Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Проблемная ситуация:

В стране «ГРАММАТИКЕ» жили-были корни: «лёд» и «руб». Жили они каждый отдельно со своими родственниками. Стало им скучно и они решили подружиться друг с другом. Но как они не старались, у них ничего не выходило. Не получались слова. А чтобы дружить, нужно получать новые слова – это закон этой страны. Как же помочь корням сдружиться? Соединить их вместе так, чтобы получались слова. Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?

Проблема: Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова?

Цель: Соединить два корня так, чтобы получились сложные слова

Задачи:

  1. Понаблюдать за словами, как соединяются корни в словах.
  2. Составить схему образования сложных слов.
  3. Составить инструкцию (алгоритм) – как нужно действовать, чтобы правильно соединить корни в сложных словах.

Форма организации – групповая.

Ведущая деятельность – поисковая, исследовательская.

Сфера применения результатов – в лингвистике.

Используемые технологии – мультимедийная.

Форма продуктов проектной деятельности – групповой отчет проектантов.

Вид презентации – схемы  образования сложных слов, алгоритм действия правильного присоединения двух корней в сложных словах.

Цели обучения, развития, воспитания:

  • формирование понятия у учащихся о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • развитие презентативных умений и навыков (кратко, полно и лаконично рассказывать; анализировать ход поиска решения; демонстрировать найденное решение; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы);
  • формировать коммуникативные учебные действия (учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, учатся поиску согласия).

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН:

  • учащиеся умеют работать в разных режимах и формах, давать оценку своим действиям, извлекать информацию из прочитанного;
  • учащиеся класса научены работать в группе;
  • дети познакомлены с составом слова, умеют производить словообразовательный разбор;
  • учащиеся научились образовывать новые слова при помощи приставок, отличают форму слова от родственного слова.

Приращение в ЗУН:

  • учащиеся научились образовывать слова, состоящих из двух корней, а также составлять инструкцию (алгоритм) действий образования сложных слов.

Используемая литература:

  1. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: Владос, 2001.
  2. Р.М. Мухаметова. Психология. Разработки занятий с детьми. – Волгоград, 2005.
  3. Р.Н. Бунеев. Русский язык, 3 класс, ч. 2 – М.: Просвещение, 2007.
  4. Н.Г. Пахомова. Проектная деятельность.

УМК «Школа 2100», 3-й класс, 2 четверть.

Цели и задачи урока:

Цель: Формирование понятия у учащихся о сложных словах, способах их образования и правилах написания;

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представление о способах образования сложных слов;
  2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые навыки, а также внимание и мышление на основе наблюдения языкового материала;
  3. Воспитательные: формировать опыт познавательной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к знаниям, а также воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу.

Средства, необходимые для проведения урока:

  1. Учебник «Русский язык» для 3 класса Р.Н. Бунеев. Часть 2.
  2. Раздаточный материал:
    а) карточки для самостоятельной работы;
    б) задания для работы в группах;
    в) чистые листы для работы в группах.
  3. Компьютер.
  4. Интерактивная доска.
  5. Презентация для демонстрации.
  6. Таблички со схемами способа образования сложных слов.
  7. Анкета для самооценки.

Ход урока

Содержание урока Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя Ожидаемый результат со стороны учеников
I. Организационный момент.
Взаимные приветствие учителя и учащихся.
– Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете новое для себя, а может быть и сделаете маленькое открытие.
Создание психологического настроя на учебную деятельность. Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок.
Класс готов к работе на уроке.
II. 1 этап – Погружение в проект.
Актуализация знаний учащихся.
В одном словесном государстве жили и не тужили ОРФОГРАММЫ.
Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось:
Безударные
Согласные
Удвоенные
Непроизносимые

Назовите, как звучат эти орфограммы?
– Хорошо! А сейчас откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
Орфограммы веселились,
И ошибки проявились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.



Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Развитие коммуникативных навыков, умение слушать других и высказываться.


Учащиеся воспроизводят учебный материал в соответствии с поставленными вопросами.
Подготовка к восприятию новых знаний.
На доске записаны слова:
Шароко, вороне (перо), ворабьи, лесница, шосе, мухолофка.
  Работа в тетрадях. «Широко, воронье (перо), воробьи, лестница, шоссе, мухоловка».
  Взаимопроверка (работа в парах).  
Какой вопрос возникает?   «Сколько корней?»
Мухоловка, мухоловка.
– Запишите слова, где есть два корня и разберите их по составу.
Молоковоз, командующий, однокомнатная, языковед, чемоданчик
Развитие наблюдательности.  
Что такое сложные слова?
(Ситуация)
В стране «ГРАММАТИКЕ» жили-были корни:
«лёд» и «руб».
Жили они каждый отдельно со своими родственниками. Стало им скучно и они решили подружиться друг с другом. Но как они не старались, у них ничего не выходило. Не получались слова. А чтобы дружить, нужно получать новые слова – это закон этой страны. Как же помочь корням сдружиться? Соединить их вместе так, чтобы получались слова.
Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово (СЛАЙД 2)
(Проблема)
Что нам надо решить? Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова?
(Цель)
Соединить два корня так, чтобы получились сложные слова.
(Задачи)
Понаблюдать за словами: как соединяются корни в словах.
Составить схему образования сложных слов.
Составить алгоритм.
Постановка цели урока.
Создаю в сознании учащихся «ситуацию успеха»
 
III. 2 этап – Организация деятельности.
(Изучение
нового материала)
Сегодня на уроке мы познакомимся со способом образования новых слов. Думаю, что этот способ вы откроете сами, я вам лишь немного помогу.

3.1. Работа в группах.
– Слова, записанные на карточках, замените одним словом.
Полученное слово разберите по составу.
(Приложение 1)
Карточка 1 для группы
ЛЁД   КОЛЕТ
ЗЕМЛЯ   КОПАТЬ
ВОДА   ПАДАЕТ
Карточка 2 для группы
ЛЕС   ВОЗИТ
ПЕШИЙ   ХОДИТЬ
МОРЕ   ХОДИТ
Карточка 3 для группы
МЯСО   РУБИТЬ
ПТИЦА   ЛОВИТЬ
КАМЕНЬ   ПАДАЕТ
– Как только группа будет готова к ответу, покажите сигнальную карточку.

Организация групп, распределение обязанностей, спланировать деятельность, форма презентации.


Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации).
Частично-поисковый метод.
Групповая форма работы.
Организация обратной связи.







Упражнения 125, 126, 127


Идет поиск вариантов соединения слов.
Все учащиеся включены в работу.
Если группа использовала для соединения корней другие гласные, учитель для выяснения написания слова обращает их к словарю. Постановка проблемных вопросов способствует дальнейшему формированию познавательной мотивации и устойчивости произвольного внимания. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнения друг друга.
– Как образованы эти слова?
Дети («Д»):
Из двух корней при помощи гласной о или е.
– Как бы вы назвали такие гласные?
Д.: (Могут звучать разные ответы, учитель направляет их внимание на назначение таких гласных) Соединительные гласные.
– Сделаем вывод.
– Сверим наш вывод с учебником (стр. 26)
Работа с учебником.
Развитие внимательного отношения к языку.
 
Чтение правила из учебника.
На доску прикрепляется схема образования сложных слов (Приложение 2)
– Как выдумаете, какую роль играют сложные слова в русском языке?
Д.: Их используют для краткости.
  Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.
IV. Физкультминутка. Профилактика переутомления. Снятие напряжения.  
V. 3 этап – Первичное закрепление новых знаний.
1) На доске записаны части слов:
земл   сек
вод   мер
дров   чик
книг   лаз
пеш   люб
овощ   резка
    ход
   
– Соедините части сложных слов. Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? Составьте алгоритм (СЛАЙД 3):   Все учащиеся включены в работу. Идет работа по образованию новых слов.
1. Прочитай слово
2. Убедись, что оно сложное (найди корни)
3. Если сложное, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е
4. Запиши слово (стр. 27)
Используется комментирование с целью развития пооперационного самоконтроля.  
Первые несколько слов записываются с комментированием, остальные самостоятельно.
Проверка записанных слов.
– Все ли части были использованы вами? Почему?
Индивидуальные карточки помогают поверить в свои силы и справиться с заданием.  
Д.: «-чик-» это суффикс, поэтому слово не будет сложным. Задания-ловушки способствуют развитию внимательности, наблюдательности, развитию мышления.  
2) Какое слово из записанных вами лишнее? Почему?
Д.: Овощерезка, т.к. обозначает прибор, а не человека.
– Разберем это слово по составу.
– Что заметили при разборе?
Д.: Во второй основе есть суффикс.
– Значит, основы сложных слов…
Д.: … могут состоять не только из одного корня.
Развитие аналитических способностей.
Дифференциация по уровню трудности.
Организация обратной связи.
Дети выделяют слово с отличительными признаками.
На доску прикрепляется 2 схема образования сложных слов (Приложение 3).
3) На экране появляются слова: (СЛАЙД 4)
мышеловка
длинноухий
первомайский
мухомор
  Выбор учащимися задания и его выполнение. Самоконтроль.
– Выберите для себя слово и разберите его по составу. (Учащиеся, испытывающие затруднения поднимают сигнальную карточку). Помощь учителя или других учеников помогает усвоить учебный материал.  
– А сейчас проверьте себя.
(На экране происходит морфемный разбор слов. СЛАЙД 5)
– Кто выполнил задание верно? Какие ошибки допустили?
Развитие у учащихся самоконтроля.  
– Существует еще способ образования сложных слов. А какой он, вы узнаете, если отгадаете ребус и понаблюдаете.
Ребус (Приложение 4): (СЛАЙД 6)
Д.: Это слово – фотоальбом.
Стимулирование познавательной активности.
Фронтальная работа.
 
– Как образовано слово?
Д.: В этом слове нет соединительной гласной?
– Почему?
Д.: Слово фото не изменяется.
На доску прикрепляется 3-я схема образования сложных слов (Приложение 5).
Развитие наблюдательности, умения анализировать Учащиеся выделили способ образования сложных слов.
– Приведите свои примеры образования сложных слов таким способом.
Ученики приводят примеры сложных слов, если слово не соответствует, дети сигнализируют карточками и объясняют причину.
Пополнение словарного запаса учеников.
Умение слушать других учеников.
Ученики приводят примеры слов, пополняют словарный запас
VI. 4 этап – Презентация. Рефлексия.
1) – Какими способами могут образовываться сложные слова?
(Закрепление материала по полученному плану на магнитной доске)
2) (СЛАЙД 7)
На экране представлены картинки:
Паровоз, самолет, фотоаппарат, водолаз, елка (новогодняя), ледокол или пароход, самовар, носорог.
  Закрепление способов образование сложных слов.
– Ребята, посмотрите на экран. Здесь вы видите различные картинки. Вы должны записать слова, которые они обозначают. Это могут быть не только имена существительные, но и слова других частей речи. Задание будете выполнять по группам.
– Ребята 1 группы записывают только сложные слова, распределяя их по способу образования. Записанные слова разберите по составу.
– Ребята 2 группы записывают все слова, разбирают их по составу. С 1 сложным словом нужно составить предложение.
– Ребята 3 группы записывают слова, 3 из них разбирают по составу.
Фронтальная работа с учащимися
Самостоятельная работа (практический метод обучения).
Дифференциация заданий по уровню трудности и по объему способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне.
Организация обратной связи.
Ученики выделяют существенные признаки сложных слов, могут разобрать его по составу.
При затруднениях ученики используют сигнальные карточки. По мере необходимости оказывается помощь учащимся.  
3) Проверка задания. Развитие навыков самопроверки и самоконтроля.  
VII. Подведение итогов.
– Что нового об образовании слов вы сегодня узнали?
– С каким способом образования слов вы познакомились?
Развитие логического мышления (обобщения)  
Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта работа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен в группе).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе?
(обведи) ДА. НЕТ. Почему?

Оценка деятельности учащихся на уроке. Настрой на продолжение работы, пополнение багажа знаний.
 
VIII. Домашнее задание.
С. 27, упр. 127;
Правило (стр. 26, 27);
дописать по 1 сложному слову каждого способа образования;
Комментирование домашнего задания. Дифференциация домашнего задания. Запись домашнего задания в дневник.

Приложения 1–6, Презентация.