Активизация деятельности школьников – актуальнейшая проблема современности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творчества – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно – воспитательный процесс.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся не нова. Значение её утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию её все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению.
Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошоучиться! Одним из мощных рычагов желания и умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых рассматриваются вопросы активизации деятельности школьников. Но некоторые вопросы ещё разработаны мало. Из опыта работы в школе могу сказать, что наименее разработаны вопросы, связанные с преподаванием величин, вопросы, касающиеся использования различных методов и приёмов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Длина. Единицы длины». Каждый третий школьник в начальных классах допускает ошибки при переводе однородных величин, выраженных в единицах одних наименований в другие, а также при выполнении действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований, а это значит, что тема «Величины» не усвоена. [1]
Вот примеры того, к чему приводит непонимание темы «Длина»:
- пятнадцать сантиметров равны пятнадцати миллиметрам, потому что 15=15;
- если расставить отрезки в порядке возрастания их длины, то сначала 3 дм, потом 30 см, потом 45 мм.
Как добиться того, чтобы учащиеся не допускали таких ошибок? Этот вопрос всегда волновал меня. Эта тема требует большого творчества от учителя. Из опыта работы знаю, что упражнений учебника явно недостаточно, поэтому хочу предложить в дополнение ко всему задания, которые можно предложить учащимся с целью активизации познавательной деятельности на определённых этапах изучения величины « длина». Материал я беру из журнала « Начальная школа», методической литературы, пользуюсь советами коллег.
Из опыта работы я выяснила, что познавательная активность учащихся при изучении темы «Длина. Единицы длины» повысится, если будут выполняться следующие дидактические условия:
- систематическое и целенаправленное применение методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- организация практических работ, применение наглядности;
- разнообразие упражнений, связанных с переводом однородных величин одних наименований в другие.
В курсе математики начальных классов дети знакомятся с различными величинами: длина, масса, объём, время, площадь. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка данного понятия, его взаимосвязь с изучением других вопросов начального курса математики.
- 1 –й этап. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).
- 2 –й этап. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).
- 3 – й этап. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
- 4 – й этап. Формирование измерительных умений и навыков.
- 5 –й этап. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
- 6 – й этап. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
- 7 –й этап. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
- 8 – й этап. Умножение и деление величин на число. [3]
Теперь представьте себе, если учитель не знает этих этапов, не знает, какими свойствами обладает данная величина, сможет ли он сформировать у ребёнка представление о длине? Конечно же, нет. Поэтому каждый учитель, чтобы сформировать знания по этой теме, должен хорошо знать теоретические основы математики, знать этапы формирования понятия о величине, действовать конкретно, опираясь на этапы. Всё должно быть выстроено в системе.
Итак, рассмотрим, каким образом активизируется познавательная деятельность учащихся на определённых этапах формирования понятия о длине и единицах длины.
1 этап. Имеющийся у ребёнка жизненный опыт позволяет ему осознать практическую значимость изучаемого понятия, связать его с реальными предметами и явлениями, перевести имеющиеся житейские понятия на язык математики. Дети ещё в дошкольном возрасте встречаются с необходимостью в определённых ситуациях сравнивать реальные предметы между собой, по конкретным признакам. Придя в школу, они уже имеют представления о том, что два различных предмета могут быть в чём – то одинаковыми, взаимозаменяемыми, а в чём – то различными.
Среди всех характеристик реальных предметов, обладающих определёнными свойствами, выделяются такие, относительно которых (в том случае, когда предметы неодинаковы) можно ввести отношения “ больше ”, “ меньше ”. Если две полоски по длине неодинаковы, то одна длиннее другой.
Можно предложить следующие задания:
- Пронумеруйте деревья по высоте, начиная с самого высокого дерева.
- Раскрасьте самое высокое дерево в зелёный цвет, самое низкое – в коричневый, а остальные – в жёлтый.
- Раскрасьте в красный цвет самый большой цветок, а в синий – самый маленький, а остальные цветы – в жёлтый.
2 этап. Основу деятельности ученика на этапе сравнения величин составляют практические действия, выполняемые им в различных игровых ситуациях.
Можно предложить следующие задания:
Сравни:
- высоту прописной и строчной букв в твоём учебнике математики;
- длину и ширину тетради и учебника;
- длину школьной доски и указки;
- по росту детей из класса;
- длину ручки и карандаша.
Следующим важным шагом в изучении величин является
3 этап. Большую роль в осознании детьми процесса измерения играют различные ситуации проблемного характера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Объяснение должно происходить в атмосфере живого поиска, проб, предложений.
На данном этапе можно предложить следующие проблемные ситуации.
Например, на доске прикреплены две полоски (90см и 60 см). Учитель обращается к учащимся с вопросом: “ Как вы думаете, длина какой полоски больше? ”. Ученики могут высказать правильное предположение, но его нужно обосновать. Сначала они предлагают известный им способ действия, но учитель ставит условие: полоски снимать нельзя. Отыскивая новый способ действий, ученики могут предложить использовать для этой цели карандаши, ручки, верёвочки и т.д. Учитель предлагает им воспользоваться для обоснования ответа планками различных цветов и размеров: красная – 30 см; синяя – 15 см. Укладывая красную планку по длине первой полоски, учащиеся, пока ещё не осознавая этого, осуществляют измерение. В результате измерения первой полоски они получают число 3, а второй – 2 и самостоятельно приходят к выводу, что длина первой полоски больше второй. “ А теперь я сам попробую с помощью планок (мерок), какая полоска длиннее ”, - говорит учитель. Ученики внимательно следят за его действиями (учитель не сопровождает их какими – либо пояснениями). Он берет красную планку (30 см) и укладывает её по длине полоски 90 см (получает число 3), затем берёт синюю планку (15 см) и укладывает её по длине полоски 60 см (получает число 4).
“У меня получилось, что 3 < 4, -говорит учитель, - значит, длина первой полоски меньше длины второй. Кто же прав, я или вы?”. (Учащиеся находят причину ошибки).
Практическая работа.
На каждую парту кладётся полоска и две мерки: одна красная, другая синяя. Один ученик измеряет полоску красной меркой, другой – синей. Получаются разные числовые значения. Это позволяет учителю задать проблемный вопрос: « Разве может быть так: измерялась одна и та же полоска, а числа получились разные. В чём дело?»
На клетчатой бумаге начерчена полоска. Учитель предлагает ситуацию: «Трое учеников измеряли эту полоску, один получил число 8, другой – 4, а третий -2. Кто из них прав?»
В результате практической деятельности учащиеся сами делают вывод о необходимости введения единицы длины.
Большой интерес вызывает у ребят ситуация из мультфильма, когда измеряли длину удава (попугаями, мартышками, слониками), но так и не смогли решить, какой же он длины.
Знакомство с каждой новой единицей длины также связано с практическими действиями школьников. Например, при введении новой единицы измерения – дециметра – учитель строит изучение материала так, чтобы дети прежде всего осознали её необходимость. Для этой цели можно опять вернуться к сравнению длин двух полосок, например 30 и 40 см; предложив ученикам полоски в 1 см и 1 дм (можно сначала не сообщать длину этих полосок) поставить вопрос: «Какой меркой удобнее пользоваться для измерения этих полосок?»Учащиеся на практике убеждаются в том, что пользоваться меркой в 1 см неудобно: это требует значительного времени. Использование же второй мерки позволяет выполнить задание гораздо быстрее. Учитель сообщает, что длина второй мерки 10 см и её называют дециметром. После чего ученики находят на линейке 1 дм.
Можно поставить вопросы
1) Начало отрезка совпадает с числом 3 на линейке. Какое число будет стоять на линейке в конце отрезка длиной 1 дм? (13, т.к. 1 дм = 10 см, 3 + 10 = 13).
2) Конец отрезка совпадает с числом 17 на линейке. С каким числом на линейке совпадает начало этого отрезка, если его длина равна 1 дм? (С числом 7, т.к. 17 – 10 =7)
3) Какой длины отрезки можно сложить, чтобы получить отрезок, равный 1 дм?
4 этап. Этот этап предлагает измерение отрезков, длины которых можно обозначить числом, выраженным единицами двух наименований.
Дети учатся пользоваться циркулем, метром, рулеткой.
Практическая работа. Предлагается отрезок (на доске), длина которого равна 65 см (длина не сообщается). Для установления длины данного отрезка сначала даётся полоска в 1 дм. Ученики прикладывают полоску к отрезку. Она укладывается 6 раз и остаётся ещё маленький отрезок, в который данная мера не укладывается. Можно, конечно, приложить линейку и измерить длину отрезка в сантиметрах, но здесь ставится задача измерения отрезка с помощью разных единиц измерения. Дети могут в таком случае предложить измерить весь отрезок мерой в 1см, но это очень долго, а значит, нерационально. Таким образом, ученики приходят к необходимости измерения одного отрезка с помощью двух единиц измерения и выражают длину отрезка в единицах двух наименований.
Работу по формированию понятия о числе, выраженном в единицах трёх наименований, можно продолжить после того, как ученики познакомятся с метром. Можно предложить практическое задание, в результате выполнения которого появится необходимость выразить длину отрезка в единицах трёх наименований (м, дм, см). На доске изображается отрезок в 145 см, нужно определить длину этого отрезка с помощью модели1м, полосок длиной в 1дм и 1см. Ученики сначала прикладывают к отрезку полоску в 1 м, она укладывается 1 раз. Длину оставшегося отрезка уже нельзя измерить с помощью метра. Дети берут вторую мерку в 1 дм (она укладывается в оставшемся отрезке 4 раза). Остаётся отрезок, который дециметр не укладывается. Берётся мерка в1см. В результате длина отрезка выражается числом 1 м 4 дм 5 см, которое ученики получают в процессе самостоятельных практических действий, что, безусловно, способствует не только осознанию понятия меры, но и усвоению числа, выраженного в единицах нескольких наименований.
Использование при изучении мер длины приведённых заданий помогает усвоению довольно трудных для учеников вопросов (перевод одних мер в другие, выражение длины отрезка в единицах нескольких наименований и другие вопросы) и способствует более интересной организации работы на уроке.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся можно предложить ряд следующих заданий:
1) Определите на глаз длину и ширину в сантиметрах:
- а) учебника по математике;
- б) школьной тетради.
Проверьте правильность полученных результатов с помощью линейки.
2) Определите на глаз в дециметрах рост вашего товарища и расстояние между разведёнными в стороны руками. Проверьте правильность сделанных на глаз измерений с помощью сантиметра.
3) Определите на глаз в метрах длину и ширину класса, дверей и окон в классе и в коридорах школы. Сделайте такие же измерения с помощью рулетки и проверьте свой глазомер.
4) Определите на глаз длину и ширину в метрах футбольного поля и волейбольной площадки, расположенных во дворе школы.
Активизирует мыслительную деятельность учащихся дидактическая игра.
Предложим несколько по теме “ Длина ”.
“Определите длину палочки ”.
Дидактические задачи: выработка умения определять длину данного предмета на глаз; развитие наблюдательности.
Правила и игровые действия.
Составляют две или три команды. В определённом месте, одинаково удобном для обозрения всех участников, размещают несколько палочек различной длины (располагают их параллельно по отношению друг к другу). По знаку, данному учителем, ученики определяют на глаз длину каждой из палочек и записывают эти данные в сантиметрах (дециметрах) на предварительно розданных им листочках бумаги. Учитель собирает эти листочки у каждой команды и называет правильные ответы. Побеждает та команда, у которой окажется наибольшее число правильных ответов.
“Быстро и точно ”.
Дидактические задачи: приобретение практических навыков для определения расстояния на глаз; развитие наблюдательности.
Правила и игровые действия. Класс разбивается на три команды. Игра проводится под открытым небом. Выбирается какое – нибудь дерево (предмет или забивается колышек), от которого по прямой линии проводят замеры расстояний, равных 10 м, 15 м, 22 м, 30 м. Только ведущий и выбранный им помощник знают истинную величину этих расстояний. Ведущий последовательно становится в конце каждого отрезка и предлагает участникам игры на глаз определить расстояние между ним и деревом. Помощник отмечает, какие ответы были даны участниками каждой команды. Побеждает та команда, которая сможет дать больше всего правильных ответов (получить больше всего очков).
Следующие этапы изучения величин широко представлены по всем программам в учебниках, но их явно недостаточно. Постоянно приходится добавлять что-то своё. Такие задания активизируют познавательную деятельность учащихся, а чем выше познавательная активность, тем выше качество усвоения учебного материала.
1) Исправить ошибки, если они есть.
1650 см = 1 м 65 см
7 дм 5 см = 75 см
2) Вместо точек вставьте нужные единицы измерения величин ( см, дм, м, мм….)
4…. = 400…
3… = 30…
20… = 2…
50… = 500…
6… = 6000…
700… = 7
…
3) Впишите числа так, чтобы равенства были верными.
8 км…. м + …м = 9 км 11 м
7 м 6 дм + …м…дм = 15 м 4 дм
4 м 6 дм 8 см + …м…дм…см = 9 м 8дм 5см
4) Заполните пустые клетки.
см · 9 = 6 м 30 см
м см : 8 = 70 см
м см : 90 = 5 см
5) Найдите лишнее слово:
метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.
6) Вместо точек вставьте нужные единицы длины.
15 см < 4….
1 дм 2 см < 2….
4…. < 2 дм 1 см
1 дм 5 см < ….5 см
5 дм 7 см > 5 дм 5….
20 дм < 3….
3 м 4 см < 9….8 см
2….> 7 м 5 дм.
7) Вместо точек вставьте нужные единицы длины:
- а) Первый отрезок равен 1 дм, второй отрезок равен 3 см. Вместе эти два отрезка составляют 13…..
- б) Вместе два отрезка составляют 20 см; первый отрезок равен 10 см, второй отрезок равен 1…. .
8) Можно ли сравнить эти длины, если звёздочкой обозначено любое число?
5 см * дм 4 см
* дм 9 см 1 дм 3 см
9 дм * см 9 дм 2 см
4 дм 2 см 8 дм *2 см
9) У Димы 2 палочки: 9 см и 4 см. Как ему отмерить 5 см? Как ему отмерить 1 см?
10) Запишите величины в порядке убывания:
6600м, 6 дм, 60мм, 6км 006м.
11) Начертит три отрезка так, чтобы верхний отрезок имел длину большую, чем 4 см, был короче среднего на 2 см и длиннее нижнего на 3 см.
12) В лифте кнопка четвёртого этажа находится на высоте 1м 4дм 1см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой рукой 14дм 5см.
13) Начерти два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2см, а вместе они составляли бы 14см.
По теме “ Длина. Единицы длины ” можно предлагать много задач, развивающих кругозор учащихся. Например:
- Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?
- Длина самой короткой реки в мире – 13400 см. Она находится в Америке. Выразите длину реки в метрах.
- Длина обыкновенной комнатной мухи около 7 мм. Какова была бы её длина при увеличении в один миллион раз?
- На соревнованиях леопард прыгнул на 7м, это на 1м дальше, чем собака. Антилопа прыгнула на 4м дальше собаки и на 7 м дальше, чем жаба. На сколько метров прыгнули антилопа, жаба, собака?
Итак, что касается активизации познавательной деятельности учащихся, то, если учитель – творческий человек, то он будет использовать те методы и приёмы, которые будут стимулировать процесс познания ребёнка. Поэтому я, работая много лет в школе, для себя сделала следующие выводы:
- Активизация познавательной деятельности младших школьников является одним из ведущих путей повышения эффективности и качества обучения в современной школе, поскольку она направлена и на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности школьников.
- Не всё в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем встаёт задача: поиск методов и приёмов активизации познавательной деятельности школьников.
- Принимая во внимание тот факт, что воспринимаемая информация запоминается тем лучше, чем выше познавательная активность школьника, направленная на анализ и осмысление материала, целесообразно использовать методы и приёмы обучения, которые способствуют более прочному усвоению математических знаний и формированию умений, развитию мыслительной деятельности, воспитывают будущего исследователя. Новые знания не даются детям в готовом виде, дети сами их добывают в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Это развивает умственные способности, речь, познавательный интерес, творческие способности. Учитывая все эти условия, у детей появляется интерес к математике, что мотивирует активную мыслительную деятельность ребёнка.
- Применение проблемных ситуаций и нестандартных учебных заданий способствует активизации познавательной деятельности и интереса учащихся к изучению темы «Длина. Единицы длины».
- При изучении данной темы использование наглядного материала, проведения практических работ является обязательным. Практические работы должны быть разнообразными и простыми.
- Не нужно формально подходить к этой теме. Работу нужно вести в системе, постоянно что-то пробовать, находить, больше привлекать учащихся к формулировке выводов, и тогда тема «Длина. Единицы длины» будет прочно усвоена учащимися.
Могу только добавить, что у моих учеников практически не возникает проблем при изучении этой темы.
Литература:
- Большая энциклопедия начальной школы. Т. 1. - Москва: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. с.310.
- Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.
- 3. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Москва: Academia, 2000.с.54.
- Клименченко Д. Величины и их измерение. // Начальная школа – 1990 г. № 6 с. 35.
- Кром В. И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа – 1999 г. - № 8 с. 27.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. - Саратов: Лицей, 2001.