Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
- учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
- совершенствовать культуру речи учащихся;
- развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
- аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
- формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- учебники "Русский язык. 2 класс. "Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
- сигнальные карты.
Ожидаемый результат:
- расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
- отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
- учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
- анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
- продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
- выполнение индивидуальных заданий.
- в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Ход урока
I. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа со словами:
В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.
а) Орфографическая зарядка.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)
б) Разделить слова на группы.
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие?
Запишите слова в три группы самостоятельно:
1 ряд - имена существительные,
2 ряд - имена прилагательные,
3 ряд - глаголы.
Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)
Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)
Кто знает, как можно назвать слово под? (Под это предлог.)
Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)
III. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".
Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника.
Рассмотрите рисунок, назовите тему рисунка. ("Звери в лесу", "На лесной поляне":)
Ответьте письменно на вопросы, поставленные в учебнике к данной иллюстрации.
Какие бы еще вопросы вы поставили?(Что растет под березой? Что несет медведь под мышкой? Кто находится между медведем и лисичкой? Почему звери прячутся?)
Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)
Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
На доску вывешивается таблица:
Предлоги
- на, под, за, к, из, по,
- об, от, в, у, с, о, над,
- около, при, перед
Подчеркните предлоги зелёным цветом.
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
На доску вывешивается таблица:
Предлог - служебная часть речи.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки :.. холодном воздухе. Катаются дети :.. коньках :. льду. Весело детям :.. зимнее время :. улице..
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)
Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)
Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..
На доску вывешивается таблица:
Предлоги служат для связи слов в предложении.
Обозначьте в предложениях части речи.
Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
На доску вывешивается таблица:
Перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
На доску вывешивается таблица:
Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:
- за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
- на суку - на толстом суку; на (каком?) суку.
- под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.
На доску вывешивается таблица:
Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Выполнение упр.86, стр. 55.
Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.
Пришла весна (куда?): лес.
Набухли почки (на чём?): деревьях.
Оживает (где?): снегом молодая травка.
5. Составление алгоритма темы урока.
- Что же мы новое узнали о предлогах?
1) Предлог - служебная часть речи.
2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3) Предлоги служат для связи слов в предложении.
4) Перед глаголами предлоги не употребляются.
5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне). Упражнение 85 стр. 55 учебника.
Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.
3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.
Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.
Видно неряху (по) грязной рубахе.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)
IV. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.
Тест - опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
Какой предлог надо вставить в предложении:
Пассажир сошёл : поезда.
А. предлог из
Б. предлог с
В. предлог от
В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?
V. Домашнее задание.
Стр. 55 - выучить правило.
Упражнение 88, страница 56.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст, отвечая на вопросы и вставляя предлоги. Запишите текст. Подчеркните предлоги.
Обозначьте в предложениях части речи.
VI. Оценивание учителем работы детей на уроке.
VII. Рефлексия.
Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Выберите один из них. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - покажите тот, который улыбается. Если что-то не понравилось, что-то не поняли - покажите задумчивого смайлика. Если урок вам не понравился совсем и у вас плохое настроение - покажите плачущего смайлика.