Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • образовательно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

В нашем ДОУ вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников часто рассматриваются на педсоветах, консультациях, семинарах. Мы анализируем работу, делимся опытом, учимся друг у друга.

При выборе здоровьесберегающих педагогических технологий педагоги ориентируются на программу, по которой работает дошкольное учреждение, конкретные условия дошкольного образовательного учреждения, а также показания заболеваемости детей.

Основными задачами воспитательно-образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте на основе ЗОЖ являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего самочувствия; закаливание организма и совершенствование его функций; формирование умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности. Большое внимание уделяется выработке правильной осанки. Необходимо учить детей осознавать ценности ЗОЖ, воспитывать потребность бережно относиться к своему здоровью, знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения.

Решая данные задачи, педагоги используют в своей работе разнообразные формы и методы. С целью сохранения и стимулирования здоровья детей во время занятий проводятся физминутки по 2-5 минут, по мере утомляемости детей, на начальном этапе утомления, так как при сильном утомлении выполнение упражнений не даёт желаемого результата. В зависимости от вида занятия могут включать в себя различные элементы (на занятиях по изо – гимнастика для глаз, корригирующие упражнения на формирование осанки и т. д.). Используются разнообразные упражнения, так как однообразие снижает интерес, следовательно, и результативность.

Ежедневно на прогулке проводятся подвижные игры, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и рекомендованы программой: «Цветные автомобили», «Зайцы и волк», в группе игры средней и малой подвижности «Кто тебя позвал», «Лети, листок, ко мне в кузовок». Организуя подвижные игры, педагоги учитывают предшествующую деятельность детей. В дни, когда проводятся физкультурные и музыкальные занятия, планируется самостоятельная деятельность детей на прогулке.

Так как в группах почти все дети с речевыми проблемами, систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 3-5 минут ежедневно. С этой целью используются разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т.д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно проводятся пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения.

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, проводится гимнастика для глаз («Самолёт», «Снежинки» и др.)

Ежедневно после дневного сна в течение 5-10 минут проводится закаливание. Комплекс закаливания включает дыхательную гимнастику, корригирующую гимнастику на выработку правильной осанки, ортопедическую гимнастику на профилактику плоскостопия. В комплекс закаливания включаются элементы самомассажа («Дождик» – массаж спины, «Нос умойся» – массаж лица и др.).

Для сближения детей, сплочения детского коллектива проводятся коммуникативные игры «Дождик», «Раздувайся пузырь» и др. Интересные игры можно найти в книге О.Е. Смирновой «Особенности общения с дошкольниками». Данные игры помогают создать эмоционально благоприятную обстановку в группе.

В занятия по познавательному развитию педагоги включают занятия из серии «Здоровье» – «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Витамины из корзины» и др. На данных занятиях учат детей бережному отношению к своему здоровью. Интересный материал представлен в книге Т.А. Шорыгиной «Беседы о здоровье».

Педагоги используют в своей работе технологии музыкального воздействия. Для снятия психоэмоционального напряжения, перед сном включают детям спокойную классическую музыку. Звучание музыки перед сном даёт ребёнку возможность успокоиться, снять раздражение. В группах имеются диски и кассеты (сборник «Одинокий пастух», «Голоса дельфинов», «Малыш у озера» и др.)

Таким образом, педагоги используют в своей работе различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий, которые играют важную роль в организации воспитательно-образовательной работы. Считаем, что применение в работе данных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Конечно же, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счёте, наши дети, наше будущее.

Литература:

1. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века: Пособие для исследователей и практических работников/Авт.-сост. Ю.Е.Антонов и др. – М.: Аркти, 2000. – 88с.
2. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В.И. Орла и С.Н.Агаджановой. – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 171с.
3. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет: обзор программ дошкольного образования / С.С. Прищепа. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с
4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М. : Владос, 2004. – 150 с.