Урок русского языка во 2-м классе по теме "Что такое корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ввести понятия корень слова и однокоренные слова;
  • формировать умение находить и выделять корень родственных слов;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
  • развивать познавательный интерес и познавательную активность путём привлечения занимательного материала и организации форм деятельности на уроке;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развивать мыслительную деятельность: наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:телевизор, компьютер, компьютерная презентация урока, раздаточный материал, учебник «Русский язык, часть I», авторы С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко.

Тип урока: комбинированный/

Вид урока: стандартный с применением мультимедийных технологий.

План:

I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала
VI. Самостоятельная работа
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. У: Сегодня на уроке мы продолжим наблюдение за словами, которые имеют общую часть и называются родственными.

III. Актуализация знаний

У: Предлагаю взять карточки, которые лежат в вашей рабочей тетради с написанным словом для игры «Мы слова родные, …».
По сигналу вам нужно встать с места и собраться в группы, которые объединяются по признаку родственных слов: слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.

  • Холодно, похоладало, холодок,холодненький, холодит
  • Ходить, выход, ходячий, заходить, переход, ходунки
  • Подводный, водица, вода, водичка, водянистый
  • Морозит, подморозило, морозец, морозный, заморозки
  • Лёд, ледник, ледовый, ледяной, подлёдная, ледянка

Группа, выполнившая работу, берётся за руки и поднимает их.

У: Давайте прочитаем слова и объясним, что объединило вас в одну группу.

Д: Мы собрались в одну группу потому, что считаем что слова, записанные на наших карточках – родственные.

Дети выбирают одного из участников группы, который читает слова. Остальные ученики проверяют правильность выполненной работы.
После презентации выполненной работы, дети садятся на место.

У: Предлагаю вам записать в тетради слова, которые встретились в вашей группе. (При проверке работ можно отследить уровень запоминания каждым ребёнком определённого количества слов и орфографическую зоркость). А теперь вспомните, что есть общего у этих слов.

Д: У этих слов есть общая часть.

IV. Изучение нового материала

У: Сегодня на уроке мы узнаем, как называется общая часть родственных слов и как по-другому можно эти слова назвать.

Презентация «Родственные слова».

Тема: Родственные слова (слайд 1)

У: Ещё раз вспомним правило, по которому мы можем определить, что слова являются родственными. Расскажите это правило друг другу в паре.

Дети рассказывают правило в паре друг другу.

У: А теперь проверьте себя (слайд 3)
Наблюдение за группой слов: лес, лесной, лесник, лесочек, перелесок.

У: Все ли слова понятны вам по своему лексическому значению? В случае затруднения, где можно найти толкование слова?

Д: Объяснение лексического значения слова можно найти в толковом словаре.

У: Из правила мы узнали о том, что у родственных слов есть общая часть (слайд 4). Общую часть родственных слов назвали корнем.
Интересно, почему же общей части родственных слов дали такое название? (слады 6, 7, 8, 9).
Какие родственные слова встретились в стихотворении?

Д: Сад, рассада, посадки, садовник, садовод.
У: Запишите эти слова в рабочую тетрадь. Выделите корень.

Физминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа с содержанием учебника.

У: Прочитайте правило на странице 107.
Выполните упражнение 167. (Работа выполняется устно, фронтально)

  • Человек, который ловит рыбу, –
  • Ловля рыбы –
  • Одна большая рыба –
  • Мелкая рыба –
  • Котлеты из рыбы –

У: А теперь запишем слово рыба, а рядом родственные слова, которые мы образовали. Выделите в словах окончание, основу и корень.

Работа с раздаточным материалом.

Вариативная работа.

У: Я предлагаю вам найти в филворде родственные слова. А затем назвать эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделить корень.
Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему.

I вариант:

II вариант:

Дети выполняют работу в паре.

VII. Итог урока

У: Какие слова мы подбирали, выделяли и записывали в течение урока?

Д: Мы записывали однокоренные слова.

У: Какие слова называются однокоренными?

У: Почему их так называют?

Д: У этих слов есть общая часть, которая называется корнем.

VIII. Домашнее задание

У: Закрепите правило на странице 107 и выполните упражнение 168. На уроке мы выполняли подобные задания.