Конспект урока обучения грамоте "Буква Ее в начале слова и после гласной" по образовательной системе "Перспектива"

Разделы: Начальная школа


Основное, что должен делать учитель, работая по новым образовательным стандартам, – это проводить урок по деятельностному методу.

Основными этапами на данном уроке являются:

1. Самоопределение к деятельности. Дети настроились работать на уроке со звуками и буквами.

2. Актуализация знаний. Восстановили знания о букве е, обозначающей мягкость предшествующего согласного и создали условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

3. Постановка учебной задачи. Здесь большую роль сыграла ситуация «яркого пятна» в образе литературного героя. Было предложено ребятам задание, выполнение которого предусматривало трудности, так как впервые изучается одна из четырех «хитрых» букв. Ученики не все справились с заданием, испытали явное затруднение. Многие применили уже известный способ обозначения схемой гласного звука. Разное выполнение ими одного и того же задания выявило проблему, в ходе решения которой дети сами «открыли» новые знания.
Этап постановки учебной задачи плавно перешел в этап

4. «Открытия детьми нового знания»

5. Первичное закрепление материала.
Проговаривание нового знания при выборе лишнего слова, расширение понятия «хитрой» буквы е, когда она стоит после гласного звука, развитие логики детей.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение произошло при работе с учебником. На этом этапе дети читали текст с новой буквой, реализовали свои возможности в самом простом виде групповой работы — работа в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Дети должны справиться с дифференцированными заданиями: задавать вопросы по содержанию, найти слова с буквой е в начале слова и после согласных, многозначные слова в тексте.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Этот этап урока помог мне выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Он показал, что дети материал поняли. Еще был переброшен мостик для положительной мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

На данном уроке использована система дидактических принципов:

1. Принцип деятельности – ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности.
2. Принцип целостности – изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
3. Принцип минимакса – обучение в зоне ближайшего развития и государственного стандарта знаний.
4. Принцип психологической комфортности.
5. Принцип творчества.
6. Принцип непрерывности.

Применены технологии:

  • Деятельностного метода
  • Личностного ориентирования:
    • разноуровневые самостоятельные работы
    • оценка себя, как умелого, знающего ученика
    • стимулирование учащихся
  • Здоровьесберегающие технологии:
    • состояние психологического микроклимата

Цели урока:

  • Деятельностная:
    • формирование у учащихся умений построения новых знаний;
    • учить различать на слух сочетания [йэ] и обозначать их буквами е, Е.
  • Содержательная: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в неё новой буквы.
  • Развивающая: развивать воображение, внимание, мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать коммуникативные отношения между учащимися.

Учащиеся должны: уметь различать на слух звуки йэ в начале слова и после гласных, обозначать два звука буквой е.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

1. Самоопределение к деятельности 1, 2, 3, 4, 5.
Пришла пора урок начать!
Встали.  
А урок у нас обычный? Нет!  
Почему? У нас гости!  
А, значит, дружно повернулись —
и, гостям все … улыбнулись.
Поворачиваются к гостям, дарят улыбки и приветствуют.  
Какой урок у нас сейчас? Азбука!  
2. Актуализация знаний А это значит: мы работаем над звуками... и буквами Слайд №1
аоуиеыэ
Посмотрите, ребята, на экран и ответьте на вопрос: что общего у этих букв? Они обозначают гласные звуки.
Можно ли среди них выделить лишнюю букву? Буква е. Она не имеет своего звука. Слайд 2
Буква е
А какую же работу выполняет буква е, когда стоит после согласного звука? Смягчает согласный звук. Слайд 3
мел
3. Постановка учебной задачи. Ребята, буква е не только смягчает согласный звук. Она выполняет еще одну хитрую работу. Хотите узнать, какую? Да!  
Помогать нам будет один из героев русских народных сказок. Как его зовут, вы скажете, когда отгадаете загадку. Прочитаем её все вместе. Читают про себя с экрана.
Вымолвил словечко
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю.
Слайд 2
Загадка
Как зовут нашего героя? Емеля! Слайд 3
Емеля на печи
  Емеля ехал, ехал, ехал
Закройте глаза, ребята.
На печи к нам в класс заехал! Открывается картина Емели на доске
Закрывают глаза.  
4. «Открытие детьми нового знания». А мы можем написать слово Емеля? Нет! Мы не знаем все буквы в этом слове
А если не буквами, то, как еще можно записать слово Емеля? Звуковой схемой.
Давайте запишем звуковую схему слова Емеля. Возьмите файлы и фломастеры. 1 ученик работает у доски со звуковыми схемами и
индивидуальная работа на файлах.
Итак, проверяем.  
Сколько слогов в слове Емеля? 3 слога.
Докажите. 3 гласных — 3 слога.
Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге… 1 звук… 2 звука
У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук.  
— Почему задание одно, а ответы разные? Затруднение...
Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв.  
Произнесем первый слог протяжно йэ
Какие звуки слышим? Мягкий согласный звук и гласный звук
Итак, мы слышим 2 звука. Дорисуйте знак мягкого согласного, у кого нет.
А сколько букв поставим под этот слог?
Дети поправляют схему

Одну! Пишут букву Е.

Какую? Е!
Слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где, ребята? В начале слова.
Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать. Е-меля.
А в каком слоге еще есть буква е? Во втором.
Ставит букву е Пишут е
Все теперь догадались, почему сегодня Емеля у нас в гостях? Тема нашего урока буква е
А в слове Емеля 2 буквы е.
  Эту хитрую букву е, которая может обозначать 2 звука, сегодня мы продолжим изучать.  
5. Первичное закрепление материала. Прошу внимания снова на экран!  
Прочитайте слова ел ели еловые Слайд 4
ел ели еловые
Что общего в этих словах? Буква е  
Где она стоит в слове? В начале.
Сколько звуков обозначает буква е в начале слова? 2 звука
А теперь среди них найдите лишнее слово? Еловые Слайд 5
еловые
По какому признаку вы его выбрали? 2 буквы е в начале и в конце  
После какой буквы стоит вторая гласная е? После буквы Ы.
А какой это звук? Гласный.
Произнесите слово еловые по слогам. Е-ло-вы-е
Сколько звуков обозначает буква е, когда стоит после гласного? Тоже 2 звука.
Добавим к этому слову другие. Прочитайте. поел красивые Слайд 6 еловые поел красивые
Чем похожи эти слова? В каждом слове е стоит после гласных и обозначает 2 звука.  
Физминутка Сейчас немного отдохнем
Физминутку проведем

Покажите, с какой буквы пишется слово Емеля?
А сейчас будьте внимательны: если в слове есть хитрая буква е — выполняем два прыжка.
Если нет её — в ладоши два хлопка.

Показ заглавной буквы Е

Егор эхо Елена
Енот тигр ели сосны вишня ежевика ежи этаж

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение Откройте учебники на стр. 102. Открывают учебники.
С какой буквой мы работаем на уроке? С буквой Е
Что вы о ней знаете? Это гласный звук. Если стоит в начале слова и после гласной обозначает 2 звука.
А теперь давайте порадуем Емелю чтением рассказа.
Прочитайте его название.
«Каникулы»
Что означает это слово? Отдых от учебы.
Трудные слова мы уже прочитали с экрана.  
А сейчас прочитаем весь текст. Когда дочитаем рассказ, готовьте в паре вопросы по содержанию текста. Читают цепочкой.
Кто хочет поделиться своими интересными вопросами и ответами? Работа в парах.
Задают друг-другу вопросы и отвечают на них.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

А теперь будет задание сложнее. Найдите слова с хитрой буквой е. Ели, еловые, ели, красивые.
Вы два раза назвали слово ели. Что оно означает в первом предложении? Деревья.
А когда говорится «ели пироги»? Кушали.
Мы говорили о том, что есть такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Кто помнит, как они называются? Многозначными.
А теперь прочитайте загадочный текст, и отгадайте, кто еще в домике живет. Чтение текста «Кто Егор?»
Кот
Как догадались? Лапки моет кот. Из ребуса.
Ребята, Емеля тоже проезжал мимо этой избушки, увидел красивые ели и привез нам одну в подарок.  
Выставляется елка.  
К какому празднику? К новому году!
Но эта ель, ребята, украшена не простыми игрушками. А какими, посмотрите! Буквенными!
Слоговыми!
Только здесь не хватает последнего шара с буквой, который зажжет нашу ёлочку.  
Найти его вам помогут Емелины друзья, которых он пригласил на праздник. Они уже здесь. Посмотрите на них и прочитайте слоги. Нот
жи
Какой буквы не хватает в их названиях? Прочитайте эти слова.
А где будет её место на ёлке?
Буквы е!
Ежи енот.
На макушке!
Скажем вместе: по щучьему велению, по нашему хотению –Закройте глазки ёлочка, гори! По щучьему велению, по нашему хотению – ёлочка, гори!
Зажигается ёлочка Хлопают в ладоши.
Ребята, а на этих веточках Емеля подсказал мне поставить вот эти шары. Сумеете их прочитать? Умелые.
Как вы думаете, про кого он так сказал? Про нас!
И так, мои умелые, в каких местах в слове мы сегодня искали букву е?
Какие хитрости буквы е вы узнали сегодня на уроке?
В начале слова и после гласной.
Обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.
Кто научился читать слова с хитрой буквой е — поставьте на файле!
А кто в этом сомневается — поставьте ?
Ставят ! или ?
Вопросы по ходу диагностики Комментируют свой выбор.
Покажите файлы гостям и своей замечательной улыбкой поблагодарите их за внимание. Показывают файлы гостям.
На этом урок Азбуки закончился, но Емеля с нами не прощается, на уроке письма он посмотрит, как вы красиво напишете букву с его именем.
Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке.