Цели урока.
- Дать представление детям из ближнего зарубежья о терминах «россияне» и «жители России».
- Ознакомить учащихся со старинными обычаями отдыха русского народа.
- Дать возможность детям в игровой форме поучаствовать в традиционных народных песнях, хороводах и играх.
Оборудование для урока.
- Политическая карта мира;
- карточки с загадками о животных;
- картинки-отгадки с изображением животных (поросенок, гусь, медведь, кот, лиса, собака);
- карточки с новыми словами («Россия», «россияне», «жители России», «посиделки», «потешки», «ложкари», «хоровод», «сплясать вприсядку», «коробейник»);
- фотография оркестра народных инструментов;
- фотографии домры, балалайки, баяна, гуслей, бубна;
- деревянные расписные ложки Хохломы;
- костюм коробейника и короб с гостинцами для детей.
1. Дети входят в класс, здороваются и представляют себя на своем родном языке. Я их приветствую, желаю здоровья, объясняю, что русское слово «здравствуйте» - это пожелание здоровья.
2. Мы все из разных стран, краев и встретились здесь в нашей стране.
Как называется страна, в которую вы приехали? / Россия /
Покажите ее на карте.
Верно, вот она на карте мира. Это одна из самых больших стран.
Как называют жителей России? / россияне /
Как называется самый главный город любой страны? / столица /
Какой же главный город России? / Москва /.
3. Как же мы - все такие разные - понимаем друг друга?
/ Выслушать мнение детей/.
Правильно, мы говорим на одном языке - на русском, изучаем его на уроках. Вспомните самую первую букву русской азбуки.
/ Чтение наизусть потешки-считалочки «Что везешь, автомашина?»
Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву «А».
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
А почему я назвала этот стишок «потешкой»? Что обозначает это слово?
/ Потешить, пошутить /.
Прочитайте по ролям потешку «Заяц, заяц...»
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку догрызаю.
- А чему ты заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.
4. Что надо еще знать о стране, в которой ты живешь?
/ Игры, песни, сказки, танцы, костюмы, музыкальные инструменты, обычаи /.
Вот по русскому обычаю я вас приглашаю на посиделки. Как произошло это слово – посиделки?
Дать возможность детям найти однокоренные слова, от которых произошло слово «посиделки». / сидеть, посидеть, сидя, высиживать /
Отдых - это не безделки,
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки
Для подружек и друзей.
5. Есть такая русская игра - «Не зевай». Вот ее правила: дети стоят в кругу, протягивая вперед руки ладошками вверх; ведущий стоит в центре и со словами: «Не зевай, не зевай.
Быстро руки убирай!» пытается хлопнуть по чьей-нибудь ладошке; дети должны успеть спрятать руки за спину; зазевавшийся становится ведущим.
6. Для отдыха предлагаю одной группе ребят прочитать несколько загадок по карточкам. У других ребят есть картинки с отгадками. Кто отгадывает - ставит к доске свою картинку или изображает отгадку пантомимой.
Вместо рыльца - пятачок,
Пятачок дырявый,
А хвостик вертлявый.
(Поросенок)
Красные лапки щиплют за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Он коричневый, лохматый,
Угадайте-ка, ребята,
У кого в берлоге дом,
Кто зимой спит
В доме том?
(Медведь)
Он в наших комнатах живет
И молоко из блюдца пьет.
Но будь с ним осторожен -
Он оцарапать может.
(Кот)
Лежит - молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Говорят, она хитра -
Кур уносят со двора.
Но зато красавица
Всем ребятам нравится.
(Лиса)
7. На посиделках пели русские народные песни и водили хороводы.
Не будем отходить от традиции и споем в хороводе.
Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Ой, люли, люли, люли,
Ткали множество ковров.
Первый травяной,
Лета жаркий зной.
Ой, люли, люли, люли,
Лета жаркий зной.
А ковер второй
Из листвы сухой.
Ой, люли, люли, люли,
Из листвы сухой.
Третий ковер - снег,
И он не навек.
Ой, люли, люли, люли,
И он не навек.
8. В народе часто пели и с сопровождением музыкальных инструментов. А какие вы знаете русские народные инструменты?
Предлагаю детям фотографию оркестра народных инструментов и изображения некоторых народных инструментов - гармошка, балалайка, домра, гусли, бубен.
У нас есть только... ложки.
Ложки. Что ни говори - примечательные!
И ребята-ложкари – замечательные!
Рассмотрите, какие они красивые, расписные, узорчатые. Их вырезали из дерева мастера Хохломы.
/ Дети учатся перестукивать ложками, улавливать заданный ритм. /
Не огорчайтесь, не сразу все получается, надо тренироваться. Поучимся и научимся.
9. Еще один обычай русского народа - хороводные игры. Одну из них мы с вами очень любим. Давайте поиграем - «Есть ли у вас добрый молодец?» Выбранный «добрый молодец» - должен сплясать вприсядку и ... стать коробейником.
Коробейник купец-молодец, ходит среди людей: взрослым товар продает, детям - так раздает. Вот наш добрый молодец и будет коробейником.
/ Надевает на плечо короб с гостинцами для гостей и для детей/.
Отдых - это не безделка,
Время игр и новостей.
Закрываем посиделки.
Будем снова ждать гостей!
10. Гости дорогие! Как провели время? Что нового узнали на нашей встрече? Интересно ли было вам?
Спасибо за участие во встрече.