Цель урока: сформировать представление о световых явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие прямолинейности распространения света в однородной среде (доказать лабораторным способом);
- сформировать понятие светового луча;
- понять механизмы образования тени и полутени;
- сформировать представление о световых явлениях, объяснить природу Солнечного и Лунного затмений.
Развивающие:
- формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории;
- формировать умение планировать эксперимент, делать выводы и заключения;
- формировать умение решать поставленную проблему.
Воспитательные:
- показать практическое значение знаний о световых явлениях;
- продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока:
- объяснительно-иллюстративный;
- экспериментальный.
Оборудование:
- Экран.
- Свеча (лампа с источником тока).
- Предмет на подставке, от которого получают тень.
- Влажные салфетки, колпачки с держателем.
- Ученическая линейка.
- Модель «Солнечного и Лунного затмения».
План урока:
№п/п | Этап урока | Время (минуты) |
1 | Оргмомент | 1 |
2 | Целеполагание и мотивация | 4 |
3 | Изучение нового | 15 |
4 | Лабораторная работа | 13 |
5 | Первичное закрепление учебного материала | 5 |
6 | Рефлексия | 5 |
7 | запись домашнего задания | 2 |
При изучении нового материала используется:
- А.Е. Гуревич «Физика химия» 6 класс, рабочая тетрадь на печатной основе, издательство «Дрофа», 2010.
- А.Е. Гуревич учебник, «Физика химия» 5-6 класс, Москва, издательство «Дрофа», 2010. стр. 105.
Ход урока
Урок начинается с интриги (слайд 1).
Учитель: ребята, вы обратили внимание, на то, что Физикон и Химила одеты сегодня не совсем обычно? (ученица в черном плаще и черной шляпе, ученик в белом плаще и белой шляпе).
Ученики: да.
Учитель: Физикон и Химила помогут нам узнать тему урока.
Дети читают стихи
Девочка:
Он был рожден из солнечных лучей,
Из бликов, вспышек, отсветов рассвета,
Сливался с небом цвет его очей,
Встречали новорожденного ветры.
Мальчик:
Она в бездонном мраке родилась,
Подземная река её качала,
В её глазах с рожденья разлилась
Тьма без границ, без меры, без начала.
Учитель: о чем идет речь в прочитанных стихотворениях? Подумайте, и сформулируйте тему урока.
Ученики: речь идет о появлении света и тени. Тема урока «Свет и тень» Слайд 2.
Учитель: вы уже владеете некоторой информацией по данной теме слайд 3: из жизненного опыта, материала, изученного вами ранее на пропедевтических уроках физики. Для того чтобы свет распространялся в пространстве необходим источник. Какие виды источников вы знаете? Как распространяется свет в однородной среде?
Ученики: существуют естественные (приводят пример: Солнце, Луна, молния …) и искусственные (приводят пример: лампа накаливания, дисплей телевизора …) источники света. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.
Учитель: этих знаний недостаточно, чтобы объяснить ряд явлений, которые происходят в природе. Сегодня вы сможете объяснить такие загадочные и вызывающие постоянный интерес у людей явления природы, как Солнечное и Лунное затмения, сможете объяснить причину возникновения тени.
Перед вами таблица с информацией (слайд 4), предлагаю вам, используя жизненный опыт, для себя определить уровень знаний по данным вопросам и в каждой клеточке поставить знак, указанный ниже на слайде (1 минуту ученики ставят знаки у себя в рабочей тетради на полях). Каждый для себя определяет цель согласно обозначенным вопросам. Продолжим урок.
Что вы увидели на сладах 5, 6?
Ученики: световые лучи.
Учитель: сделайте вывод о распространении света.
Ученики: свет в однородной среде распространяется прямолинейно, распространение света можно наглядно представить с помощью лучей.
Учитель: следовательно, световой луч – это прямая линия, вдоль которой распространяется энергия от источника.
Древние египтяне использовали прямолинейность распространения света для установки колонн вдоль одной линии.
Подумайте, что произойдет, если световой луч встретит на своем пути непрозрачную преграду? Слайд 7.
Ученики: если световой луч на своем пути встретит непрозрачную преграду, то он не пройдет через неё и в данной области пространства будет тень.
Учитель: а задумывались ли вы: почему тень всегда темнее окружающего пространства? Слайд 8.
Ученики: тень всегда темнее окружающего пространства потому, что в эту область не попадает энергия от источника.
Учитель: сделаем вывод, что собой представляет тень?
Ученики: тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Учитель: подведем итог: вы познакомились с понятием светового луча, тени, причиной появления тени (дети коротко обобщают), это все физические явления, которые нам дают возможность познавать окружающий мир. Сейчас предлагаю вам выполнить ряд упражнений (физминутка), чтобы познать себя, как Я воспринимаю мир:
- все встали;
- скрестить кисти рук и несколько раз поднимите руки вверх, обратите внимание на какой руке большой палец находится вверху, если левой – запишите букву Л, если правой – букву П;
- скрестите руки на груди, посмотрите какая рука лежит сверху, если левая –Л, правая – П;
- рукой покажите горизонтальную плоскость, в этой плоскости выполните хлопки руками, заметьте какая рука сверху, запишите результат.
Вывод на слайде 9.
Любое теоретическое обоснование находит подтверждение в практике.
Воспользуйтесь тетрадью на печатной основе стр. 22.
Вам предлагают выполнить лабораторную работу №6 «Свет и тень», прежде чем приступить к её выполнению, прочитайте ход работы, спланируйте её выполнение (2 минуты). Внимательно посмотрите на приборы, которые находятся на парте, назовите их.
Ученики: свеча, экран, картонная модель Химилы, спички, влажные салфетки, колпачки с держателем, линейка ученическая.
Учитель: какова техника безопасности в работе?
Ученики: не допускать соприкосновения рук и других частей тела с пламенем свечи, гасить пламя с помощью колпачка, свечу ставить на влажную салфетку.
Учитель: сформулируйте цель работы.
Ученики: получить тень от предмета на экране, определить зависимость размеров тени на экране от расстояния предмета до источника света.
Учитель: если вопросов нет, приступайте к выполнению эксперимента с заполнением пропусков в тетради на печатной основе. (13 минут).
После выполнения лабораторной работы ученик на доске выполняет построение и делает вывод по работе:
- так как свет в однородной среде распространяется прямолинейно, то на экране от силуэта Химилы получили четкую тень, следовательно, энергия в эту область от источника не попадает;
- размеры тени зависят от расстояния предмета до источника (показывает построением).
Ученики делают вывод: чем меньше расстояние от предмета до источника света, тем размеры тени больше, и наоборот.
Учитель: образованием тени объясняются такие явления как:
Солнечное затмение слайд 10, 11. Лунное затмение слайд 12.
Учащимся предлагается на модели «Солнечного и Лунного затмения» показать расположение небесных тел и сделать вывод о том, как располагаются небесные тела по отношении друг к другу при данных явлениях. Проверяют по изображению на слайдах 13, 14.
Учитель: какими физическими явлениями вы пополнили сегодня свои знания (ученики высказываются) подведем итог, вернемся к началу урока слайд 15. Перед вами таблица, с которой начали урок. Соотнесите поставленные знаки в начале урока с теми знаниями, которые вы получили в конце урока и исправьте их. У кого остались в таблице знаки «-» и «=»?
Ученики поднимают руку, если имеются такие дети в классе, то проводится коррекция по вопросам.
Мы много говорили с вами о значимости света в жизни человека. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой за счет распространения света. Представьте окружающий мир без света, проведем «Минутный эксперимент», закройте глаза и ужасно представить себе «жизнь во тьме». Так и внутренний мир человека - это свет и тень. В обыденной жизни мы часто используем слово «свет», приведите примеры (ученье – свет, а неученье тьма …). Я предлагаю вам прочитать афоризмы (Слайд 16) записать наиболее понравившиеся вам.
Домашнее задание на выбор по желанию учеников слайд 17.
- Почему не все люди на Земле видят полное Солнечное и Лунное затмения? Показать на чертеже.
- Люди каких профессий используют в своей работе свет и тень?
- Экспериментальное задание №1, стр. 23 в тетради на печатной основе.
- Смысл высказываний и афоризмов.
- Учебник, стр. 105. теоретическая часть (для всех учащихся).
При выполнении домашней работы воспользуйтесь необходимой литературой или сетью Интернет.
Ребята, оцените свою работу на уроке (дети знают: если большой палец руки, сжатой в кулачок, направлен вверх – оценка «отлично», направлен в сторону – «хорошо», направлен вниз – урок не понравился).
Провели рефлексию урока, всем спасибо за работу.