Цели урока:
- Образовательные – познакомить учащихся с уникальностью ПТК Урала и сравнить его с Кавказом.
- Развивающие – продолжить развитие умения определения географического положения; совершенствовать обобщенный картографический приём чтения условных знаков.
- Воспитательные– формировать интерес к изучаемой теме; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие с применением компьютера.
Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, эвристическая беседа, сообщения
Средства обучения: атласы, слайды, компьютер , интерактивная доска.
Понятия: Урал, названия минералов и горных пород.
Номенклатура: Месторождения железных руд – Магнитогорское, Качканорское, медных руд – Красноуральское, Гайское, золота – Березовское, асбест – Баженовское, соли – Верхнекамское, Соль-Илецкое, нефть – Ишембайский.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы:
3.1 .Географическое положение
3.2. Рельеф, геологическое развитие
3.3. Климат
3.4. Внутренние воды
3.5. Природные ресурсы
4. Закрепление и вывод.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания по теме “Кавказ”
(Слайд 1)
3. Изучение новой темы
В вашей цепочке знаний звено о горах Кавказа
уже имеется (Слайд 2 – изображение цепочки).
Продолжим изучение гор. “Лучше гор могут быть
только горы…” – эпиграф сегодняшнего урока.
Тема: “Урал – каменный пояс Русской земли”. Цель
урока: Познакомиться с уникальностью ПТК Урала и
сравнить его с Кавказом (Слайд 3 – тема урока).
Вспомним план характеристики изучения ПТК и
заполним сведения о Кавказе в таблице. Работа с
интерактивной доской (Слайд 4)
Учитель: Ребята, что вы знаете об Урале? (Горная страна, протяженность 2000 км, граница между Европой и Азией) (Слайд 5).
– А сегодня мы продолжим восполнять звено новыми знаниями.
1. Название горы
Учитель: У античных авторов эти горы именовались Рифийскими, “Камень”, “Земной пояс”, “Каменный пояс Русской земли” – так называли Урал до 18 века. Название Урал впервые появляется в работах русского историка и географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия. Что же означает это слово: “Ур” по мансийски, а “урэ” по эвенкийски означает “гора”, по тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради). Урал, который имеет длину 2000 км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.
(Слайд 6)
2. Определяем географическое положение
Уральских гор. Для этого вспомним план
определения географического положения. (Работа
учащихся с атласами и интерактивной картой)
– В каком направлении вытянуты Уральские горы?
– Как может повлиять на природу Урала его
вытянутость на … км.
– Определите по карте 5 вершин Урала и его высоту?
(Слайд 7)
3. Рельеф и геологическое развитие . Урал
находится между двумя тектоническими
структурами: Русской … и Западно-Сибирской …
Урал был образован в древнем палеозое – в
герцинском периоде, в мезозое почти полностью
был разрушен. В неогене – четвертичное время
отдельные блоки были подняты. Потом опять
выветривание. Разрушение гор раскрывало богатые
месторождения полезных ископаемых, сделало их
доступными для разработки.
(Рассказ учителя) (Слайд 8)
4. Климат Урала разнообразен. Почему?
Задание по карте:
1. Определите среднюю температуру января
на севере Урала.
2. Среднюю температуру на юге Урала.
3. Среднюю температуру июля на севере Урала.
4. Среднюю температуру на юге Урала (слайд 8)
Практическая работа учащихся по картам атласа (Слайд 9)
- Горы вытянуты на 2000 км. в меридиональном направлении и северная часть Урала расположена за Северным полярным кругом и получает солнечной радиации значительно меньше, чем южная
- Различия в увлажнении западных и восточных склонов.
- В любых горах климатические условия меняются высотой.
5. Внутренние воды
Урал является водоразделом рек текущих, по Западно-Сибирской равнине и по Русской равнине. Найдите на карте реки, стекающие с Уральских гор.
Учащиеся отмечают на контурной карте крупные реки и озера. (Слайд 10).
Заслушиваются сообщения-презентации о Реке Чусовой, озерах Тургояк и Зюраткуль.
6. Природные ресурсы Урала
Советский поэт Александр Твардовский написал:
Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец…
(Слайд 12)
4. Мозговой штурм: Почему именно этот регион получил столь высокое звание: “Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?” (Выслушиваются мнения учеников)
Урал – подземная кладовая страны, здесь
найдено около одной тысячи разновидностей
минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений
полезных ископаемых.
Основное богатство Урала – руды, причем
комплексные, с примесью титана, ванадия, никеля,
хрома, а медные руды с примесью цинка, золота,
серебра.
Северный Урал богат лесными ресурсами, Южный –
почвенными, агроклиматическими, но здесь не
хватает водных ресурсов. Урал богат
рекреационными ресурсами. (Слайд 13)
Туристов привлекает не только красивые места,
живописные озера, но и единственный Ильменский
минералогический заповедник. (Презентация
учащегося)
5. Выводы. Возвращение к цели урока. Проверка таблицы «Сравнительная характеристика Кавказа и Урала». (Слайд 14)
6. Рефлексия. Путешествие окончено. Оно вам понравилось? Что узнали?
7. Домашнее задание (слайд 15)
1. Прочитать параграф 37, отметить в контурных
картах.
2. Составить кроссворд.