Задачи : Изучение проблем филогенетики и закономерностей эволюции органического мира, позволяющий раскрыть пути использования исторического подхода к изучению явлений живой природы. Дать научное объяснение истории развития животного и растительного мира с применением новейших технологий позволяющие показать разнообразие и многообразие древней жизни.
Образовательная задача: Добиться усвоения учащимися знаний доказательств макроэволюции основных направлений и путей исторического развития живой природы, главных ароморфозов и идиоадаптаций в мире растений и животных.
Воспитательные задачи: Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы и продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, выявление противоречивого характера этого процесса.
Развивающие задачи: Формирование умения выявлять основные ароморфозы и идиоадаптации в мире растений и животных, раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции, дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы. Развитие творческой активности учащихся используя новейшие технологии.
Тип урока: Комбинированный (проблемный)
Метод: Дидактический
Оборудование: компьютер, таблица, рисунки, полезные ископаемые.
Ход урока
1. Закрепление изученного материала.
Здравствуйте.
На прошлом уроке мы с Вами начали изучать очень интересную и важную тему «Развитие жизни на Земле».
Какую эру Земли и основные направления эволюции мы изучали?
Сейчас наша с вами задача состоит в том, чтобы закрепить изученный материал. 4 ученика работают за компьютером, где они выполняют домашнее тестовое задание на 5-10 мин. А с остальными работаем устно- фронтальный опрос.
Тест ( компьютер):
- Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет
б.3500 млн лет
в. 2000 млн лет - Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет
б. 3500 млн лет
в. 900 млн лет - Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза
б. кислородное дыхание
в.половой процесс
г. многоклеточность - Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни
б.древнейшая жизнь
в.древняя жизнь - К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции
б.биологическому прогрессу
в.дегенерации
г.идиоадаптации
Работа с классом:
- По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды.
- Расскажите, как и как возникли первые живые организмы.
- Какие важные ароморфозы произошли в архейскую эры. Какое это имело значение для развития жизни на Земле.
- Когда и в, результате, каких процессов появился в атмосфере Земли кислород. Как это, отразилось ,на развитие жизни.
- Объясните одновременно существование различных способов дыхания, питания, размножения и простых и сложных организмов.
- Какова идиоадаптация архейской эры.
- По какому принципу шло развитие архейской эры. Докажите.
- Приведите примеры живого мира архейской эры.
Подвести итоги тестового задания и опроса домашнего задания.
3. Новая тема.
Объяснение с использованием компьютера . Презентация по теме « Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах»
Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях «« Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах».
На границе архейской и протерозойской эр произошло усложнение строения и функций организмов, что положило начало биологической эволюции. Протерозойская эра длилась 2000 млн лет.
Каков ландшафт протерозойской эры , где сосредоточена жизнь.
Климат : Стал более суровым , ледниковый покров распространился почти по всей планете.
Суша: Была безжизненной , но по берегам начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий, водорослей и грибов. Господствовали сине-зеленые водоросли, сменившиеся обилием зеленых водорослей, в том числе и многоклеточных, которые в эволюционном отношении были более совершенными по способу питания , размножения и строения( листья, стебель, корень). Но все же жизнь была сосредоточена в воде.
Проследить эволюцию протерозойской эры сложно, т.к. происходил процесс перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков. В результате сохранились остатки бактерий , водорослей, грибов, низших беспозвоночных и низших хордовых.
Крупным шагом было появление организмов с :
- 2-х сторонней симметрией тела(передний, задний отдел, левая и правые стороны, спинная и брюшная поверхности, каждая из которых выполняет свою функцию.
- Многоклеточность.
Как называется гипотеза о возникновении многоклеточных организмов и кем она была создана ?
Какой живой организм был взят за основу гипотезы многоклеточности , какие ткани образовались и какие функции они выполняли ?.
Отсюда делаем вывод, что ароморфозы – 3-хслойное тело червеобразной формы, у которых появились новые органы- это новообразование, от них произошли членистоногие давшие начало древним хордовым.
Каковы ароморфозы растений и животных протерозойской эры?
Заполните таблицу ( заполняется учащимися)
Эры |
Ароморфозы растений |
Ароморфозы животных |
протерозой
|
фотосинтез, кислородное дыхание, половой процесс, многоклеточность. |
2-хсторонняя симметрия, многоклеточность, 3-хслойное тело, половое размножение, новообразование. |
Третья очень важная эра Земли – протерозойская эра- эра древней жизни, возраст ее оставляет 570 млн. лет, а длилась она330 млн.лет, она состоит из 6 периодов (см. таблицу)
Вспомнив главные ароморфозы архейской и протерозойской эр, подведите итог этой жизни ? ( в течение примерно 3-х млрд. лет жизнь на Земле под влиянием движущих сил эволюции достигла разнообразия и была в основном сосредоточена в воде)
Действительно, в начале палеозойской эры растения населяют в основном моря , но уже в ордовике и силуре появляются первые наземные растения –псилофиты.
? Рассмотрите ландшафт этого периода , каковы его особенности.
? Как вы думаете, чем можно объяснить освобождение суши от воды и гибель многих водорослей.
? Рассмотрите рисунок первого наземного растения- псилофита и выявите черты приспособленности к новой среде. ( наличие тканей защищающие клетку от высыхания, проводящая воду сосудистая система, поддерживающая тело в вертикальном положении, наличие корнеподобных выростов укрепляющие растение в воде)
? Назовите предков псилофитов.
Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась система.
Но, к сожалению, в засушливом девоне псилофиты исчезают и появляются хвощи, плауны и папоротникообразные, которые в связи с влажным и теплым климатом достигли большого развития в каменноугольном периоде, в это время также появились и голосеменные растения произошедшие от семенных папоротников.
? Как вы думаете сравнивая наземные растения палеозойской эры , от какого растения произошли папоротники.
? Почему естественный отбор действовал в направлении сохранения папоротникообразнных.
? Только ли по пути идиоадоптации шло дальнейшее развитие папоротникообразных.
Учащиеся просматривают презентацию о растениях палеозойской эры.
Задание: Заполните таблицу - ароморфозы растений.
Ароморфозы растений:
Органы
Ткань
Семя
Животный мир палеозойской эры развивался очень бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В кембрийском периоде - это все основные типы животных (кроме хордовых) – это губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы, панцерники.
Затем в ордовике произошел ароморфоз- появление челюстей с помощью которых челюстноротые захватывали пищу и выжили панцирников.
? Каков характер взаимоотношения панцирниками и челюстноротыми.
Эволюция животных палеозоя шла по пути ароморфоза, идиоадаптации, прогресса и регресса.
В силурийском периоде на сушу вместе с первыми наземными растениями – псилофитами, вышли первые дышащие воздухом животные- членистоногие пауки, скорпионы, многоножки.
В девонских морях обитали двоякодышащие рыбы- поэтому этот век называют «веком рыб». Они могли дышать атмосферным воздухом ( плавательный пузырь), но в основном жилив воде.
?Какие рыбы осуществили выход на сушу.
?Как передвигались.
? Каков климат девонского периода и почему именно этот период способствовал появление кистеперых рыб (работа с учебником)
Кистеперые дали начало первым земноводным – стегоцефалам, которые достигли расцвета в каменноугольном периоде. Они разделились (дивергировали) на несколько групп от мелких , питавшиеся беспозвоночными до крупных рыбоядных хищников. Сохранилась та группа которая потерпела большие изменения:
- Возникло внутреннее оплодотворение
- Яйцо-запас желтка и плотная оболочка
- Развитие зародыша в яйце на суше.
- роговой покров.
Это особенности пресмыкающихся в пермского периода – которых называли котилозаврами. Они были травоядными и хищниками( зверозубые ящеры). От этой группы в дальнейшем п произошли рептилии и млекопитающие.
? Какие ароморфозы животного мира характерны для этой эры.
Заполните таблицу ( один ученик работает у доски, а остальные в тетради)
Ароморфозы животных:
Возникновение челюстей
Легочное дыхание
Строение плавников
Внутреннее оплодотворение- яйцо
Эволюция кровеносной системы
Появление крупных систематических групп.
? Приведите примеры идиоадаптаций палеозойской эры.
? По какому пути шло развитие палеозойской эры.
4. Закрепление.
Решение кроссворда ( работа за компьютером).
- Назовите первого представителя земноводных
- В каком периоде исчезают псилофиты
- Назовите идиоадаптацию к недостатку кислорода в воде.
- Назовите крупный ароморфоз в эволюции позвоночных.
- Как называется форма эволюции благодаря которой стегоцефалы разделились на большое число форм.
- Какой период называют «век рыб»
- Первые наземные растения.
- В каком периоде достигает наибольшего расцвета наземная растительность.
- Назовите группу, животных от которых произошли рептилии и млекопитающие.
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
в |
|
7 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
е |
|
п |
|
9 |
||||
|
|
|
|
|
|
р |
|
с |
|
к |
||||
|
|
|
|
3 |
|
г |
|
и |
|
о |
||||
|
|
|
2 |
л |
4 |
е |
6 |
л |
8 |
т |
||||
|
|
|
д |
е |
к |
н |
д |
о |
к |
и |
||||
1 |
с |
т |
е |
г |
о |
ц |
е |
ф |
а |
л |
||||
|
|
|
в |
к |
н |
и |
в |
и |
р |
о |
||||
|
|
|
о |
и |
е |
я |
о |
т |
б |
з |
||||
|
|
|
н |
е |
ч |
|
н |
ы |
о |
а |
||||
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
н |
в |
||||
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
р |
||||
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
Подвести итог работы.
5. Домашняя работа: выучить параграф и ответить на вопросы.