Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте:
- учёт психологических и психофизиологических характеристик возраста;
- осознание ценности здоровья и здорового образа жизни;
- обеспечение рациональной организации учебного процесса;
- организация эффективной физкультурно-оздоровительной работы;
- организация рационального питания.
Задачи программы:
- Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
- Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
- Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
- Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
Принципы:
- научности и обоснованности,
- последовательности,
- возрастной и социокультурной адекватности,
- информационной безопасности и практической целесообразности.
Структура формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
- Здоровьеберегающая инфраструктура.
- Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Реализация дополнительных образовательных программ.
- Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Содержание программы
1-й блок. Здоровьеберегающая инфраструктура Задача: создание условий для реализации программы. Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности администрации образовательного учреждения. |
|||
Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры | Деятельность | Планируемый результат | |
1. | Директор школы | Осуществляет контроль реализации этого блока. | Создание условий: кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение. |
2. | Заместитель директора по административно - хозяйственной части | Осуществляет контроль за санитарно гигиеническим состоянием всех помещений ОУ; организует соблюдение требований пожарной безопасности; |
Обеспечение соответствия состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. |
3. | Заместитель директора по начальной школе | Разрабатывает построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролирует реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения. | Проведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с состоянием здоровья и физическими возможностями обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся. |
4. | Заместитель директора по ВР | Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ. | Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность. Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ. |
5. | Заместитель директора по МР | Изучает передовой опыт в области здоровьесбережения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.. | Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями. |
6. | Классный руководитель, учитель физкультуры | Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья; проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы. | Формирование у обучающихся потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности. |
7. | Ответственный за организацию питания (заведующий столовой, социальный педагог) | Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания, входит в состав бракеражной комиссии, осуществляет мониторинг количества учащихся, питающихся в столовой. | Обеспечение качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков, формирование представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах. |
8. | Медицинский работник |
Обеспечивает проведение медицинских осмотров. Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы. |
Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование потребности ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья. |
9. | Председатель школьного ПМПк | Организует комплексное изучение личности ребенка. Обеспечивает выработку коллективных рекомендаций для учителей, родителей по дальнейшей тактике работы с данными детьми |
Обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обучении, отклонениями в поведении. |
10. | Педагог-психолог | Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе: · занимается профилактикой детской дезадаптации, · пропагандирует здоровые отношения в семье, |
Создание благоприятного психо-эмоционального фона: развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности |
11. | Учитель-логопед | Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей. Способствует социальной адаптации детей-логопатов. |
Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей-логопатов. |
12. | Родители – члены управляющего совета | Контролируют соблюдение требований СанПиН. Участвуют в обсуждении совместной деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению. |
Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы. |
2-й блок. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся. Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Планируемый результат: · соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; · строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. |
|||
Направления деятельности | Учебная и внеучебная деятельность | ||
1. Организация режима школьной жизни | Снятие физических нагрузок через следующие мероприятия: · Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти. 2-4 классы- 34 учебные недели, разбит на 4 периода. Максимально допустимая нагрузка. · Наибольший охват учащихся в 1 смену. · «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре в 1-х классах. · Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока. · Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе. |
||
2. Создание предметно-пространственной среды |
1. Отдельный блок для начальной школы. 2. Обеспечение учащихся удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. 3. Искусству учащихся 1-4 классов хранятся в школе. 4. «Кабинет психологической разгрузки» - комната для снятия физического и эмоционального напряжения. |
||
3. Организация учебно-познавательной деятельности | 1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, технологии личностно - ориентированного обучения, концептуальные основы которых заложены в используемом школой УМК «Школа 2100». 2. Корректировка учебных планов и программ. 3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность (физическая культура, окружающий мир, валеология) 4. Безотметочное обучение в 1-х классах. 5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН. |
||
3-й блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся 1-4 классов. Планируемый результат: · эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, во внеурочное время); · рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; |
|||
Организация оздоровительно-профилактической работы | 1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья: · медицинский осмотр детей врачами-специалистами; · медицинский осмотр детей и профилактическая работа врача-стоматолога МУЗ ГБ; 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: · проведение плановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа); · витаминизация; · профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т.д.); 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: · ежедневная физзарядка до занятий; · согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784)2 п. 2,9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут; 4.Организация рационального питания предусматривает: · осуществление контроля классным руководителем за организацией горячего питания учащихся класса; · работа бракеражной комиссии в следующем составе: медицинский работник школы, социальный педагог, учитель, ответственный за организацию питания; · выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; 5. Работа психолого-педагогической и медико-социальной службы для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояний детей и педагогов: занятия с учащимися с целью снятия физической нагрузки в «Кабинете психологической разгрузки»; 6. Работа логопедической службы по рабочим программам для групповых и индивидуальных занятий: «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с нарушениями чтения и письма». |
||
4-й блок. Реализация дополнительных образовательных программ Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. Планируемый результат: личностный рост учащихся, наиболее полное раскрытие и развитие индивидуальных способностей при обеспечении сохранности здоровья. Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов - психологов. |
|||
Внедрение программ и проведение мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | 1. Вводный курс для первоклассников «Первые дни в школе». 2. Работа школьного психолога по программе «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вархотовой Е. К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В, 3. Реализация во внеурочной деятельности программы «Юный эколог» Ласкиной Л.Д., Николаевой Н.В., Александровой Ю.Н. в 1-4 классах. 4. Реализация во внеурочной деятельности программ «Ритмика», «Фольклор», «Шахматы», «Театральная мастерская», «Проектная деятельность», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», способствующих формированию стремления к здоровому образу жизни как напрямую, так и косвенно. 5. Проведение мероприятий по технике безопасности и правилам дорожного движения. |
||
5-й блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями) Задачи: организовать педагогическое просвещение родителей. Планируемый результат: · формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни; · создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников. Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагога - психолога, социального педагога, школьного библиотекаря, родителей. |
|||
1. Родительский всеобуч: просвещение через обеспечение литературой, размещение информации на сайте школы, сменных стендах «Уголок для родителей» | 1. Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении. 2. Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы. 3. Реализация цикла бесед для родителей: 4. Размещение информации на сменном стенде «Лучше быть здоровым!», «Береги здоровье смолоду”. 5. Реализация программы «Семья и школа». 6. Ежегодное представление публичного доклада директора школы на родительских собраниях, размещение публичного доклада на сайте УО. |
||
2. Просвещение через совместную работу педагогов и родителей | Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по организации спортивных соревнований: «Веселые старты», « Осенний кросс», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», дней «Здоровья», занятий по профилактике вредных привычек в рамках месячника «Мой выбор». | ||
6. блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Задача: контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Планируемый результат: выявление и корректировка имеющихся отклонений в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализация этого блока зависит от администрации и педагогов образовательного учреждения. |
|||
1. Изучение и контроль реализациии программы в учебно-воспитательном процессе | 1.Утверждение рабочих программ урочной и внеурочной деятельности. 2. Создание материально-технической базы для реализации программы. 3. Контроль эффективности использования спортивной площадки, кабинета психологической разгрузки, актового и спортивного залов. 4. Контроль проведения ежедневной утренней гимнастики. 5. Контроль соблюдения санитарно- гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса. 5. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий. 6. Контроль качества горячего питания учащихся. 7. Контроль повышения квалификации специалистов. |
||
2. Изучение и контроль взаимодействия с родителями | 1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы. 2. Знакомство с нормативно-правовой базой. 3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов МУЗ ГБ, ГИБДД, реабилитационного центра «Елена». |
||
3. Управление повышением профессионального мастерства |
1, Заседание методического совета о согласовании программы. 2. Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения». 3. Семинар-практикум «Внедрение в рамках введения ФГОС новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества ЗУН обучающихся». 4. Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации». 5. Педагогический совет «Психологическая атмосфера на уроке». |
||
Диагностика эффективности реализации программы |
Критерии | Показатели | |
1. Сформированность физического потенциала | 1. Сравнение показателей состояния здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра. 2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре). |
||
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника начальной школы. | 1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования). | ||
3.Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью |
1. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева). 2. Уровни эмоционально-психологического климата в классных |
||
4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению | 1. Уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования). |