Программное содержание: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; закреплять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь; стимулировать желание самостоятельно делать выводы.
Материал:
- баночки с зелеными, красными и синими крышками;
- пластмассовые стаканы, ватные «диски», тазики с водой;
- бутылочки 0,5 л с водой, соломинки;
- картонные листочки;
- пустые баночки без крышек;
- трубочки (соломинки).
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями. Открывается дверь, вбегает Баба Яга. (Слайд 1)
Баба Яга: А! Гостей пригласили, а меня не позвали?!
Воспитатель: Баба Яга, как ты нас нашла?
Баба Яга: Летела мимо и почувствовала, что воздух человечиной пахнет.
Воспитатель: Воздух пахнет?
Баба Яга: Да, воздух человечиной пахнет. Какие детки у вас красивые и вкусненькие наверно!
Воспитатель: Дети у нас не только красивые, но и умные. Ребята, Баба Яга, говорит, что воздух пахнет, это так?
Дети: Нет, воздух не пахнет.
Баба Яга: Меня не обманешь, мой нос меня еще никогда не подводил.
Воспитатель: Давайте докажем Бабе – Яге, что она не права. Вдохните носом, вы чувствуете запах воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь подойдите к столам, что вы видите? (Слайд 2)
Воспитатель: Они пустые?
Дети: Нет, В них воздух.
Воспитатель: Откройте баночки с синей крышкой и скажите, что в них находилось?
Дети: Лимон.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Почувствовали запах лимона.
Воспитатель: А теперь откройте баночки с красной крышкой, что в них находилось?
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Почувствовали запах чеснока.
Воспитатель: Откройте баночки с зеленой крышкой, что находилось в этих баночках?
Дети: Лук.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Почувствовали запах лука.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чистый воздух не пахнет, он присваивает запахи других веществ.
Баба Яга: Ладно, убедили, чистый воздух не пахнет. Только где же ваш воздух?
Дети: Он везде.
Воспитатель: Сейчас мы тебе это докажем. Баба Яга, как ты думаешь, эти стаканчики пустые?
Баба Яга: Да, конечно!
Дети: Нет, в них находится воздух.
Воспитатель: Посмотри внимательно Баба Яга, что мы тебе покажем.
Возьмите стакан, положите в него ватный «диск». Теперь, крепко придерживая стакан за дно, опускаем его горлышком вниз в таз с водой. Ребята, вода входит в стакан? (Слайд 3)
Дети: Нет.
Воспитатель: Что ей мешает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А теперь аккуратно поднимаем стакан, посмотрите, вата осталась сухой?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода не проникла в стакан, т. к. в ней находился воздух и не позволял воде проникнуть внутрь и намочить вату.
Воспитатель: Баба Яга, ты убедилась, что воздух везде. Он всегда рядом. Твоему организму все время необходим воздух. Ты получаешь его при дыхании. Так же как и все люди. Тебе интересно узнать, есть ли воздух в твоих легких?
Баба Яга: Да.
Воспитатель: Перед нами лежат бутылочки, полностью наполненные водой. Возьмите их, опускайте бутылочку горлышком вниз в таз с водой, снимите крышку, и под водой вставьте соломинку в бутылочку. Наберите побольше воздуха в легкие и дуйте изо всех сил в соломинку. Воздух из легких поступает в бутылочку и вытесняет воду, т. е. в бутылочке образуется пустота. Чем больше воздуха вы наберете в легкие, тем больше воды вытесните из бутылки. (Слайд 4)
Вывод: Воздух есть везде.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем, выходите танцевать.
Физминутка «Ветерок» (Слайд 5)
Баба Яга: Вы, такие умные, все знаете. А знаете ли вы, что такое ветер?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Как можно узнать, что на улице ветер?
Дети: За окном видно, как раскачиваются ветки деревьев, летят листья.
Воспитатель: А можно самим создать ветер?
Дети: Подуть на ладошку.
Воспитатель: Баба Яга, ну-ка, подуй ладонь, что ты чувствуешь? (Слайд 6)
Баба Яга: Приятный ветерок.
Воспитатель: А теперь помаши листочком перед собой, и вы, берите листочки, помашите ими, что чувствуешь Баба Яга?
Баба Яга: Тоже ветерок.
Воспитатель: Ребята, почему появился ветерок?
Дети: Баба Яга размахивала листочком и ладошкой перед собой, приводила в движение воздух.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Баба Яга: А глаз у меня «алмаз», но воздуха я не вижу.
Воспитатель: Сейчас мы тебе его покажем. Подходите сюда (подходят к столу), берем баночку, опускаем вверх дном в таз с водой, давим на дно и прижимаем ко дну тазика, теперь осторожно наклоняем банку. (Слайд 7)
Воспитатель: Баба Яга, что ты видишь?
Баба Яга: Пузырьки.
Воспитатель: Дети, объясните, почему появились пузырьки?
Вывод: Вода вытесняет воздух, он выходит из банки, и появляются пузырьки воздуха.
Баба Яга: Молодцы, какие! Я воздух увидела, почувствовала, а теперь хочу его услышать!
Воспитатель: А мы тебе поможем его услышать. Возьмите трубочки, приложите их к губам и подуйте в них. Баба Яга, ты слышишь? (Слайд 8)
Баба Яга: Да, я его услышала!
Воспитатель: Ребята, что слышит Баба Яга? Что происходит, когда мы дуем в трубочку?
Дети: Мы выдуваем воздух, который был внутри нас, он дрожит, и появляется звук.
Вывод: Когда дрожит воздух – появляется звук.
Баба Яга: Увидеть, услышать, почувствовать, все перемешалось у меня в голове!
Воспитатель: Не переживай, сейчас дети тебе обо всем напомнят. Итак, что мы можем сказать о воздухе? (Слайд 9)
Дети:
- Чистый воздух не пахнет. Он присваивает запахи других веществ.
- Воздух можно увидеть.
- Воздух можно услышать.
- Воздух можно почувствовать.
Баба Яга: Спасибо, ребята! Много интересного я узнала. Зовите меня на занятия, хочу все знать, быть такой же умной, как и вы. Но мне пора отправляться домой.
Воспитатель: Баба Яга не спеши, ребята тебя проводят.
Прощаемся с гостями. Выходим из зала.