"История моей семьи в истории страны"

Разделы: Классное руководство, МХК и ИЗО


Обоснование необходимости проекта.

Русским людям всегда было свойственно обостренное чувство любви к своей земле, к своей Родине. Об этом свидетельствуют и многие страницы истории нашего Отечества. Любовь к Родине естественна, как дыхание. Я не знаю, как она начинается. И с этим вопросом я обращаюсь к ребятам в классе. И мы приходим к выводу, что она возникает с того момента, когда перед младенческими глазами впервые открывается мир жизни, то есть то, что нас окружает, и мы начинаем различать его краски, звуки, запахи, образы.

Самым первым в сознании ребенка появляется образ матери и уже через него все окружающее. Не потому ли образ Родины у нас неразрывно связан с образом матери? «Родина-мать»- говорим мы.

С годами мы узнаем, что наша Родина – это Россия – страна, раскинувшаяся на громадных просторах. На ее территории много городов, по ней текут могучие реки, у берегов плещут океаны и моря. И все- таки, когда мы слышим слово «Родина» в нашем сознании возникает образ малой деревушки, не обозначенной даже на самой подробной карте и угнездившейся где-то на берегу безымянной речки. Но именно здесь началась твоя жизнь, пролетели твои детские годы, расцвела твоя юность, и до последней минуты ты будешь хранить в своем сердце живую память об этих местах.

Привязанность к отчей земле, на которой ты родился и вырос, вовсе не ограничивает наше представление о Родине в целом. Наоборот, именно через эту любовь мы яснее ощущаем свою связь даже с самой дальней точкой России.

Великая история, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится ее неотъемлемой частью. А связь поколений - это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщенности.

Историю страны можно изучать не только по произошедшим событиям, но и по воспоминаниям людей. Ведь каждый человек и делает эту историю.

Семейные рассказы - настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие семья. Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе прабабушки и прадедушки, так важно.

Я считаю, что необходимо приобщить молодое поколение к изучению истории семейного уклада. Что помогало близким людям не поддаться жизненным неурядицам и сохранить себя в непростых ситуациях. Соответственно, другие задачи проекта, непосредственно связанные с первой, - популяризация семейных ценностей, традиций, преемственности поколений, то есть все то, что позволяет сохранить и укрепить семью, по сути, основу любого общества.

Мы собирали рассказы практически обо всех сторонах жизни односельчан: о том, в каких семьях жили прадедушки и прабабушки, кто были их родители, каков был уклад в семье. Также приветствовались и рассказы на бытовые темы: какие обязанности по хозяйству были у детей старших и младших? Естественно, касались и отношений в семье: как вели себя члены семьи, если случалась беда? Какие праздники любили прадедушки и прабабушки, когда были детьми, и как к ним готовились? Чему их учили родители? Как помогли уроки родителей в их будущей взрослой жизни?

Как оказалось, интерес к рассказам старшего поколения у молодежи весьма велик, дети как губка впитывают рассказы о прошлом их семей, ценят их.

Рассказы о сложной крестьянской жизни, о военных годах и послевоенном становлении страны, становлении, произошедшем благодаря нашим не столь уж и далеким предкам, пронизаны гордостью и уважением к своим семьям.

Именно после проекта многие участники всерьез задумались о том, как важно сохранять семейные предания, ведь то, что будет потеряно, не восполнить никогда и ничем. Ведь наша история, история нашего рода, наших родных и любимых людей с каждым годом забывается. И с ними же уходит в никуда.

Выводы, которые делают из рассказов прабабушек и прадедушек дети, одновременно и просты, и очевидны, и глубоки - только в крепкой семье человек может выжить в непростом мире и не потерять себя. Очень важно не забывать своих корней, помнить, кем были твои предки.

Задачи проекта:

  1. создавать условия для проявления учащимися интереса к истории своей страны, «малой родины»;
  2. знакомить учащихся с историей жизни и творчества предыдущих поколений;
  3. формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способных к осознанию своих возможностей;
  4. развивать личность, способную к самоутверждению, для сохранения неповторимости личности и раскрытия её потенциальных способностей.

Место реализации проекта:

МОУ «СОШ с. Сокур».

Участники проекта:

Учащиеся 11 класса, Вартанова С.А.- классный руководитель.

Взаимодействие участников проекта предполагает взаимодействие на:

  1. информационном уровне,
  2. практическом уровне,
  3. эмоциональном уровне,
  4. этическом уровне.

Функции проектной деятельности:

  1. исследовательская,
  2. поисковая.

Мероприятия проекта:

№ п/п Мероприятие Участники ответственные
1 Стартовая презентация: «Знаем ли мы историю своей малой Родины?» 11 класс
Вартанова С.А
2 Поисковая работа по теме: 1) «История моего села»2) «Церковь Покрова – прошлое и настоящее»; 11 класс
Вартанова С.А.
3 Поисковая работа по теме: «Жизнь замечательных людей»:
1) «О подвиге А.П.Босова»
2) Семья Ледяйкиных
3) Семья Шалаевых
Ледяйкин А.
Шалаев Алексей
11 класс
11 класс

Формы проведения: Презентация с использованием мультимедиа, круглый стол участников проекта.

Итоги реализации проекта.

Вывод: Таким образом, все запланированные мероприятия были проведены на высоком педагогическом уровне. Проект участниками был признан успешным, цель проекта достигнута.

Презентация проекта.

Презентация проекта проходила в кабинете информатики с использованием интерактивной доски. Итоги проекта подводились и обсуждались в течение всей работы над проектом. По окончанию каждого этапа был проведён анализ полученных результатов. Участники проекта были информированы о ходе проекта.

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня знаний учащихся в области искусства и истории;
  • проявление индивидуальности, конкурентноспособности;
  • повышение культурного уровня обучающихся;
  • обеспечение занятости учащихся во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении.