Урок математики в 1-м классе. Тема: "Ломаная линия"

Разделы: Математика, Начальная школа


Тип урока: Открытие нового знания.

Цели:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о признаках и свойствах предметов на основе дошкольного опыта;
  • познакомить с новыми понятиями: мерка, ломаная линия, звено, незамкнутая ломаная линия, замкнутая ломаная линия.

воспитательные:

  1. формировать и развивать коммуникативные умения, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других;
  2. формировать самооценку;
  3. воспитывать такие качества личности, как дружелюбие, доброта, взаимопонимание.

Оборудование: карточки-помощницы, таблица «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии», карточки для самостоятельной работы, иллюстративный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка?

Девиз урока

«Без математики, друзья,
Нам прожить никак нельзя!»

II. Актуализация знаний.

Учитель. Герои сказки «Три поросёнка» очень любят путешествовать и заниматься математикой. Дети, кто знает, как зовут поросят?

Ученик 1. Поросят зовут Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Учитель. Правильно, молодец. Поросята прилетели на планету Математикус, в город Величинию. Гостеприимные жители предложили им жить в трёх домиках.

Два домика оказались рядом, они стояли на полянке. А домик был на горке, т.к. свободного места больше не было.

Учитель. Кто догадался, в каком домике стал жить каждый из наших героев?

Ученик 2. Нам подсказали гласные буквы на крышах домиков.

Учитель. Однажды друзья решили сходить друг к другу в гости, но обнаружили, что между домиками нет дорожек. Из предложенных дорожек они решили выбрать самую короткую. Спорили-спорили, но не смогли прийти к единому мнению. Помогите друзьям.

Ученик 3. Я считаю, что верхняя дорожка самая короткая, там небольшой кружок.

Ученик 4. Это не кружок, а овал. Я думаю, что если идти по ней, то будет очень долго, да и придёшь туда же.

Учитель. Верно.

Ученик 5. А я думаю, что третья, она слева и справа короче второй.

Ученик 6. Но смотри какая она кривая, всё время надо поворачивать. Я думаю, что средняя самая короткая.

Учитель. Ваши мнения тоже разошлись, давайте придумаем способ, с помощью которого можно точно проверить, кто же прав?

Ученик 7. Пусть друзья пройдут по дорожкам и посчитают шаги.

Ученик 8. Но шаги бывают маленькие и большие?

Учитель. Да, шаги бывают разные, поэтому такой способ точного ответа не даёт.

Ученик 9. Я умею пользоваться линейкой, меня папа научил, можно измерить.

Ученик 10. А как ты круг и кривую будешь измерять по линейке?

Учитель. Какие ещё будут предложения? Как же измерить длину кривой линии?

Ученик 11. А у моей мамы есть такая измерительная ленточка, она когда шьёт, то обмеряет ей.

Учитель. Молодец, правильно, но так как мы ещё не умеем пользоваться линейкой, я предлагаю взять верёвочку и измерить ею длины дорожек.

(Два ученика у доски измеряют.)

Учитель. Какой же мы можем сделать вывод?

Ученик 12. Самая короткая дорожка в виде прямой линии.

Учитель. Верно, верёвочка в данном случае стала меркой, так как с её помощью мы измеряли длины геометрических фигур. (Табличка с термином на доске).

Молодцы! С этим заданием вы справились.

III. Постановка проблемы.

Учитель. Наф-Наф и Ниф-Ниф были очень довольны и уже сходили друг к другу в гости. А у Нуф-Нуфа появилась проблема. Он не мог решиться спуститься по прямой линии, так как идти было трудно, скользко, да и Наф-Нафу и Ниф-Нифу подниматься тоже было не очень удобно и опасно.

Учитель. Как быть? Какую же удобную дорожку придумать к домику Нуф-Нуфа.

Ученик 13. Можно выкопать ступеньки или построить лестницу.

Учитель. Какие геометрические фигуры мы выберем?

Ученик 14. Отрезки.

Учитель. Почему? Что такое отрезок?

Ученик 15. Чтобы построить ступеньку лестницы удобно пользоваться отрезками: вертикальными и горизонтальными. Для одной ступеньки нужно 2 отрезка – вертикальный и горизонтальный.

(Повторение правил построения отрезка, один ученик у доски, показ на доске начала работы.)

Учитель. Перед серьёзной работой необходимо отдохнуть.

IV. Физкультминутка.

Бабочка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

V. Работа в парах.

Учитель. Вам нужно построить 2 лестницы. Тот ученик, кто сидит в паре слева, строит лестницу от домика Наф-Нафа, а тот, кто справа – от домика Ниф-Нифа. Помогайте друг другу. Работайте по линейке, аккуратно. Ступеньки стройте по клеточкам, чтобы они были ровные. Когда работа выполнена, показываем знак согласия.

(Проверка на доске.)

VI. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Вот лестницы и готовы. Но мы же находимся на планете Математикус, поэтому получились не простые лестницы, а геометрические фигуры. Какое название для них подходит?

Ученик 16. Ломаные линии.

Учитель. Мы сегодня познакомились с новой геометрической фигурой, которая называется ломаная линия. Ломаная линия состоит из отрезков. Отрезок – это звено ломаной линии. (Карточка с термином на доске.) Сколько в ломаной линии отрезков, столько и звеньев.

Сейчас мы будем учиться сравнивать ломаные линии и учиться их распознавать в окружающих нас предметах.

VI. Составление и запись неравенств в рабочих тетрадях.

Учитель. Сосчитайте и сравните число звеньев в ваших ломаных линиях.

А) Выполнение работы на доске (образец).

Б) Самостоятельная запись детьми неравенств с использованием числового луча.

(Проверка, проговаривание неравенств вслух.)

VII. Первичное закрепление.

Учитель. Дети, как вы думаете, а звенья ломаной могут располагаться только вертикально или горизонтально?

Ученик 17. Отрезки можно чертить по-разному, мы это умеем. Поэтому, наверное, и звенья ломаной линии тоже можно строить по-разному.

Учитель. Правильно, молодцы, что вспомнили. А сейчас предлагаю вам открыть учебники на с. 50 и выполнить №91.

(Коллективная проверка.)

VIII. Самостоятельная работа.

Учитель. Догадайтесь, что обозначают числа в квадратиках, вставьте нужные и подумайте над знаком вопроса.

Проверка проводится по образцу на доске.

Выполняется самооценка с помощью линеечки успеха.

Учитель. Молодцы, все справились с работой.

IX. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

(На доске демонстрационная таблица «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии»)

Учитель. Посмотрите на таблицу и скажите, скакими ломаными линиями мы сегодня работаем?

Ученик 18. Ма работаем с незамкнутыми ломаными линиями.

Учитель. Правильно. А что нам напоминают замкнутые ломаные линии?

Ученик 19. Я узнал квадрат.

Ученик 20. А вот это треугольник. Ещё есть четырёхугольник.

Учитель. Верно, молодцы.

1) Замкнутые ломаные линии – это многоугольники.

2) А какие вокруг себя вы видите предметы, похожие на ломаные линии? (Дети называют предметы, с которыми они встречаются в жизни.)

3) Кто-нибудь из вас знает игру «Танграм»? Посмотрите, из квадрата можно получить так много различных предметов, состоящих из геометрических фигур.

Какими фигурками вы бы предложили нашим друзьям украсить свой дом и дорожки? А с какими поиграть, чтобы было веселее?

4) Домашнее задание: принести или нарисовать предметы, в которых вы видите замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

X. Повторение изученного.

Работа по учебнику.

  1. С. 50, №92 (коллективно, по заданию).
  2. С. 51, №93 (самостоятельная работа).
  3. С. 51, №94 (устно).

XI. Итог.

Учитель. Мы сегодня на уроке помогали поросятам. Интересным ли был для вас такой урок?

Ученик 20. Да, нужно обязательно совершать добрые дела. Оказывать помощь, помогать в беде.

Учитель. А что нового вы узнали о геометрических фигурах?

Ученик 21. Мы познакомились с новыми геометрическими фигурами – ломаными линиями. Узнали, что они бывают незамкнутые и замкнутые.

Учитель. Спасибо за урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились.