Большинству учителей на практике знакомы трудности, возникающие при надомном обучении. Эта форма обучения, безусловно, нужная, а в некоторых случаях единственно возможная, с одной стороны дает учителю уникальную возможность работать с учеником строго индивидуально, с другой же накладывает серьезные ограничения на его педагогические возможности.
Важнейшим и наиболее серьезным ограничением является недостаток учебного времени. Так, действующий норматив учебного планирования отводит на занятие химией и биологией в 8-9-х классах при надомном обучении по 0,5 часа в неделю, тогда как обычная форма предусматривает по 2 часа – то есть фактически вчетверо больше. Даже если учитывать отсутствие при надомном обучении затрат времени на индивидуальный опрос у доски, проверку домашних заданий, организацию и проведение самостоятельных и проверочных работ, дефицит учебного времени остается как минимум пятидесятипроцентным. То есть плотность подачи информации при освоении нового материала необходимо, по меньшей мере, удвоить. Даже с учетом преимуществ индивидуального обучения подобная нагрузка может оказаться для учащегося непосильной.
Другим важным ограничением является полное отсутствие групповых форм учебной деятельности. Из-за этого ученик не имеет возможности сравнивать свои действия и получаемые результаты с действиями и результатами товарищей. И если чисто соревновательный элемент можно обеспечить какими-то обходными приемами, то важные для обучения элементы действия по образцу, конструктивного взаимодействия, взаимопомощи обычным путем компенсировать не удается.
Наконец, третья сложность, специфичная для предметов естественнонаучного цикла (химия, физика, биология, география) – невозможность практикума. При их изучении чрезвычайно важно дать учащемуся не только теоретическое представление о предмете соответствующей науки, но и возможность приобрести практический опыт самостоятельных наблюдений и действий. Понятно, что сделать это нельзя без проведения практических работ и демонстраций - что по вполне понятным причинам невозможно при надомной форме обучения.
Как учителю химии мне приходилось сталкиваться с проблемой надомного обучения несколько чаще обычного - в частности, потому что одна из профильных параллелей нашей школы имеет спортивный уклон, так что к обычной доле учащихся с ограниченными физическими возможностями и проблемами со здоровьем добавляются ученики, получившие травмы на тренировках и спортивных соревнованиях. Поэтому мне пришлось уделить немало сил решению проблемы надомного обучения химии. И достаточно хороший выход из положения был найден. Им оказалось использование информационно-компьютерных технологий.
Важнейшим педагогическим ресурсом ИКТ оказалась возможность интерактивной демонстрации иллюстративных материалов. Это позволяет разрешить сразу несколько трудностей. Специально снятый видеофрагмент, подробно демонстрирующий химический опыт, дополненный звуковыми или текстовыми интерактивными комментариями, который ученик может просматривать самостоятельно, не только эквивалентен наблюдаемому в классе демонстрационному опыту, но и в значительной степени компенсирует невозможность проведения практической работы.
Ученик не может самостоятельно манипулировать приборами и материалами, но самостоятельный просмотр такого видеофрагмента дает ему некоторое ощущение сопричастности к постановке опыта. Отдельным важным моментом является участие в съемках видеофрагментов школьников и студентов, что создает у зрителя иллюзию конструктивного взаимодействия, тем самым в какой-то степени компенсируя отсутствие группового обучения в классе. Наконец, просмотр видеофрагмента, демонстрирующего опыт, занимает заметно меньше времени, чем реальная постановка опыта, что позволяет экономить учебное время. Кроме того, просмотр хорошо прокомментированных видеороликов можно перенести на внеурочное время, что еще больше облегчит учебное планирование без ущерба для процесса обучения.
Аналогом подобного рода образовательной технологии в докомпьютерное время были учебные кинофильмы и телепередачи. Однако отсутствие интерактивности ограничивало возможности учащегося пассивным восприятием, чем значительно снижало педагогическую эффективность их применения.
Другим важным педагогическим ресурсом ИКТ являются «online –тесты» и проверочные программы. Они позволяют учащемуся решать задачи и самостоятельно проверять собственный уровень знаний в комфортной и привычной форме (всевозможные тесты в настоящее время очень популярны в социальных сетях и блогах, которые являются предметом увлечения многих современных детей и подростков). Удачно составленный и грамотно поданный «online-задачник» может сильно стимулировать познавательную активность учащегося и способствовать реализации соревновательного элемента. В этой связи стоит вспомнить историю 2007 года с «губернаторским тестом» по русскому языку, вызвавшим немало шума и побудившим множество людей к познавательной активности в области правил правописания, которая обычно отнюдь не является областью их интереса. К сожалению, сейчас количество различных «online –тестов» и задачников, связанных с химией невелико, что ограничивает возможности учителя. Однако перспективы этого направления, безусловно, велики.
Наконец, третьим важным педагогическим ресурсом ИКТ в надомном обучении является дистанционная связь учащегося и учителя. Эта связь осуществляется чаще всего при помощи электронной почты, также возможно использование «online –messenger» (служб мгновенного обмена сообщениями), средств социальных сетей, блогов и иных предоставляемых интернетом возможностей. При помощи такой связи ученик получает возможность общения с учителем не только в ограниченное учебное время, а практически по мере необходимости – получать консультации, узнавать результаты контрольных работ и просто свободно задавать интересующие его вопросы. Фактически здесь средствами ИКТ учащийся - надомник получает все те возможности, которых лишен, но которыми в полной мере обладает учащийся школы полного дня.
В дополнение к вышеизложенному следует отметить еще одну важную особенность обучения с применением ИКТ. Современные учащиеся обычно хорошо знакомы с компьютером и интернетом и активно ими пользуются во внеучебное время, так что использование этих средств при обучении повышает заинтересованность в учебном процессе. Использование ИКТ дает заметный выигрыш в вовлеченности учащихся в учебный процесс и повышает их активность. Такой эффект неоднократно подтвержден на примере обычной формы обучения – и тем более он актуален для надомной формы.