Организация профилактики наркомании среди подростков

Разделы: Социальная педагогика


"Единственная красота, которую я знаю - это здоровье."
Генрих Гейн

"Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы:" эти слова принадлежат В.А.Сухомлинскому. И одной из основных задач современного образования является сохранение здоровья обучающихся и обучение ведению здорового образа жизни.

"Болезнь легче предупредить, чем лечить" - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о подростковой наркомании. Итак, да здравствует профилактика... А какой она должна быть? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. Традиционно усилия специалистов - медиков, юристов, политиков - сосредоточены на возведении внешних (по отношению к человеку) антинаркогенных барьеров. Однако стена юридических, медицинских запретов, государственных законов плохо защищает подростка. А что, если основную ставку сделать на формирование (воспитание) у молодых людей личностного иммунитета к наркогенному соблазну? Идея эта не нова - в большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Основная задача педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

Но для того чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.

Когда же следует начинать формирование иммунитета к наркотическому соблазну? Конечно, заранее, прежде чем у ребенка возникнет желание познакомиться с наркотиками. И наиболее подходящим для этого специалисты-психологи считают подростковый возраст. В этом возрасте происходит бурное развитие личности, появляются новые черты, новые особенности характера. В старшем школьном возрасте осуществляются важные жизненные выборы - ценностные, профессиональные, формируется осознанное ответственное отношение к своему здоровью. Чем раньше ребенок начнет учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, находить способы самореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять наркотики.

Для решения выше названных задач необходима определённая модель педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей антинаркогенной деятельности педагога. Предлагаю Вам рассмотреть некоторые формы организации педагогической профилактики.

Лекция.

Это самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?

Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух. Для учеников начальной школы и младших подростков лучше предложить мини-лекции (продолжительность которых не более 10-15 мин), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т. п.

Поскольку лекция предполагает определенные ролевые диспозиции участников: "лектор" и "аудитория", которая воспринимает готовую информацию, не следует использовать при выступлении дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки. Их целесообразнее вынести на круглый стол. Для лекции же больше подойдет фактический материал (особенности воздействия одурманивающих веществ на различные системы и органы человеческого организма, специфика развития зависимости и т. п.).

При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, желательно провести экспресс-опрос среди учащихся, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую вы хотите предложить, молодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную значимость информации для подростков (считают ли они ее нужной, интересной, полезной).

Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Следует избегать и еще одной крайности - избыточной информации. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, описание эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления наркогенных веществ, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с наркотиком.

В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предварительно следует уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся). Выступление не должно быть слишком "наукообразным", однако при этом не стоит и переходить на сленговые выражения.

Весьма эффективным оказывается прием, когда в качестве лектора выступает не педагог, а сами учащиеся. Во-первых, при самостоятельной подготовке лекции подростки гораздо лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Во-вторых, подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, а не от взрослого. Дело в том, что проблема наркотизма воспринимается ими как исключительно молодежная, поэтому подростки считают себя более компетентными в этой области.

Опросы учащихся (анкетирование)

При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что, прежде всего, следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т. д. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога.

Не следует перегружать анкету вопросами. Их не должно быть больше 20 (для младших подростков - не больше 10). Слишком объемная анкета вызывает негативную реакцию у респондента. Он или может отказаться от участия в опросе, или будет отвечать на вопросы анкеты формально ("лишь бы ответить").

В зависимости от содержания вопросы анкеты условно могут быть разделены на диагностирующие и аналитические.

Диагностирующие вопросы предполагают выявление конкретных характеристик наркогенной ситуации в школьном коллективе (число учащихся, имеющих опыт использования наркотических и токсикоманических веществ, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т. п.). Например:

Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто курит?

  • никто;
  • 1-2 человека;
  • около трети;
  • около половины;
  • большинство.

Аналитические вопросы направлены на изучение отношения подростков к различным аспектам молодежного наркотизма (специфика оценок, представление о допустимости использования наркогенных веществ, отношение к людям, использующим одурманивающие вещества). Например: "Считаете ли вы курение допустимым для молодой девушки?" Полученные данные помогают сформулировать содержание профилактической работы, могут стать непосредственным материалом для обсуждения школьниками, родителями, учителями на круглых столах, в дискуссионных клубах и т. п.

В зависимости от формы выделяют прямые и косвенные, альтернативные и поливариантные вопросы.

Прямой вопрос формулируется в личной форме - он обращен к самому отвечающему. Например: "Как вы относитесь к людям, использующим наркотические вещества?" Формулировка косвенного вопроса направлена не на респондента, а на какую-то социальную группу, с которой он связан. Отвечающий должен не высказывать свою точку зрения, делиться своим опытом, а выступать в качестве эксперта. Например: "Как большинство молодых людей вашего возраста относятся к людям, использующим наркотики?" Косвенные формулировки помогают получить достоверные результаты при выяснении наиболее острых вопросов, касающихся опыта применения одурманивающих веществ. Действительно, вряд ли можно реально оценить уровень распространения наркогенного заражения в классе, школе и т. д. при помощи вопроса: "Употребляли ли вы наркотики?" Мало кто из опрашиваемых честно признается в знакомстве с дурманом. А вот ответить на вопрос: "Как вы считаете, сколько человек из вашего класса (ваших друзей) использовали наркотическое вещество? " - подросткам проще. Анализ полученных данных позволит получить достаточно правдивую картину сложившейся в детском коллективе ситуации, связанной с наркотизацией.

Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из них. Поливариантные вопросы напоминают "меню": из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько. При составлении анкеты рядом с вопросами, имеющими набор ответов, обязательно должно быть указание, сколько позиций разрешается указать. Например:

Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики (выберите один вариант ответа) или Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики (вы можете указать несколько вариантов ответа)?

  • им нечем заняться;
  • для того чтобы снять возникающее напряжение, расслабиться;
  • это считается престижным и т. д.

Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию. Она содержит обращение к отвечающему ("Дорогой друг", "Уважаемый старшеклассник"), формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы), последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т. п.), а также благодарность респонденту за участие в анкетировании.

Следует подчеркнуть конфиденциальность анкетирования - в инструкции отмечается, что никто, кроме исследователя, не будет читать анкеты, индивидуальные результаты не будут сообщаться окружающим. Не нужно просить отвечающих подписать анкету. При использовании закрытого варианта анкет обращается внимание на невозможность установления авторства по почерку, а следовательно, и "безопасность" искренних ответов.

При проведении анкетирования у всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор.. Инструктор должен подчеркнуть значимость искренних, правдивых ответов, а также то, что анализироваться будут не индивидуальные ответы, а результаты, полученные от всей аудитории в целом.

Независимо от конечной задачи исследования после его проведения следует обязательно уделить время обсуждению проблемы в целом, а также ситуации, сложившейся в конкретном коллективе. Это может быть беседа, дискуссионный клуб, подготовленный информационный листок и т. п. Главное, чтобы подростки убедились - их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика наркомании.

Тренинговые занятия.

Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем.

В ходе тренинговых занятий учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному соблазну, отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения.

Важная задача тренинга - развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить. Это имеет большое значение для подростков, большинство из которых с раннего детства привыкают жить, пользуясь внешней оценкой родителей, учителей, друзей и др. Внешнее оценивание делает их особенно уязвимыми к негативному давлению среды, в том числе и наркогенному.

Ролевые игры.

Ролевые игры могут использоваться для работы, как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни.

Проекты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность и может использоваться при организации педагогической профилактики. В этом случае антинаркогенные сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта.

Существуют различные виды проектов.

1. Краткосрочные проекты.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограниничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т. п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе

Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т. п.). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы.

Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность, источники получения информации и методы ее обработки (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т. п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция).

Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность.

Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т. д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации.

Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт и т. п.) не могут быть точно предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам.

2. Долгосрочные практико-ориентированные проекты.

Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы.

В качестве примера можно привести такие формы конечного результата, как организация спортивного клуба, секций, объединений по интересам и т. п. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, определения функций каждого участника, планирования этапов реализации проекта.

Обязательным условием при определении содержания практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы (вариант исследования - мониторинг, опрос), поскольку планируемый результат проекта должен быть востребован.

Волонтёрское движение.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова "волонтер" является слово "доброволец".

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ среди школьников, стали ведущими направлениями в деятельности подросткового волонтёрского движения.

Опыт работы волонтёрского движения показал, что принадлежность ребят, проводивших занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - всё это увеличивает положительный эффект. Назидания взрослого подросток скорее оттолкнёт, чем примет к сведению. А информация, идущая от ровесника к ровеснику, легче воспринимается.

В нашей школе профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями всего педагогического коллектива и, конечно же, родителей. Важным моментом в организации первичной, позитивной профилактики является использование различных образовательных технологий, которые делают процесс обучения и воспитания целостным, обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от вредных привычек. Учителя стараются находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, химии, ОБЖ, и других предметов. Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать в сложной ситуации. На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Гуманитарные дисциплины дают большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных - всё это выявляется в ходе анализа литературных произведений.

В профилактической работе широко используются игровые технологии, основанные на активизации деятельности учащихся: ролевые игры, деловые игры, дискуссии, правовые марафоны, спортивные игры и состязания, ежемесячные Дни Здоровья. Одна из широко используемых в нашей школе технологий является проектная. В течение последних трёх лет группой педагогов ОУ был разработан и реализован проект для младших школьников "Корабль здоровья", основная задача которого, формирование навыков здорового образа жизни посредствам развития здоровьесберегающей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Реализован проект "Твой выбор", цель которого: разработать эффективную программу обучения конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения. Проект включал пять блоков: наглядная агитация, школа здоровья, преступление и наказание, семья, учимся строить отношения, и реализовывался через выпуск газет, плакатов, просмотр видеороликов, создание буклета, проведение классных часов по основам здорового образа жизни, проведение ролевых игр и лекций для родителей.

Однако результаты проведенного тестирования учащихся 2-11 классов по изучению отношения к ПАВ показали, что проблема табакокурения по-прежнему остаётся актуальной, что обусловило необходимость разработки нового Проекта "Шаг в новый год без вредных привычек", направленного на формирование у обучающихся школы антинаркотических установок, активной гражданско-нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Наши методы работы с подростками просты и понятны, совместно с ребятами мы проводим беседы в неформальной обстановке, дискуссии, антитабачные викторины, акции "Детство-территория свободная от курения", "Здоровье нации - залог развития цивилизации", выступление агитбригад, конкурсы рисунков и эмблем некурящего класса, конкурс мини-сочинений "Если мне предложат наркотик", спортивные мероприятия, развлекательно-познавательные игры, направленные на антиникотиновую пропаганду и семейные вечера "Возьмёмся за руки друзья, чтобы не пропасть поодиночке", "Невероятное путешествие" и др. Учащиеся школьного "Пресс центра" посвятили данной теме один из своих ежемесячных выпусков школьной газеты, с призывом "Остановись и подумай!". Важным пунктом в работе являлось привлечение как можно больше участников к совместному проведению мероприятий по реализации проектов.

Технология интеграции так же актуальна в нашей школе. Педагоги и специалисты проводят интегрированные уроки, направленные на профилактику социально-негативных явлений, что позволяет профилактическую работу сделать более эффективной и полезной, повысить интерес у учащихся к предмету, получить им более глубокие знания. С учителем биологии проведён урок- спектакль "Суд над Сигаретой", с учителем ОБЖ урок - презентация "СПИД - болезнь века". Интегрированные уроки проводятся так же с учителем информатики, на них широко используется компьютерная технология. На уроках информатики старшеклассники создавали мини проекты о ЗОЖ "Вредные привычки - мерзкие сестрички", "Друзья спешат на помощь", "Госпожа гигиена".

Можно ещё много перечислять мероприятий проводимых в ОУ, направленных на формирование ЗОЖ - это и классные часы, книжные выставки, участие во всероссийской акции "Мы выбираем спорт, как альтернативу вредным привычкам", антинаркотическая акция "Классный час", проведение Интернет - уроков "Имею право знать", спортивные праздники, ежедневная утренняя зарядка и физкультминутки, игры на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях и кружках, и многое другое.

Помогая детям осваивать искусство жизни, приобретать умение сопротивляться невзгодам, мы тем самым защищаем его от власти наркотиков. Учим мальчишек и девчонок разбираться в музыке, получая наслаждение от гармонии звуков - это педагогическая профилактика. Тренинг общения, знакомство с хорошими книгами - все это, как ни покажется странным на первый взгляд, тоже борьба с наркоманией.

Наркотики, алкоголь и никотин остаются, к великому сожалению, пока ещё не на последнем месте. И хочется обратить свой призыв к подрастающему поколению: "Вы молоды, здоровы, активны и талантливы. По какой дороге идти вперёд, решать Вам самим. Вредным привычкам существует множество альтернатив. Что выберешь Ты? Это зависит от тебя самого".

Приложение.