Работа логопеда в детском саду, осуществляющем общеобразовательную программу, имеет свою специфику: в ограниченные сроки (один год) логопед должен исправить речевые нарушения у ребёнка и подготовить его к обучению в школе.
Это заставляет логопеда комбинировать и интегрировать различные направления коррекционной работы.
Известно, что в последнее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи и оказать помощь всем детям затруднительно.
Логопед вынужден заниматься только с детьми подготовительного к школе возраста, между тем малыши 5-6 лет теряют драгоценное время в ожидании своей очереди.
Чтобы решить эту проблему мы используем универсальные возможности логопедической ритмики, которые способствуют:
- развитию артикуляционной и мимической моторики;
- развитию фонематического слуха;
- развитию координации движений;
- развитию темпоритмической организации речи, дыхания;
- развитию просодической стороны речи;
- формированию произвольности (внимания, памяти);
- формированию пространственных представлений;
- регулированию процессами возбуждения и торможения и нормализации состояния мышечного тонуса;
По нашим наблюдениям это позволяет предупредить речевые нарушения у части детей и подготовить психомоторную базу речи детей к работе с логопедом.
В то же время мы полагаем целесообразным проводить работу и по формированию слоговой структуры слова, формированию навыков грамматически правильного оформления речи.
Нами разработаны и модернизированы варианты логоритмических игр, которые можно проводить как на логоритмических так и на индивидуальных, подгрупповых занятиях.
Игры
Игра «Бабочки-кузнечики»
Задачи:
- развивать произвольное слуховое внимание, память (музыкальную и двигательную),
- развивать фонематический слух;
- развивать чувство музыкального размера, ритма,темпа;
- учить детей играть по правилам (регулировать процессы возбуждения-торможения.
Каждая группа делает определённое движение, которое характеризует заданный образ (кузнечик, бабочка или любые другие образы).
Партия каждой группы отрабатывается с вербальным выделением сильной доли слогом «ДА», а слабой – «дя».
На 2/4 (4/4) это будет звучать так: ДА – дя (Да – шаг вперёд, дя – приставили другую ногу).
На 3/4а – ДА-дя-дя (шаг – приставить – «притопать»).
При этом можно добавить и движения рук: бабочка раскрыла крылышки, а на счет 2 и 3-закрыла.
С началом следующей партии вступает другая группа, а прежняя должна остановиться и «замереть».
Эта игра требует от детей предельной концентрации слухового, двигательного внимания, саморегуляции процессов возбуждения-торможения.
Всё это формирует произвольность психических действий и процессов.
Полезно менять музыкальное сопровождение, чтобы не было привыкания и ребёнок ориентировался не только на мелодию, но и на музыкальный размер.
Так у ребёнка будет сформировано чувство метра, что лежит в основе слоговой структуры.
Эффективность данного упражнения проверяется на заданиях по определению количества слогов в слове.
Игра «Мяч-путешественник»
Цель: развить слуховое внимание, моторную память, чувство сильной доли, чувство музыкального ритма.
Дети образуют круг. Ведущий даёт мяч одному ребёнку и просит передать мяч соседу слева под музыку, только обязательно на сильную долю.
Эта игры проходит под музыкальное сопровождение на размер 2/4, 4/4 (Приложение 2). Дети делятся на две команды. Стоят лицом друг к другу.
«Команда А» задаёт производное слово – «команда В» отвечает.
Задание: «Один – много» (отработка навыка словоизменения существительных по числам)
Команда А: «Дом» – мяч переходит к ребёнку из команды В.
Ответ должен быть правильным и на сильную долю: «Дома»
Аналогично отрабатываются словообразовательные навыки: «назови ласково», «мама и детёныш» и др.
Игра «Кто быстрее дойдёт до меня?»
Цели:
- сформировать чувство слоговой структуры слова;
- сформировать навык словоизменения существительных;
- сформировать навык словообразования существительных.
Игра происходит в определённом темпе, который задаёт музыка. Нарушение ритма и темпа непозволительно. Таковы правила игры. Это требует концентрации внимания, памяти, слуха.
Таким образом решается задача развития произвольности у детей, как необходимой составляющей готовности к обучению в школе.
Дети строятся вдоль одной линии – старта. Участники игры должны по очереди отвечать под музыку на вопрос логопеда и одновременно делать два, три, четыре шага, в зависимости от слоговой структуры производного слова.
Так участники игры постепенно продвигаются к финишу.
Кто сделает ошибку при ответе, пропустит свой такт или неправильно «прошагает» слово – проигрывает и остаётся на прежнем месте. (Приложение 3)
«Слово верно назови
До меня быстрей дойди
Песню пой – не зевай
Свой ответ не пропускай.»
- автоматизируем навык словоизменения во множественном числе.
- формируем слоговую структуру двухсложных слов, трехсложных….
Назову я ДОМ –
Скажешь ты ДОМА
Назову я глаз –
Скажешь ты ГЛАЗА
Назову я слон –
Скажешь ты СЛОНЫ
Назову я куст –
Скажешь ты КУСТЫ.
Назову самолёт – отвечаешь: самолёты
Назову пароход – отвечаешь: пароходы
Самокат – самокаты
Вездеход – вездеходы
Телефон – телефоны
Снегокат – снегокаты.
«Сказка про ёжиков»
Решить задачи подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, возможно при включении детей в игру-пантомиму под мелодекламацию ведущего.
К. Изард отмечал, что эмоции «слышны лучше, чем речь», поэтому для развития коммуникаций необходимо работать над мимикой лица. [1]
В лесу темно, в лесу темно – отрывок 1 (Приложение 4)
Спят наши ёжики давно
Они вздыхают и сопят
И так похожи на ребят
Дети садятся в круг, складывают ладошки у щеки и «Спят», при этом выполняя дыхательную гимнастику: глубокий вдох носом, выдох через рот, вибрируя губами.
Вот появился солнца круг – отрывок 2.
И оживает всё вокруг
Наши ёжики проснулись
Сладко-сладко потянулись
Дети изображают пробуждение: трут глазки, потягиваются.
Становитесь-ка, ежатки, – отрывок 1 (Приложение 5)
На весёлую зарядку!
Дети делают зарядку, которую показывает один ребёнок.
Лапки в стороны – отрывок 2.
Присели на волшебные качели.
Покачались-покружились
Медленно остановились.
Под музыку, опираясь друг другу в ладони, дети по очереди сгибают руки в локте, изображая движение качелей.
Надо постелить кроватку – отрывок 1 (Приложение 6)
На которой спать так сладко
Вот простынка – постелили
Одеяльцем всё накрыли
А подушечку взобьём – отрывок 2.
Умываться все пойдём.
Надо мыться. – отрывок 3.
Не лениться
Холодна течёт водица.
Дети умываются, плескаются в холодной водичке, пыхтят, фыркают.
Чтобы зубки не болели – отрывок 1-2 (Приложение 7)
Чистим зубки, встав с постели.
Открывают тюбик, выдавливают зубную пасту на зубную щётку.
Показывают артикуляционную позу «Заборчик» (зубки на зубки), чистят.
Наливают в стаканчик воду и полощут рот, перекатывая шарик справа – налево.
А теперь давай старайся – отрывок 3
Полотенцем вытирайся.
Дети активно изображают, как ёжики вытираются полотенцем.
Мы головку причесали – отрывок 4
Наши лапки не устали.
Берут расческу и причесываются, девочки завязывают бантики.
Мы накинули одёжки – отрывок 5
Застегнули все застёжки
Завязали все шнурочки
И кладём в карман платочки.
Стали завтракать ежата – (Приложение 8)
Только каши маловато
Стали чистенькими плошки
Облизали даже ложки
Пьём теперь морковный сок
Он и деткам будет впрок
Вот румяный пирожок
Ешь его скорей, дружок.
Дети «чмокают, чавкают, при этом выполняют артикуляционное упражнение «Грибок», вытягивают губки и активно ими работают.
После завтрака ежата выходят в сад и работают: кто-то пропалывает грядки, кто-то поливает цветы, кто-то собирает ягоды.
Каждый ребёнок сам придумывает себе роль и играет её так, чтобы потом все могли догадаться, что он делал.
Педагог может фантазировать и дальше, придумывая дальнейшие события.
«Сказка об умной мышке и ленивой кошке»
Передача различных эмоциональных состояний через пантомиму способствует осознанному обогащению словаря.
Пантомима передаёт эмоциональные состояния персонажей: лень, удовольствие, удивление, страх, настороженность.
Роли распределяются между малышами.
Налила хозяйка Мурке – (Приложение 9)
Молока в большую миску.
Облизнулась сладко Мурка – Выполнить упражнение «Сладкое варенье» широким язычком облизнуть верхнюю губу одним движением сверху вниз.
Молоко по вкусу кошке
«Я лакать пока не стану
Лучше я посплю немножко
Я во сне увижу мышку
И поймаю –
Я же кошка!»
Закрывает Мурка глазки – выражение спокойствия, умиротворения, счастья.
Засыпает возле миски
Только снится ей не мышка
А молочные сосиски
Ну а мышка? – (Приложение 10)
Ну а мышка
Молоко почуяв в плошке – чувство голода, радость при виде миски с молоком – отрывок 1.
Захотела подкрепиться
Но она боится кошки. – Изображение страха, ужаса – отрывок 2.
Мышка рисковать не стала – Осторожность, настороженность – отрывок 3
Мышка трубочку достала
Мышка чмокает – Губки в трубочку
«Как вкусно!» – Чувство удовлетворения, насыщения.
Быстро в плошке стало пусто. – отрывок 4
Тут проснулась наша кошка – (Приложение 11) Изображение удивления, недоумения.
Почему пустая плошка?
Игра-сказка «Великаны и гномы»
Цель: автоматизировать суффиксальный способ словообразования существительных.
Есть чудесная страна – отрывок 1 (Приложение 12)
Там живёт не детвора
Не зверюшки и не птички
Там есть гномы-невелички
Есть, друзья, такие страны – отрывок 2
Где живут лишь Великаны
Любят спорить те и эти
Обо всём, что есть на свете.
Великаны, ну-ка, назовите – отрывок 3
Все слова, что захотите.
Вы же, чудо – человечки – отрывок 4
Сделайте из слов для нас словечки.
Великан построит ….(дом) – отрывок 5, Дети угадывают слово по пантомиме ведущего.
Так тепло, уютно в нём.
Ну а кто построит…. (домик) ? – отрывок 6
Ну, конечно же, сам гномик.
А на чём удобно спать? – отрывок 7
Великан купил…. (кровать).
Чтобы гномик мог спать сладко – отрывок 8
У стены стоит …. (кроватка).
Утром выпил Великан – отрывок 9
Сока вкусного…. (стакан).
Гномик тоже взял бананчик – отрывок 10
Но не льётся сок в …. (стаканчик).
Список литературы:
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1995. с. 10.