловлены также и процессом адаптации ребенка к новым социальным условиям. Процесс адаптации на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезными и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у их родителей. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации и социализации детей раннего возраста остаются только на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям для родителей воспитанников. Однако важной стороной образовательного процесса является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой - обладают определенным педагогическим потенциалом и способным обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. С целью снижения напряженности острого периода адаптации, а также для более успешной социализации детей раннего возраста организуется работа, как с детьми, так и с родителями. Исследователь постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. С.А. Новоселова пишет об этом: "С первых дней жизни ребенка решающим фактором его развития являются взрослые люди, дающие ему в процессе общения практические знания о свойствах предметов, способах действия с ними, радующие ребенка занимательностью действий с предметами. Однако мир, создаваемый вокруг ребенка взрослыми - это не демонстрационный экран, на котором меняется кадры. Ребенок выступает с самого начала не как наблюдатель, а как действующее лицо"[4].

А так как забота о развитии ребенка начинается задолго до его рождения, необходимо единство воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Но все мы знаем, что воспитание в семье глубоко специфично. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, беседы, анкетирование дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрываю. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях.

Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании детей. Мысль о том, что "родителей надо учить воспитывать своих детей" обсуждалась еще в глубокой древности. Пример тому - поучения Святого Иеронима. В более позднее время: М. Лютерн, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, И.Г. Пестолоции и др. Только знания в воспитании детей помогут родителям найти правильные приемы, направленные на развитие гармоничной личности. А наследственно закрепленные рефлексы и единство в заботе ДОУ и семьи сделают свое дело "Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться" (Щелованов Н.М.) [1, 12].

Исходя из данной проблемы, нами выбрана нетрадиционная форма работы - лекторий для родителей групп раннего возраста, посещающих группы кратковременного пребывания по теме "Педагогика здоровья". Образовательное учреждение является открытой социальной системой, реагирующей на изменения внешней среды. Исходя из запросов родителей детей, не посещающих дошкольного учреждения, с 2006г. функционирует группа кратковременного пребывания детей раннего возраста. С 2009г. мы осуществляем патронаж многодетной семьи, в которой родились тройняшки. Учитывая, что в настоящее время существует дефицит мест в детских садах, данное направление принимает особую актуальность.

Данная разработка направлена:

  • обеспечение условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей раннего возраста;
  • решение проблемы адаптационного периода;
  • обеспечение комфортных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • обеспечение социально-личностного развития ребенка раннего возраста.

Задачи разработки:

  • Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе специалистов дошкольного учреждения с семьей.
  • Обеспечить благоприятную безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Гипотеза разработки: просветительская работа с родителями детей раннего возраста будет эффективна если:

  • основным средством получения информации родителями будет лекторий;
  • лекторий будет содержать блоки медицинской, психологической и педагогической информации (участие в лектории заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя);
  • содержание лектория будет отражать информативные запросы родителей.

Новизна разработки: разработан лекторий по проблеме сохранения психофизического здоровья детей раннего возраста и составлен комплекс активных форм работы с родителями детей раннего возраста, родителей детей, посещающих группы кратковременного пребывания и патронажной семьи.

Теоретическая и практическая значимость разработки: выстраивание и внедрение системы мероприятий, направленных на включение родительского сообщества в новые формы дошкольного образования. Данный лекторий обеспечен пакетом методического инструментария, может быть использован всеми категориями педагогических работников в просветительской работе с родителями детей раннего возраста.

Нами были использованы методы: теоретические анализ, синтез, изучение и обобщение литературы; беседа с родителями, педагогами, практическая деятельность.

Творческий коллектив:

  • Танцерева А.А. - воспитатель первой квалификационной категории, руководитель лектория.
  • Кочерыгина Н.М. - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе высшей квалификационной категории.
  • Анюткина Л.И. - воспитатель второй квалификационной категории.
  • Филоненко Н.В. - инструктор по физической культуре второй квалификационной категории.
  • Шевлюкова Л.А. - музыкальный руководитель второй квалификационной категории.

Во время знакомства с родителями малышей проводятся беседы, анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. На основе анализа этих данных и планируются заседания лектория. Ежегодно 3 заседания. Продолжительность лектория от 40 минут до 1 часа. Проводится традиционно в субботу утром. Последняя встреча посвящена презентации опыта семейного воспитания.

В приложении представлен пакет методического психолого-педагогического инструментария: сообщения, консультации, практические формы взаимодействия с родителями, игровые упражнения, картотеки различной направленности.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам адаптации, социализации, сохранения психофизического здоровья детей раннего возраста.
  • Участие в лектории будет способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов учреждения, работающих с детьми раннего возраста.
  • Участие родителей в лектории будет способствовать осознанному отношению родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

Выписка их годового плана.

Лекторий для родителей по теме: "Познай своего ребенка".

Заседание №1.

Форма проведения: семинар - практикум по теме "Создание комфортных условий для полноценного развития малыша".

Анкетирование "Как воспитать здорового ребенка".

Ответственный:

Кочерыгина Н. М. - зам. зав. ВМР.

"Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации".

Ответственный:

Смычкова Ю. А. - педагог - психолог

Игровой практикум "Социально - личностное развитие детей раннего возраста".

Ответственный:

Танцерева А. А. - воспитатель

Видеопрезентация: "Театр для самых маленьких"

Ответственный:

Шевлюкова Л. А. - музыкальный руководитель

Презентация сочинений родителей на тему: "Что такое здоровый образ жизни"

Заседание №2

Форма организации: круглый стол по теме: "Организация детского досуга летом".

Вступительное слово: "Летняя пора - рада детвора. Поиграй со мною мама".

Ответственный:

Анюткина Л. А. - воспитатель

Памятка для родителей "Детский день рождения летом. Как организовать и провести детский праздник"

Ответственный:

Кочерыгина Н. М. - зам. зав. ВМР

Практикум "Игры с песком, камешками и водой летом".

Ответственный:

Танцерева А. А. - воспитатель

Рекомендации от медицинской сестры "Если ребенка ужалила пчела".

Ответственный:

Бакланова Н. Г. - медицинская сестра

Заседание №3.

Форма проведения: презентация семейного опыта оздоровления детей.

Рекомендации "Что делать, если ребенок болеет".

Ответственный:

Емельянова А.И. педагог-психолог

Компьютерная презентация "Поделись своим секретом".

Ответственный:

Кочерыгина Н.М. - зам. зав. ВМР

Презентация оборудования, изготовленного в домашних условиях.

Ответственный:

Шадрина В.П. - воспитатель

Заключение.

Главным показателем данного сотрудничества с родителями мы считаем степень адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Анализ адаптации детей, вступивших в ДОУ в 2008-2009, 2009-2010 учебных годах выявил следующие результаты.

Показатели адаптации 2008-2009гг. 2009-2010гг.
Легкая степень адаптации

Средняя степень адаптации

Тяжелая степень адаптации

27%

73%

0%

25,4%

74,6%

0%

Таблица 1.

Показатели адаптации.

Из таблицы видно, что тяжелой степени адаптации за два учебных года не выявлено. Наблюдения за детьми в этом учебном году позволяют нам сделать вывод о том, что показатели не ухудшаться. Таких результатов можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ. Взаимодействие с родителями призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Традиционно итогом работы данного лектория является создания презентаций родителями об опыте семейного воспитания, который ярко демонстрируется на заключительных встречах. Результаты анкетирования родителей раннего возраста показали, что 91,6% удовлетворены работой дошкольного учреждения, отмечают хорошие условия, созданные для работы с детьми, уютную обстановку в группах; считают, что воспитатели проявляют к детям доброжелательное отношение, развивают способности, заботятся о физическом и психологическом здоровье детей. Отмечают хорошую слаженную работу педагогического коллектива по проведению просветительской работы среди родителей.

Одновременно такая работа способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми раннего возраста, поднимают рейтинг учреждения. В течение двух лет педагоги представляли опыт своей работы на муниципальном методическом сообществе педагогов групп раннего возраста. Работа продолжается в рамках городского обучающего сообщества.

Перспектива:

Оптимизация процесса адаптации, заключающаяся в психолого-педагогическом сопровождении родителей при подготовки детей в детский сад. ("Клуб молодого родителя"- для родителей, дети которых готовятся поступать в детский сад, который начнет функционировать с апреля месяца).

Реализация проекта педагога - психолога "Адаптационный клуб для родителей и детей раннего возраста, годовяшихся к поступлению в ДОУ "Здравствуй малыш".

Используемая литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.
  2. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.:Мозайка-Синтез. 2005 - 168 с.
  3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: пособие для пед. коллективов детских садов и родителей: сборник / Доронова Т.Н. и др.- М. : Обруч, 2010. - 304с.
  4. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.