Обучающие цели урока:
- Научиться анализировать художественный текст;
- На основе знания особенностей художественного текста научиться создавать художественные образы (часть С);
- Поэтапный разбор таких критериев, как определение проблемы текста, виды комментария, выявление позиции автора, виды аргументов;
Развивающие цели:
- Стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей
- учащихся;
- Умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;
- Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему;
Воспитывающие цели:
- Способствовать духовному становлению личности;
- Формирование нравственного воспитания;
Задачи уроков:
- Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий;
- Подготовка учащихся к сочинению-рассуждению;
Содержание урока:
- проанализировать текст, предложенный преподавателем;
- познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;
- сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд;
- создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их;
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (приложение2), раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Прежде, чем я раскрою вам секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните ко мне свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь садитесь, и начнем урок.
Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Тема нашего урока звучит так: "Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ".(слайд 2)
Цели урока: слайд 3
Задачи урока: слайд 4
Эпиграфом урока я взяла высказывание древнегреческого философа Менандра: "Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться". (слайд 5)
Слова настолько емкие, что комментарий излишен. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел, Вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
Новая тема.
Как вы знаете, одно из заданий ЕГЭ является сочинение- рассуждение. Чтобы хорошо сдать, мы должны научиться писать сочинения. Мы писали с вами в течение учебного года много сочинений, с чего мы начинали? Вспомним план сочинения.
(составляли план, вступление, основная часть, заключение; это относится к сочинениям на литературную тему.)
Сегодня мы будем говорить о сочинениях - рассуждениях. Существуют определённые требования к сочинению - рассуждению. Обратим внимание на план сочинения-рассуждения (слайд 6)
Если вы изложите мысли грамотно, последовательно и связно, правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме, ваше сочинение будет оценено высокими баллами. Поэтому небольшой экскурс в ЧАСТЬ С.
Что такое Часть. С?
Часть. С - это задание открытого типа с развернутым ответом.
Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в следующих аспектах.
- проблема, поставленная в исходном тексте;
- актуальность (комментарий ученика);
- комментирование проблемы исходного текста (комментарий ученика);
- авторская позиция (комментарий ученика);
- аргументы;
- вывод (собственное мнение).
1. Что такое проблема?
Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования...
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы "Чья это проблема?", "Что это за проблема?");
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
Неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
2. Что значит "прокомментировать" проблему?
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться "истории вопроса", т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
Прежде чем ответить на вопрос как комментировать, необходимо подумать о том:
- К какой категории относится избранная автором проблема;
- Насколько она злободневна;
- Что делает её злободневной;
- Традиционна ли эта проблема или новая;
- Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу;
- Если новая, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы;
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;
- Как характеризует автора выбор данной проблемы;
Чего не должно быть в комментариях.
Пересказа исходного текста или любой его части;
Рассуждений по поводу всех проблем текста;
Комментариев о действиях героев текста;
Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.
Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
- от частных фактов к формулировке проблемы;
- от формулировки проблемы к комментарию;
3. Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:
-"Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?"
-"Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?".
4. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
- Аргумент - довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
- Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
- Фоновый материал - материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни:).
5. Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
- тезис (положение, которое надо доказать);
- аргументация (доказательства, доводы);
- вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос "Почему?", а аргументы отвечают: "Потому что...". Существуют определённые виды аргументов:
- логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
- иллюстративные (литературный пример)
- предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе - по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
6. Собственное мнение.
Собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
Высший балл ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта. Следует помнить о том, что формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл.
ВЫВОД: Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения - способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.
7. Варианты начала сочинения.
Я вас хочу познакомить вариантами начала сочинений, чтобы вам легче было справиться с сочинением - рассуждением. Я составила клише для каждого аспекта, давайте, обратим внимание (слайды 7.8.9.10.11)
8. Совместная работа с текстом. Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения. (слайд 12)
(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор - семидесятидвухлетний москвич - пишет: "Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (3)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность... (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...
(5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?".
(7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, - это с вопросом "Кто сделал их такими?". (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (П) Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причин} так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.
(12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети". (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.
(16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин "шок будущего". (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.
(22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.
(26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это, разумеется, трудно, но необходимо.
(По Е. Кореневской)
- Прежде чем приступить к анализу текста, ответьте на следующие вопросы:
- о чем говорится в данном тексте?
- какие вопросы рассматривает автор? (отношение молодого поколения к старшему; Кто сделал их такими? Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? А кто лучше, мы или они?)
- какой вопрос автора волнует больше всего?
- как сам автор отвечает на поставленный вопрос?
- Определите проблему данного текста.
1. Проблема отцов и детей (как эпоха влияет на проблему взаимоотношения отцов и детей) 2. Проблема поиска взаимопонимания взрослых и детей (как научиться уважать взгляды друг друга?) 3. Проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте.
- Как вы думаете, конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации?
-Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни?
- Должны ли родители помогать детям в этот трудный период?
Авторская позиция:
- Какова позиция автора?
(Автор стремится донести до читателей мысль о том, что проблема отцов и детей считается вечной, важной. Согласны ли вы с этим?)
- конфликт отцов и детей - вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;
- переходный возраст - это трудное время не только для подростка, но и для родителей, от которых требуются терпение и понимание.
- современные подростки отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек, потому они в другое время живут, когда происходят стремительные изменения в обществе; молодые люди стойко выдерживают "исторические цунами";
- взгляды и нравы молодых заслуживают уважения. Поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей и тогда пропасть между поколениями исчезнет.
- А теперь обратим внимание на (слайд 13.)
Вывод: Позиция автора в художественных текстах ярко не выражена, а в публицистических текстах позиция автора ярко выражена. Она находится в конце текста.
Комментирование текста:
- определите стиль текста (публицистический)
- назовите основные черты публицистического стиля (информативность, устная и письменная форма, риторические фигуры(обращения, вопросы, побудительные предложения)
- какую задачу ставит перед собой автор текста? (привлечь внимание читателей к определенной проблеме. Призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение)
- назовите основные жанры публицистического жанра (статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления и речи)
- актуальна ли проблема, поднятая автором в наше время?
- как автор решает эту проблему? (он задает вопрос).
- каково мнение окружающих по поднятой проблеме?
Вывод: Обычно при комментарии художественного текста после актуальности пишется история, рассказанная автором, а потом автор комментирует краткий пересказ текста.
Аргументация собственной позиции: (слайд 14)
Учащиеся работают в парах.
А) Естественные доказательства.
(12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети". (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.
(16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас.
Б) Логические доказательства.
Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин "шок будущего". (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.
В) Опровергающая аргументация
Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.
Приведите аргументы из литературных произведений, поддерживающие вашу точку зрения.
Тургенев И.С. "Отцы и дети" (Евгений Базаров , герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", не видит в нежной, заботливой любви родителей ничего, кроме природного инстинкта. Он ироничен по отношению к отцу, стремящемуся встать в научных интересах наравне с сыном. Истинная любовь к родителям открывается у героя лишь накануне смерти, когда он просит Одинцову позаботиться о старших)
Короленко В.Г. "Дети подземелья" (Смерть матери разрушила отношения отца и сына. Знакомство с " дурным обществом" помогло Васе по-иному взглянуть на отца; случай с куклой уничтожил барьер, существовавший между отцом и Васей).
Лихачев "Письма о добром и прекрасном"
Вывод: Собственное мнение:
Какую точку зрения вы принимаете?
9. Напишите сочинение - рассуждение по данному клише.(слайд15)
Перед вами лежат памятки. Используйте при работе.
- Как мы начнем сочинение - рассуждение?
10. Проверка сочинений- рассуждений.
11. Итог урока. Сегодня на уроке мы научились:
- Определять последовательность анализа исходного текста.
- Научились анализировать тексты.
- Пополнили свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения - рассуждения.
12. Домашняя работа. (слайд 16)
13. Рефлексия.
Поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул ладошки в начале урока вперед ко мне? Если таковых нет, значит, урок удался. А если есть, придется задуматься над проблемами. (слайд 17)