ОБОРУДОВАНИЕ:
- Верёвка 10 метров;
- Платок;
- Бумажные дощечки;
- Бумага;
- Кукла-масленица из соломы;
- Символ солнца;
- DVD с песнями;
- Презентация.
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: Дети сидят на стульях ("П"-образно), класс украшен флажками, плакатами.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит мелодия «Ах ты, зимушка-зима» (СЛАЙД 1)
ВЕДУЩИЙ: Не пришла ли пора передать власть от зимы весне-красне. Она уже не за горами. Поможем же весне, поможем солнцу в срок прийти на землю. Встанем в кружок, заведём хоровод («Как на тоненький ледок»). А поможет нам зиму проводить да весну встретить МАСЛЕНИЦА. (СЛАЙД 2)
Вот уж зимушка проходит,
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Идёт матушка Весна,
Отворяйте ворота!
Кто из вас знает, что такое масленица? А как праздновали этот праздник раньше?
ВЕДУЩИЙ: С давних времён МАСЛЕНИЦА – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Праздник совершался по строго расписанному порядку. (СЛАЙД 3)
(Выходит МАСЛЕНИЦА с соломенной куклой в руках. С ней лесные звери, несущие символы солнца)
Итак, начинается Масленица в понедельник (1-й день недели). (СЛАЙД 4)
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных
Такими словами встречали Масленицу. Девушки, парни делали соломенное чучело-масленицу и ходили с ним по деревне, пели песни
Тинка, тинка, подай блинка,
Оладышка-подзабавышка,
Масленица, не скупися,
Масленым блином поделися.
Блины печь – дело сложное. Растворю я квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным-полна.
(звучит песня «Блины»)
Зверята выносят бадейку (миску), покрытую вышитым полотенцем.
Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц и приговаривают
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару…
Хороша опара уродилась,
Пора и блины из неё печь!
(Дети съедают по одному блину)
Второй день вторник звался «ЗАИГРЫШЕМ». В этот день начинали собираться игрище и потехи: устраивались поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигались снежные горки (СЛАЙД 5)
Сейчас и мы с вами поиграем в старинные русские народные игры
Все дети встали в круг и выбирают водящего.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Или
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
И тебе водить велели.
Игра «НА ДОЩЕЧКАХ» – соревнуются две команды (мальчики и девочки). Передвигая дощечки стараются перейти на другой берег реки. Побеждает команда первая перешедшая реку.
Игра «ОБМОТАЛОЧКА» – соревнуются двое. Игроки становятся с разных концов верёвки, обматывая её один раз вокруг пояса. По сигналу они начинают быстро крутиться на одном месте, наматывая на себя верёвку. Победитель тот, кто смог намотать на себя больше верёвки.
Третий день Масленицы – среда «ЛАКОМКА» (сладкоежка) (СЛАЙДЫ 6–8)
В этот день лакомились блинами и другими масленичными явствами. Блины были символом Масленицы. Почему? На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символами богатства.
Масленица-кривошейка,
Встрети тебя хорошенько:
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками, с сыром, маслом,
Калачом и с печеным яйцом.
(Звучит песня «А мы масленицу дожидали». Дети слушают песню и кушают угощение)
Четверг – четвёртый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ» или «Разгуляй четверг». (СЛАЙД 9)
На этот день приходилась середина веселья и гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, водили хороводы.
(Дети исполняют частушки)
Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
Я плясала в три ноги –
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
Балалаечка-гудок
Своё дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Игра «ГУСЬКИ» – играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится дедка. В руках у него бумажка и платок. Дедка машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси-гусаки
Вокруг дедки у реки,
Стали гоготать,
Дедке кричать:
«Дедка, дедка, пощади
Нас, гусяток, не щипли,
Дай нам платочек,
Денег мешочек»
Дедка даёт одному из играющих бумажку и говорит:
На, платочек подержи,
Мне головку завяжи,
Раз 15 поверни.
Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку. (раскручивание деда и передачу бумажки прекращают одновременно). Дети кричат дедке:
Дедка слепой,
Бумажка пропала!
Кому попала?
Дедка старается угадать, кому попала бумажка (если узнает, дедкой становится тот, у кого бумажка)
Пятый и шестой день – пятница и суббота были «ГОСТЕВЫМИ ДНЯМИ», посвящались хождением по родне. (СЛАЙД 10)
В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «ПРОВОДЫ ЗИМЫ».
(СЛАЙДЫ 11–13)
Сделанное чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его – так вот прощались с Масленицей.
МАСЛЕНИЦА: Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось веселище – беритесь за делище,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.
(СЛАЙДЫ 14–15)
ДОПОЛНЕНИЕ:
Можно предложить загадки.
- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (СОРОКА)
- Видели вы меня не раз, скачу я в двух шагах от вас. Чирик-чирик, чирик-чирик. Кто к этой песенке привык? (ВОРОБЕЙ)
- Не артист, а голосист. Не ездок, а шпоры у ног. (ПЕТУХ)
- За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло-пробежало, но ни дыма, ни пожара. (ЛИСА)
- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (ЗАЯЦ)
- Кто в лесу глухом живёт? Неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу? (МЕДВЕДЬ)