Цели урока: (слайд 2)
- Образовательные – познакомить учащихся с логарифмической функцией, её свойствами, графиком; показать использование свойств логарифмической функции при решении заданий.
- Развивающие – развивать мыслительные операции посредством сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развивать зрительную память, развивать математическую речь учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
- Воспитательные – воспитывать познавательную активность, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действий.
Методы обучения: индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- С.М. Никольский и др. Алгебра и начала анализа 10 класс, М.: «Просвещение», 2010
- Мультимедийный проектор, экран, презентация.
- Карточки для индивидуальной работы.
Форма обучения: групповая, индивидуальная, работа в статистических группах.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и способов
действий
3. Объявление темы и общеобразовательной цели
урока
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
6. Самостоятельная работа
7. Постановка домашнего задания
8. Итог урока. Рефлексия
ХОД УРОКА
I этап урока. Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка явки обучающихся.
II этап урока. Актуализация опорных знаний и способов действий
Учащиеся делятся на две группы: одна работает по карточкам, другая принимает участие в устном счете.
1. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Найдите число х:
Карточка 2
Найдите число х:
Карточка 3
Вычислить:
2. Устная работа «Морской бой» (слайд 3)
В некоторых ячейках есть буквы. После решения всех заданий из этих букв выстраивается фамилия Непер – математик, изобретатель логарифмов.
3. Краткая справка о Джоне Непере (сообщение учащегося) (слайд 4)
В качестве опережающего домашнего задания учащимся было предложено подготовить сообщение о Джоне Непере, который одним из первых изобрел систему логарифмов.
Джон Непер родился в 1550 в Мерчистон-Касле близ Эдинбурга. В области математики Непер известен главным образом как изобретатель системы логарифмов, основанной на установлении соответствия между арифметической и геометрической числовыми прогрессиями. В «Описании удивительной таблицы логарифмов» он опубликовал первую таблицу логарифмов (ему же принадлежит и сам термин «логарифм»), но не указал, каким способом она вычислена. Объяснение было дано в другом его сочинении «Построение удивительной таблицы логарифмов», вышедшем в 1619, уже после смерти Непера. Таблицы логарифмов, насущно необходимые астрономам, нашли немедленное применение. В 1617 Непер опубликовал еще одну свою работу, Рабдологию (Rabdologia — «счет на палочках»), в которой изложил способ перемножения чисел с помощью особых брусков, получивших впоследствии название «костей Непера». Непер участвовал также в разработке различного рода боевых устройств (зажигательных стекол, артиллерийских орудий и т.д.). Умер Непер в Мерчистон-Касле 4 апреля 1617.
III этап урока. Изучение нового материала
1. Определение и свойства логарифмической функции (слайд 5)
Функцию, заданную формулой y = logax (где а > 0 и а ≠ 1), называют логарифмической функцией с основанием а.
Построим графики функций: y = log2x и y = и перечислим свойства этих функций (слайды 6, 7)
1) y = log2x
x | 1/4 | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
y = log2x | – 2 | – 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Свойства логарифмической функции при a > 1 (слайд 8)
- Область определения – множество всех положительных чисел R+.
- Область значений – множество всех действительных чисел R.
- Функция является ни четной, ни нечетной
- При всех значениях а график логарифмической функции пересекает ось абсцисс в точке х = 1.
- Промежутки знакопостоянства:
y > 0 при x (1;+∞)
y < 0 при x (0;1) - Функция возрастает при x (0;+∞)
- Функция непрерывна.
2) y =
x | 1/4 | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
y = | 2 | 1 | 0 | – 1 | – 2 | – 3 |
Свойства логарифмической функции при 0 < a < 1 (слайд 9)
- Область определения – множество всех положительных чисел R+.
- Область значений – множество всех действительных чисел R.
- Функция не является ни четной, ни нечетной
- При всех значениях а график логарифмической функции пересекает ось абсцисс в точке х = 1.
- Промежутки знакопостоянства:
y > 0 при x (0; 1)
y < 0 при x (1; +∞) - Функция убывает при x (0; +∞)
- Функция непрерывна.
2. Краткая справка о Леонардо Эйлере (сообщение учащегося) (слайд 10)
В качестве опережающего домашнего задания учащимся было предложено подготовить сообщение о Леонардо Эйлере, который сформулировал современное определение логарифмической функции.
Идеальный математик 18 века – так часто называют Эйлера(1707-1789). Он родился в маленькой тихой Швейцарии. В 1725 году переехал в Россию. Поначалу Эйлер расшифровывал дипломатические депеши, обучал молодых моряков высшей математике и астрономии, составлял таблицы для артиллерийской стрельбы и таблицы движения Луны. В 26 лет Эйлер был избран российским академиком, но через 8 лет он переехал из Петербурга в Берлин. Там "король математиков" работал с 1741 по 1766 год; потом он покинул Берлин и вернулся в Россию. В 1770-е годы вокруг Эйлера выросла Петербургская математическая школа, более чем наполовину состоявшая из русских ученых. Тогда же завершилась публикация главной его книги – "Основ дифференциального и интегрального исчисления". Современное определение показательной, логарифмической и тригонометрических функций – заслуга Леонардо Эйлера, так же как и их символика.
VI этап урока. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить следующие задания.
1. Устно: определите, какие из перечисленных ниже функций являются возрастающими, а какие убывающими? (фронтальная работа) (слайд 11)
y = log3x;
y = log23x;
y = log0,5(2x + 5);
y = log3(x + 2).
2. Задание I-го уровня: решить графически уравнения: (слайд 12)
Один учащийся работает у доски, остальные на местах.
Решение:
а) lgx = 1 – x (слайд 13)
Ответ: х = 1.
б) (слайд 14)
Ответ: х = 5
в) (слайд 15)
Ответ: х = 3.
г) log2x = 3 – x (слайд 16)
Ответ: х = 2.
3. Задание II-го уровня № 5.33: используя свойства логарифмической функции, сравнить: (слайд 17)
Работа в группах с последующей самопроверкой.
Решение:
а) Логарифмическая функция с основанием, большим 1, возрастает на всей числовой прямой. Так как 3 < 5, то log23 < log25.
б) Основание меньше 1, поэтому функция у = убывает, следовательно, .
в) Логарифмическая функция с основанием, большим 1, возрастает, следовательно, .
г) Логарифмическая функция с основанием, меньше 1, убывает, следовательно, < .
V этап урока. Самостоятельная работа (блиц-опрос) (слайд 18)
Работа в статистических группах с последующей взаимопроверкой.
Ответить на вопросы: да или нет.
- Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.
- Графики показательной и логарифмической функций симметричны относительно прямой у = х.
- Область определения логарифмической функции – вся числовая прямая, а область значений этой функции – промежуток (0; + ∞).
- Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.
- Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).
- Логарифмическая функция является ни чётной, ни нечётной.
- Логарифмическая функция непрерывна.
Взаимопроверка: (слайд 19)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
да | да | нет | да | нет | да | да |
VI этап урока. Постановка домашнего задания (метод четкого инструктажа) (слайд 20)
1. Изучить п. 5.3.
2. Выполнить
- I уровень: № 5.32 (б, в);
- II уровень: № 5.35 (ж, з).
VII этап урока. Подведение итогов урока (педагогические методы краткого обобщения, педагогической оценки и коррекции).
1. Теоретико-прикладные итоги урока.
2. Объявление аргументированных оценок.
VIII этап урока. Рефлексия
Выразите ваше отношение к уроку (выбрать смайлик)
1. Вы считаете, что урок прошел плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. | Я доволен собой! |
2. Вы считаете, что научились, но вам еще нужна помощь. | Я вполне доволен собой! |
3. Вы считаете, что было трудно на уроке. | не нужна помощь! |
– Спасибо за урок!