Урок по программе курса социально-культурной адаптации для 1-го класса на тему "Народные праздники в России. Посиделки"

Разделы: Социальная педагогика


Цели урока.

  1. Дать представление детям из ближнего зарубежья о терминах «россияне» и «жители России».
  2. Ознакомить учащихся со старинными обычаями отдыха русского народа.
  3. Дать возможность детям в игровой форме поучаствовать в традиционных народных песнях, хороводах и играх.

Оборудование для урока.

  • Политическая карта мира;
  • карточки с загадками о животных;
  • картинки-отгадки с изображением животных (поросенок, гусь, медведь, кот, лиса, собака);
  • карточки с новыми словами («Россия», «россияне», «жители России», «посиделки», «потешки», «ложкари», «хоровод», «сплясать вприсядку», «коробейник»);
  • фотография оркестра народных инструментов;
  • фотографии домры, балалайки, баяна, гуслей, бубна;
  • деревянные расписные ложки Хохломы;
  • костюм коробейника и короб с гостинцами для детей.

1. Дети входят в класс, здороваются и представляют себя на своем родном языке. Я их приветствую, желаю здоровья, объясняю, что русское слово «здравствуйте» - это пожелание здоровья.

2. Мы все из разных стран, краев и встретились здесь в нашей стране.

Как называется страна, в которую вы приехали? / Россия /

Покажите ее на карте.

Верно, вот она на карте мира. Это одна из самых больших стран.

Как называют жителей России? / россияне /

Как называется самый главный город любой страны? / столица /

Какой же главный город России? / Москва /.

3. Как же мы - все такие разные - понимаем друг друга?

/ Выслушать мнение детей/.

Правильно, мы говорим на одном языке - на русском, изучаем его на уроках. Вспомните самую первую букву русской азбуки.
/ Чтение наизусть потешки-считалочки «Что везешь, автомашина?»

Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву «А».
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.

А почему я назвала этот стишок «потешкой»? Что обозначает это слово?

/ Потешить, пошутить /.

Прочитайте по ролям потешку «Заяц, заяц...»

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку догрызаю.
- А чему ты заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.

4. Что надо еще знать о стране, в которой ты живешь?

/ Игры, песни, сказки, танцы, костюмы, музыкальные инструменты, обычаи /.

Вот по русскому обычаю я вас приглашаю на посиделки. Как произошло это слово – посиделки?

Дать возможность детям найти однокоренные слова, от которых произошло слово «посиделки». / сидеть, посидеть, сидя, высиживать /

Отдых - это не безделки,
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки
Для подружек и друзей.

5. Есть такая русская игра - «Не зевай». Вот ее правила: дети стоят в кругу, протягивая вперед руки ладошками вверх; ведущий стоит в центре и со словами: «Не зевай, не зевай.

Быстро руки убирай!» пытается хлопнуть по чьей-нибудь ладошке; дети должны успеть спрятать руки за спину; зазевавшийся становится ведущим.

6. Для отдыха предлагаю одной группе ребят прочитать несколько загадок по карточкам. У других ребят есть картинки с отгадками. Кто отгадывает - ставит к доске свою картинку или изображает отгадку пантомимой.

Вместо рыльца - пятачок,
Пятачок дырявый,
А хвостик вертлявый.
(Поросенок)

Красные лапки щиплют за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)

Он коричневый, лохматый,
Угадайте-ка, ребята,
У кого в берлоге дом,
Кто зимой спит
В доме том?
(Медведь)

Он в наших комнатах живет
И молоко из блюдца пьет.
Но будь с ним осторожен -
Он оцарапать может.
(Кот)

Лежит - молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)

Говорят, она хитра -
Кур уносят со двора.
Но зато красавица
Всем ребятам нравится.
(Лиса)

7. На посиделках пели русские народные песни и водили хороводы.

Не будем отходить от традиции и споем в хороводе.

Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Ой, люли, люли, люли,
Ткали множество ковров.

Первый травяной,
Лета жаркий зной.
Ой, люли, люли, люли,
Лета жаркий зной.

А ковер второй
Из листвы сухой.
Ой, люли, люли, люли,
Из листвы сухой.

Третий ковер - снег,
И он не навек.
Ой, люли, люли, люли,
И он не навек.

8. В народе часто пели и с сопровождением музыкальных инструментов. А какие вы знаете русские народные инструменты?

Предлагаю детям фотографию оркестра народных инструментов и изображения некоторых народных инструментов - гармошка, балалайка, домра, гусли, бубен.

У нас есть только... ложки.

Ложки. Что ни говори - примечательные!

И ребята-ложкари – замечательные!

Рассмотрите, какие они красивые, расписные, узорчатые. Их вырезали из дерева мастера Хохломы.

/ Дети учатся перестукивать ложками, улавливать заданный ритм. /

Не огорчайтесь, не сразу все получается, надо тренироваться. Поучимся и научимся.

9. Еще один обычай русского народа - хороводные игры. Одну из них мы с вами очень любим. Давайте поиграем - «Есть ли у вас добрый молодец?» Выбранный «добрый молодец» - должен сплясать вприсядку и ... стать коробейником.

Коробейник купец-молодец, ходит среди людей: взрослым товар продает, детям - так раздает. Вот наш добрый молодец и будет коробейником.

/ Надевает на плечо короб с гостинцами для гостей и для детей/.

Отдых - это не безделка,
Время игр и новостей.
Закрываем посиделки.
Будем снова ждать гостей!

10. Гости дорогие! Как провели время? Что нового узнали на нашей встрече? Интересно ли было вам?

Спасибо за участие во встрече.