Образовательная деятельность по познавательно-речевому направлению с элементами исследования с ИКТ для детей старшего возраста "В гости к Бабе-яге"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; закреплять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь; стимулировать желание самостоятельно делать выводы.

Материал:

  • баночки с зелеными, красными и синими крышками;
  • пластмассовые стаканы, ватные «диски», тазики с водой;
  • бутылочки 0,5 л с водой, соломинки;
  • картонные листочки;
  • пустые баночки без крышек;
  • трубочки (соломинки).

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями. Открывается дверь, вбегает Баба Яга. (Слайд 1)

Баба Яга: А! Гостей пригласили, а меня не позвали?!

Воспитатель: Баба Яга, как ты нас нашла?

Баба Яга: Летела мимо и почувствовала, что воздух человечиной пахнет.

Воспитатель: Воздух пахнет?

Баба Яга: Да, воздух человечиной пахнет. Какие детки у вас красивые и вкусненькие наверно!

Воспитатель: Дети у нас не только красивые, но и умные. Ребята, Баба Яга, говорит, что воздух пахнет, это так?

Дети: Нет, воздух не пахнет.

Баба Яга: Меня не обманешь, мой нос меня еще никогда не подводил.

Воспитатель: Давайте докажем Бабе – Яге, что она не права. Вдохните носом, вы чувствуете запах воздуха?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь подойдите к столам, что вы видите? (Слайд 2)

Воспитатель: Они пустые?

Дети: Нет, В них воздух.

Воспитатель: Откройте баночки с синей крышкой и скажите, что в них находилось?

Дети: Лимон.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Почувствовали запах лимона.

Воспитатель: А теперь откройте баночки с красной крышкой, что в них находилось?

Дети: Чеснок.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Почувствовали запах чеснока.

Воспитатель: Откройте баночки с зеленой крышкой, что находилось в этих баночках?

Дети: Лук.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Почувствовали запах лука.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Чистый воздух не пахнет, он присваивает запахи других веществ.

Баба Яга: Ладно, убедили, чистый воздух не пахнет. Только где же ваш воздух?

Дети: Он везде.

Воспитатель: Сейчас мы тебе это докажем. Баба Яга, как ты думаешь, эти стаканчики пустые?

Баба Яга: Да, конечно!

Дети: Нет, в них находится воздух.

Воспитатель: Посмотри внимательно Баба Яга, что мы тебе покажем.

Возьмите стакан, положите в него ватный «диск». Теперь, крепко придерживая стакан за дно, опускаем его горлышком вниз в таз с водой. Ребята, вода входит в стакан? (Слайд 3)

Дети: Нет.

Воспитатель: Что ей мешает?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А теперь аккуратно поднимаем стакан, посмотрите, вата осталась сухой?

Дети: Да.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода не проникла в стакан, т. к. в ней находился воздух и не позволял воде проникнуть внутрь и намочить вату.

Воспитатель: Баба Яга, ты убедилась, что воздух везде. Он всегда рядом. Твоему организму все время необходим воздух. Ты получаешь его при дыхании. Так же как и все люди. Тебе интересно узнать, есть ли воздух в твоих легких?

Баба Яга: Да.

Воспитатель: Перед нами лежат бутылочки, полностью наполненные водой. Возьмите их, опускайте бутылочку горлышком вниз в таз с водой, снимите крышку, и под водой вставьте соломинку в бутылочку. Наберите побольше воздуха в легкие и дуйте изо всех сил в соломинку. Воздух из легких поступает в бутылочку и вытесняет воду, т. е. в бутылочке образуется пустота. Чем больше воздуха вы наберете в легкие, тем больше воды вытесните из бутылки. (Слайд 4)

Вывод: Воздух есть везде.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем, выходите танцевать.

Физминутка «Ветерок» (Слайд 5)

Баба Яга: Вы, такие умные, все знаете. А знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель: Как можно узнать, что на улице ветер?

Дети: За окном видно, как раскачиваются ветки деревьев, летят листья.

Воспитатель: А можно самим создать ветер?

Дети: Подуть на ладошку.

Воспитатель: Баба Яга, ну-ка, подуй ладонь, что ты чувствуешь? (Слайд 6)

Баба Яга: Приятный ветерок.

Воспитатель: А теперь помаши листочком перед собой, и вы, берите листочки, помашите ими, что чувствуешь Баба Яга?

Баба Яга: Тоже ветерок.

Воспитатель: Ребята, почему появился ветерок?

Дети: Баба Яга размахивала листочком и ладошкой перед собой, приводила в движение воздух.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Баба Яга: А глаз у меня «алмаз», но воздуха я не вижу.

Воспитатель: Сейчас мы тебе его покажем. Подходите сюда (подходят к столу), берем баночку, опускаем вверх дном в таз с водой, давим на дно и прижимаем ко дну тазика, теперь осторожно наклоняем банку. (Слайд 7)

Воспитатель: Баба Яга, что ты видишь?

Баба Яга: Пузырьки.

Воспитатель: Дети, объясните, почему появились пузырьки?

Вывод: Вода вытесняет воздух, он выходит из банки, и появляются пузырьки воздуха.

Баба Яга: Молодцы, какие! Я воздух увидела, почувствовала, а теперь хочу его услышать!

Воспитатель: А мы тебе поможем его услышать. Возьмите трубочки, приложите их к губам и подуйте в них. Баба Яга, ты слышишь? (Слайд 8)

Баба Яга: Да, я его услышала!

Воспитатель: Ребята, что слышит Баба Яга? Что происходит, когда мы дуем в трубочку?

Дети: Мы выдуваем воздух, который был внутри нас, он дрожит, и появляется звук.

Вывод: Когда дрожит воздух – появляется звук.

Баба Яга: Увидеть, услышать, почувствовать, все перемешалось у меня в голове!

Воспитатель: Не переживай, сейчас дети тебе обо всем напомнят. Итак, что мы можем сказать о воздухе? (Слайд 9)

Дети:

  • Чистый воздух не пахнет. Он присваивает запахи других веществ.
  • Воздух можно увидеть.
  • Воздух можно услышать.
  • Воздух можно почувствовать.

Баба Яга: Спасибо, ребята! Много интересного я узнала. Зовите меня на занятия, хочу все знать, быть такой же умной, как и вы. Но мне пора отправляться домой.

Воспитатель: Баба Яга не спеши, ребята тебя проводят.

Прощаемся с гостями. Выходим из зала.