Цель: Расширять и углублять представления детей о диких животных.
Задачи:
- Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывать числительные с существительными.
- Совершенствовать умение употреблять в речи названия детёнышей
животных.
- Расширять словарный запас детей, продолжать работу над развитием грамматического строя.
- Развивать зрительную память детей, мышление, воображение, мелкую моторику.
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
Оборудование: мягкие игрушки, картинки-схемы «Кого не встретишь в зимнем лесу?» на каждого ребенка, разрезные картинки с изображением диких животных, мультимедийная презентация, декорации стилизованного зимнего леса.
(Дети заходят в зал с педагогом-психологом. Звучит стихотворение, волшебная музыка).
Зимний лес (Людмила Федорчак)
Зимний вечер, лунный свет...
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна,
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.
Психогимнастика
– Посмотрите вверх и представьте, как медленно падают снежинки.
– Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят в снегу.
– Посмотрите вниз – какой большой сугроб намело, перешагните его.
– И повсюду много снега, из него можно лепить снежки.
Прогулка по лесу
Психолог:– А теперь мы с вами пойдем на прогулку в лес. Тропинка в лесу очень узкая, поэтому пойдем друг за другом (звучит музыка).
- Кто же живет в зимнем лесу? Сейчас мы узнаем. А для этого мы должны отгадать загадки.
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
б) Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц)
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (Лиса)
г) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (Белка)
д) Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...(Волк)
Педагог-психолог: - Какие это животные? (Дикие). Почему их называют дикими?
Игра “Четвертый лишний”.
- Дети, посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто здесь лишний? Дайте полный ответ, объясните почему?
(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное.
Здесь лишняя кошка, потому что это домашнее животное)
Обведи
Посмотрите на картинки, рассмотрите, кто изображен на них. Возьмите в руки карандаш и обведите кружком тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему?
Кого мы не увидим в зимнем лесу? (Медведя, потому что он спит).
Пальчиковая гимнастика.
А теперь поиграем пальчиками.
Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Вот свернулся он в клубок.
Показал колючий бок.
(Ёж)
“Слова-признаки” (с использованием моделей).
Логопед: Продолжим нашу прогулку по зимнему лесу и вот нам на пути встречается лиса?
Давайте скажем, какая лиса?
Лиса какая по окраске, какого цвета ее шубка? (Рыжая.)
Если лиса смогла перехитрить волка, то она какая? (Хитрая.)
Лиса обидела зайчика, то какая она? (Злая.)
Теперь надо ответить полным предложением. (Рыжая, хитрая, злая лиса.)
“Большой – маленький”:
Логопед: животные отличаются друг от друга размером.
Логопед показывает на медведя и просит назвать это животное маленького размера (медвежонок), далее назвать это животное большого размера (медведь).
Далее ребенок называет остальных животных в соответствии с их размерами (зайчонок - заяц, бельчонок - белка, лисенок - лиса).
“Мама, папа и детеныш”:
Логопед: Дети, мы с вами определили, кто большой и кто маленький. Давайте поможем детенышам отыскать их мам и правильно их назвать.
Мама медведица - детеныш медвежонок.
Мама лиса - детеныш лисенок.
Мама зайчиха - детеныш зайчонок.
Мама бельчиха – детеныш бельчонок.
Мама волчица – детеныш волченок.
Физминутка «Хоровод зверей» (с использованием масок животных).
“Кто, где живет?”:
Логопед: все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилище - свой дом. И их дома имеют свое название. Посмотрите кругом.
Ребенок называет дом животного и говорит полным предложением:
- Где живет лиса? - Лиса живет в норе.
- Где живет медведь? - Медведь живет в берлоге.
- Где живет белка? - Белка живет в дупле.
- Где живет заяц? что у зайца нет домика, и он живет под кустами.
“Чьи уши?”.
Логопед: У животных свои загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Уши, какого животного здесь изображены?
Это уши зайца. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это заячьи уши.)
“Чей хвост?”
Логопед: хвост какого животного вы здесь увидели?
Это хвост белки. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это беличий хвост.)
Психолог: А кто знает стихи о диких животных и может нам их рассказать.
“Числительные”:
Логопед: Сколько животных живет в зимнем лесу. Давайте посчитаем, сколько медведей спят в берлоге?
Ребенок считает медведей по одному. (Один медведь, два медведя, пять медведей)
Сколько зайчиков спряталось под кустиком? (Один заяц, два зайца, пять зайцев)
“Предлоги”:
Логопед: Дети, кто живет в дупле? Белка любит играть в прятки. А вы? Белка будет прятаться, а мы ее искать. Логопед предлагает одному из детей помочь белке спрятаться. Белка сидит на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.
Итог занятия (работа в парах):
Психолог: Дети, дикие животные просят вас собрать их портреты. Для этого вы должны рассмотреть картинку на конверте и собрать такую же из частей.
Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. А сейчас мы закроем глазки и вернемся в наш детский сад. Вам понравилось наша прогулка? Вы все молодцы!!!
Литература:
- Брежнева Е.А., Брежнева Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. I: Мир вокруг. – 164 .: ил. – (Коррекционная педагогика).