Очень часто родители интересуются, чему и как учат сына или дочь в детском саду: как ведет себя на занятии; справляется ли с заданием; чему учить ребенка дома; в чем заключается помощь родителей будущему первокласснику и т. д.
Отвечая на эти и многие другие вопросы, педагог учитывает, что подавляющее большинство родителей не может обеспечить специальную (в пределах программы детского сада) подготовку ребенка к школе, зато велика их роль в формировании у будущего первоклассника психологической готовности, правильного отношения к учению как серьезному и ответственному труду.
В беседе с родителями педагог подчеркивает, что подготовка детей к школе - процесс многоплановый, это результат всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемый детским садом в содружестве с семьей на протяжении всего дошкольного детства не только на занятиях, но и в повседневной жизни. А.В. Запорожец указывал, что "готовность ребенка к школе... представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития...
Многие родители подготовку к школе понимают односторонне - как накопление ребенком определенной суммы знаний - и потому стараются обучать его чтению, письму, счету, в общем, побольше дать ему "умных" сведений. Но не только этим определяется успех в учебе. Школа ждет не столько "образованного" ребенка, сколько психологически подготовленного к учебному труду, т.е. будущий первоклассник должен обладать нравственно-волевыми качествами: настойчивостью и трудолюбием, прилежанием и усидчивостью, терпением и чувством ответственности, организованностью и дисциплинированностью. От этого во многом зависит - будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, не обладающие перечисленными выше качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, а схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Именно поэтому часто даже способные дети не могут хорошо учиться.
"Терпение и труд все перетрут", - говорит народная пословица. В ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявлять упорство, терпение, он легче преодолевает трудности. А учение, как известно, всегда сопряжено с их преодолением. К сожалению, некоторые родители вспоминают об этом лишь у порога школы.
- Неусидчив и нетерпелив, - жалуется мать завтрашнего первоклассника.
- Берется сразу за тысячу дел и тут же бросает, не закончив ни одного. Книгу листает второпях, не успевая всмотреться в картинку. Конструктор начнет собирать и, не закончив, бросит, где попало. Заставь убрать после себя вещи или игрушки - не откажется. Но что это за уборка! Все сметет в кучу, так и оставит, лишь бы побыстрей отделаться.
Пока ребенок не стал школьником, взрослые терпимо относятся к тому, что у него нет усидчивости, даже оправдывают отсутствие этого качества тем, что ребенок должен быть энергичным, подвижным, надеются на то, что нравственно-волевые качества проявятся позже.
Действительно, дети по своей природе деятельны, активны. Однако умение проявлять терпение, волю не приходит к ребенку вдруг, а формируется благодаря целенаправленному воспитанию.
Ведь и дети с неуемной энергией, подвижностью, с безудержным темпераментом при соответствующем воспитании способны к волевым усилиям, сосредоточиваться на делах, требующих умственного напряжения, хорошо учиться и спокойно вести себя на уроке. И наоборот, дети спокойные, медлительные не всегда обладают этими качествами.
Говоря об усидчивости, воспитатель разъясняет, что имеется в виду не только ограничение двигательной энергии детей. Усидчивость означает, прежде всего, умение ребенка внутренне мобилизовать себя, свою волю и проявить активность мысли, быть внимательным в течение всего времени, пока не выполнит задание. В воспитании всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения, и для всей последующей жизни, особая роль отводится родителям.
Первые уроки терпения и усидчивости ребенок получает еще тогда, когда впервые пытается что-то делать самостоятельно. Малыш, уклоняясь от помощи, заявляет: "Я сам!" И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Ведь это драгоценное "я сам" всегда связано с необходимостью проявить настойчивость.
Присмотритесь к малышу. Делая что-то самостоятельно, он непременно встречается с затруднениями: одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, умыться - все это непросто для него, так как он еще не имеет необходимой сноровки. Но ребенок сосредоточен, терпелив, упорен, и взрослые совершают ошибку, стараясь оказать ему "скорую помощь" в его начинаниях.
С "я сам" начинает складываться привычка к усилию, эта же привычка лежит в основе формирования трудолюбия, с нее же начинается и стремление к приобретению знаний ("Трудно, но сам добьюсь результата!").
В подготовке ребенка к школе особая роль отводится труду. В процессе трудовой деятельности (посильной для ребенка) возникает (складывается) ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы и достигать намеченного. И главное, ребенок получает представление о труде как о деле, связанном с мобилизацией усилий. Учение в школе - это тоже труд, но еще более ответственный, требующий умственного, физического, нравственно-волевого напряжения. Поэтому жизнь ребенка в семье должна быть наполнена трудом, не только интересным, но и обязательным, требующим усилия добиваться, преодолевать, ждать. Учение предполагает способность заставить, подчинить себя требованиям школьной жизни, отказавшись или отсрочив то, что хочется. "Не хочу, но надо" - вот главный закон, которому приходится следовать ребенку, выполняя каждодневные обязанности. Этим же мотивом, но еще более глубоко осознанным, он станет руководствоваться в дальнейшем и в учении: "Не хочу делать уроки, но это необходимо", "Сложная задача - придется еще и еще поразмыслить, посидеть над ней".
В особом внимании нуждаются дети-непоседы, которым с трудом дается выполнение поручений, требующих усидчивости, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Они вездесущи, как солнечные зайчики. Шумные игры, возня для них более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности; на занятиях они, случается, плохо себя ведут, так как утомляются от неподвижности.
У подобного типа детей особенно важно формировать сдержанность, например, переключать их от подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в движении, интересных занятиях. У дошкольников необходимо вызвать интерес к предстоящей деятельности, так как он стимулирует поиск, мобилизует волю: постараться заинтересовать спокойным занятием или вместе с ними поиграть, почитать, помочь организовать совместные дела с товарищами, предложить им настольную игру и т.д. Особенно полезны обучающие дидактические игры, например, настольные, где выигрывает тот, кто, действуя по правилам, первым заполнит свою карту или первым придет к финишу, а также бильярд, мелкий строитель, конструктор, шашки, которые уже сами по себе обязывают что-то обдумать, спланировать, подождать, пока партнер сделает свой ход.
Непоседа с увлечением мастерит игрушку-самоделку, что-то обдумывает, рассматривает, переделывает. Не торопите его, хотя, может быть, пора обедать или готовиться ко сну. Ведь от этого он не станет быстрее думать, а его руки более ловко действовать. Лучше поступиться минутой-другой времени ради того, чтобы он смог завершить свой замысел.
В беседе с родителями педагог подчеркивает роль семьи в формировании у ребенка определенного круга представлений об окружающем, в развитии его мыслительных способностей, любознательности, пытливости, наблюдательности.
Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к постижению нового. Он интересуется всем, что окружает его и не только "фотографирует" в своем сознании то, что видит, но хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельно умозаключения - в этом источник его будущей тяги к знаниям.
Взрослые должны всячески поддерживать и развивать это стремление, и для этого не обязательно проводить специальные занятия. Можно использовать другое, более доступное для родителей средство - вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему. Так природа с ее неиссякаемым круговоротом явлений всегда привлекает внимание детей. Постоянно соприкасаясь с ее изменением, они узнают о ее закономерностях: день сменяется ночью, на смену осени приходит зима, а за ними - следуют весна, лето; одни деревья круглый год остаются зелеными, другие - осенью желтеют и затем теряют листья; комнатные растения остаются зелеными круглый год, зато стоит перестать за ними ухаживать, как они погибнут... Накапливаемые сведения следует углублять, делать более осмысленными. С данной целью можно ставить ребенка перед решением логических задач, зовущих к самостоятельному поиску. Этому содействует участие ребенка в эксперименте.
Например, ребенок утверждает: зимой деревья умирают.
- Так ли это? Давай проверим, - озадачивает его взрослый. Вместе с сыном срезает ветку тополя и ставит ее в комнате. Через некоторое время на ней появляются листочки. Почему? Может ли погибшее дерево дать листочки? Теперь объяснение взрослого будет восприниматься ребенком более осознанно. Пусть он познает мир не бездумно. Самое обычное, повседневное, что не привлекает внимание ребенка, с помощью взрослого может вызвать у него удивление. А вместе с удивлением придет и стремление к раскрытию непонятного.
Учитывая, что способность мыслить самостоятельно всегда связана с развитием наблюдательности, важно учить ребенка смотреть и видеть, находить связь между отдельными предметами и явлениями.
Вот вы рассматриваете с сыном картину "Весна наступила", предложите составить по ней рассказ. Чтобы передать сюжет, ребенку приходится совершать довольно сложные умственные операции, - определить, в какой связи находятся отдельные изображенные на картине предметы, какое событие отразил художник, учесть "фон", на котором разворачивается действие, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого, и т.п. Важно дать толчок детской мысли наводящими вопросами: "Как ты думаешь, что здесь происходит?", "Почему ты так считаешь?", "Какое время года отобразил художник? Как ты догадался?" Пусть порассуждает вслух, доказав правильность своих предположений. Научить ребенка логически мыслить - значит, облегчить его путь к: знаниям.
Вы прочитали сыну или дочери книгу. Попытайтесь выяснить, как ребенок понял ее содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивает поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет.
Загадки по праву можно назвать спортом мысли. Они будят смекалку, воображение, память, поднимая из ее тайников то, что уже известно ребенку, учат мыслить образно, находить сходство в предметах, делать сопоставления. Однако дети, часто уже зная ответ и содержание загадки, отвечают механически, не вдумываясь в ее смысл. Пусть докажет правильность своего ответа. Так, к загадке: "Пусты поля. Мокнет земля, дождь поливает - когда это бывает?" - можно поставить дополнительные вопросы: "Почему ты догадался, что это осень?", "Почему пусты поля осенью?" и др.
А вот маленькие спорщики что-то выясняют очень важное. Не торопитесь вмешиваться в их жаркие и порой нелепые, с нашей точки зрения, доказательства. Ведь это своеобразное состязание в умении логически убеждать, отстаивать свою точку зрения. Чтобы доказать свою правоту, спорщикам требуется мобилизация всех своих знаний, быстрая реакция, сообразительность, умение опровергнуть все новой и новой аргументацией доводы своего оппонента. И какими бы наивными ни выглядели их суждения, пусть потренируются в умении доказывать.
Слово взрослого будет, последним. Пусть оно прозвучит не как готовый ответ, а побуждает детей к самостоятельному поиску в раскрытии "истины". С этой целью полезно расспросить каждого из спорщиков: "Почему ты так считаешь?", "Откуда ты это узнал?", "Как ты догадался, что это так?", "Так кто же, по-вашему, прав?" и т. д.
Среди множества задач, связанных с подготовкой ребят к школе, взрослые решают и проблему воспитания у будущих школьников культуры поведения на занятиях, от которой в немалой степени зависит культура учебного труда, качество усвоения материала, умение укладываться во времени при выполнении задания, рационально и экономно работать в нужном темпе и ритме, согласовывая свои действия с действиями сверстников. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует ребенка, приучает его уважительно относиться к учебному процессу. Таким образом, создаются оптимальные условия для того, чтобы все дети, и каждый в отдельности мог сосредоточиться, запомнить задание и самостоятельно его выполнить, проявив максимальную умственную активность - работать наиболее продуктивно.
Первоначальные умения вести себя на занятиях ребенок приобретает в детском саду. Учебная деятельность на занятиях (так же, как и на уроке в школе) осуществляется в коллективе сверстников. Отсюда необходимость научить ребенка считаться с окружающим, не мешать соседу, отвечать, когда спрашивают, внимательно выслушивать объяснение и ответы товарищей, соблюдать установленные правила, т.е., привить сумму навыков, обеспечивающих успех совместной учебной деятельности.
Все это формируется быстрее, если родители, поддерживая требования педагога, стараются воспитывать у ребенка интерес к учебному труду. В связи с этим необходимо раскрыть им задачи воспитания, цель которых - постепенно выработать у ребенка правильное отношение к занятию как серьезному, ответственному делу и уважительное отношение к сверстникам как к партнерам по общей и важной деятельности. При этом педагог показывает, как усложняются требования к детям в зависимости от их возраста.
Так, начиная с первой младшей группы, малышей учат спокойно сидеть, слушать воспитателя, смотреть, что он делает, отвечать на его обращение. У детей четвертого года жизни вырабатывают элементарные навыки совместной учебной деятельности - умение вести себя организованно, всем одновременно слушать объяснение воспитателя, смотреть диафильмы, картинки. Всем вместе участвовать в беседе, в общей дидактической игре, слушать музыку, петь, лепить, рисовать. При этом их учат не мешать друг другу, не шуметь, спокойно вести себя.
С переходом детей в среднюю группу задачи формирования культуры поведения на занятиях усложняются. Детям прививают умение слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними; вести себя сдержанно и организованно, говорить по очереди; на вопросы, обращенные ко всей группе, отвечать тому, кого вызвали, а остальным молча слушать; участвовать в коллективном разговоре, беседе; не выкрикивать и не тянутъ руки, а дождаться, когда вызовут.
Поскольку дети уже имеют опыт поведения на занятиях, перед ними ставят новые задачи, направленные на воспитание уважения к товарищам, - не мешать им, не отвлекать их посторонними разговорами, не перебивать отвечающего, при необходимости оказывать помощь, проявлять доброжелательность. Надо обосновать эти требования, чтобы малыши поняли их необходимость: "Отвечать надо по очереди, а не всем сразу, иначе никто ничего не поймет", "Тот, кто подсказывает, перебивает своего товарища, мешает ему".
К старшим детям требования качественно возрастают, дополняются новыми. Они должны уметь отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, ясно и четко, чтобы всем было слышно; при ответе встать, держать себя спокойно, не жестикулировать, смотреть на воспитателя. Их учат культуре общения с воспитателем в процессе занятия, например, объясняют: "Если ты что-то не понял и тебе надо обратиться за разъяснением - подними руку и, тогда к тебе подойдет воспитатель, тихо спроси, так чтобы не отвлекать занимающихся". У детей этого возраста вырабатывают умение заниматься в общем темпе и ритме, укладываясь в отведенное время, вовремя заканчивать работу, доводя ее до конца, оценивать работу свою и товарища.
Особое внимание необходимо уделять формированию у дошкольников стремления беречь материалы, пособия, инструменты, карандаши, экономно расходовать бумагу, краски, клей и другие материалы - в этом заложено решение одной из нравственных сторон воспитания культуры деятельности.
Будущих школьников надо приучать аккуратно, пользоваться клеем, красками, пластилином, глиной, чтобы не пачкать руки, лицо, платье, рабочее место. Воспитывать у ребенка привычку беречь личные вещи и имущество детского сада, уважительно относиться к труду матери и других старших членов семьи ("Испачкал костюм - маме придется стирать его и гладить"), а также к труду сотрудников детского сада ("Запачкал стол клеем - няне придется мыть его"). Раскрывая нравственные мотивы требований, взрослый добивается от детей более осмысленного их выполнения.
Постоянно, изо дня в день, участвуя в занятиях, ребенок опытом постигает: чтобы успешно заниматься, необходимо еще и соблюдать общепринятые правила поведения, иначе не услышишь объяснение, не поймешь задание, забудешь, что и как подготовить, не успеешь уложиться во времени...
Раскрытие данного вопроса полезно проиллюстрировать показом занятий с тем, чтобы родители наглядно увидели, чему и как учат детей, что они умеют и знают, как себя ведут. Пусть родители сравнят успехи и поведение своего ребенка и его сверстников.
Одна из родительниц поделилась своими впечатлениями о просмотренном.
- Я считала, что дочь развита не по годам, что у нее серьезное отношение к занятиям, ведь она интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста... Побывала на занятиях. Что я увидела? Оказывается, Рита считает до ста механически и самую простенькую задачу решить не может. А как ведет себя? Вертится, соседу мешает, подсказывает... Воспитательница ставит перед детьми вопрос. И сразу же лес рук: многие хотят отвечать, но спокойно ждут, когда их вызовут. А дочка тянет руку выше всех, даже выкрикивает: "Я знаю! Спросите меня!" На месте воспитательницы я бы, наверное, сделала замечание, но она невозмутимо сказала: "Вот Риточке очень хочется ответить. Пожалуйста, мы все слушаем тебя". Рита встала, молчит. Выжидательная тишина, все смотрят на нее. Меня поразило, что это не смутило ее: улыбнулась и села. "Видишь, Рита, что, значит, поторопилась - не успела обдумать ответ. В следующий раз сначала подумай, а потом уж поднимай руку", - сказала спокойно воспитательница. А мне стало ясно: неправильно мы оценивали дочкины способности и поведение. Жалеем, что поздно отдали ее в детский сад - в старшую группу. Теперь многое придется наверстывать.
Воспитатель знакомит родителей с правилами поведения на занятиях, которые должны усвоить дети к концу пребывания в детском саду. Вот основные из них.
Прежде чем сесть заниматься, положи на место все, с чем играл.
Не опаздывай на занятие. Заставляя ожидать себя, ты этим самым показываешь свое неуважение к воспитателю и к своим товарищам.
К занятию приступай в опрятном виде - проверь свой внешний вид, чистоту рук.
Проверь свое рабочее место - все ли подготовлено к занятию, лишнее убери.
Сиди правильно, так, чтобы удобно было заниматься: ровно, не сутулясь, не облокачиваясь и не опираясь локтями на стол. Веди себя тихо, не мешай своему соседу.
Внимательно слушай объяснение. Во время объяснения не перебивай воспитателя вопросами. А если чего-то не понял, задай вопрос потом, для этого подними руку и подожди, когда к тебе подойдет воспитатель, спрашивай негромко, чтобы не отвлекать всех ребят.
Вовремя приступай к выполнению задания; начнешь, не дослушав объяснение, - неправильно выполнишь задание; начнешь позже всех - не успеешь его выполнить.
На вопрос воспитателя не выкрикивай с места. Отвечает тот, кого вызвали. Прежде чем отвечать, сначала подумай, а затем подними руку, ожидая своей очереди, - ты не один, отвечать, желают все ребята.
Чтобы ответить, надо встать; стоять прямо, опустив руки. Во время ответа смотреть на педагога. Отвечай громко и четко, твой ответ должен быть понятен и слышен всем.
Внимательно слушай ответы товарищей. Будь готов к тому, чтобы при необходимости дополнить их ответы. Не перебивай того, кто отвечает, иначе подведешь его, он не сможет правильно ответить.
Береги книги, пособия, бумагу, карандаши, краски, клей, не употребляй их понапрасну.
Будь аккуратным - пользуясь клеем, красками, пластилином, глиной, не пачкай руки, лицо, костюм, стол, за которым ты занимаешься. Помни, что этим ты доставляешь лишние хлопоты воспитателю, няне, маме.
Внимательно слушай, как воспитатель оценивает выполнение задания, над которым трудился ты и твои товарищи.
Справедливо оценивай работу свою и товарищей, не хвастайся своими успехами. Правильно относись к их оценке, воспринимай их мнение без обиды - они хотят, чтобы ты занимался еще успешнее.
Будь доброжелателен к своим товарищам, не смейся над их неудачами, ошибками, неправильными ответами.
При необходимости оказывай товарищу помощь: если что-то испачкано, разлито - помоги устранить непорядок; делись тем, чего недостает твоему товарищу (сломался карандаш - предложи ему свои; увидел, что он ошибся - посоветуй как исправить; если ему трудно - помоги, но не делай за него и т. п.).
Вовремя заканчивай работу. Если справился с заданием раньше всех - сиди спокойно, ожидая остальных.
По окончании занятия спокойно встань с разрешения воспитателя, поставь на место свой стул, убери свое рабочее место, при необходимости помой руки (после занятий с глиной, пластилином и др.), приведи свой костюм в порядок.
Педагог раскрывает родителям значение правил в формировании у детей правильного отношения к учебному труду.
Так, руководствуясь правилами, дети постепенно приобретают навыки культурного поведения, которые становятся устойчивыми, привычными. Правила приучают ребенка действовать по всесильному закону "надо - должен", помогают ему осознать, что от его поведения зависят дисциплина в группе и успех занятий, услышать и понять задание, выполнить его точно и хорошо и т. п. Все это имеет большое значение для будущего школьника, так как ему придется с первого дня учебы в школе подчинять свое "хочу - не хочу" обязательному "надо".
Воспитатель также раскрывает родителям значение правил в формировании у будущего школьника нравственно-волевых качеств, выдержки, усидчивости, организованности, дисциплинированности, ответственного отношения к учению, умения уважать требования педагога и права сверстников, т. е. в психологической готовности к учебному труду. По мере ознакомления детей с правилами поведения на занятиях воспитатель одновременно доводит их до сведения родителей: важно, чтобы и дома эти правила были для ребенка обязательными.
Культура поведения ребенка на занятиях - показатель его отношения к учебной деятельности. Это положение воспитатель раскрывает родителям, чтобы они правильно руководили различной деятельностью ребенка (игровой и трудовой, наблюдениями за окружающим в природе и др.), создали для него полноценные условия для занятий дома: выделили постоянное рабочее место, где бы он мог хранить книги, альбомы, тетради, карандаши, кисти и другие учебные материалы; стол и стул в соответствии с ростом ребенка, полку для книг и учебных принадлежностей, расположив их в удобном, светлом месте, и т. п. Нельзя забывать о том, что даже заинтересованный предстоящим занятием ребенок может не проявить должной усидчивости и не добиться результативности, если для него не создана рабочая обстановка.
Задача педагога - убедить родителей в том, что успешное обучение сына или дочери определяется всей системой воспитания, осуществляемой со дня рождения ребенка.