Урок географии в 8-м классе "Состав внутренних вод. Реки и их зависимость от рельефа"

Разделы: География


По учебнику: География России: Природа. Население 8 класс В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя; под общей редакцией В.П. Дронова

Цели:

  1. Получить представление о реках России – их величине, значении, особенностях, распределении по территории страны.
  2. Влияние рельефа местности на характер течения реки.
  3. Сформировать понятия «падение и уклон реки».

Задачи:

  1. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  2. Показать практическую значимость изучения географических объектов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
  3. Развивать картографическую грамотность школьников;
  4. Развитие географического мышления школьников;

Способы действия учащихся: характеристика реки своей местности, работа с текстом § 24, выявить на основе анализа физической карты и карт на с. 115–117 учебника особенности речной сети России, определить падение и уклон реки.

Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и человека.

Тип урока: изучения новой темы.

Форма: урок-экскурсия с исследовательской работой.

Практикум: Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

Оборудование: физическая карта России; учебник География России: Природа. Население 8 класс В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя; карточки-задания, GPS-система определения координат, рулетка, шест, планшет, линейка, термометр.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки.

Мотивация и стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их качественному обучению: Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы на примере одной из компонентов ПК.

На реках строят гидроэлектростанции. Возможно ли строительство ГЭС на нашей реке, где мы будем проводить исследование.

Ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных, метапредметных и личностных умений:

Предметные умения:

  • умения работать с различными источниками географической информации.
  • картографическую грамотность
  • знание географических объектов, явлений
  • влияние рельефа местности на характер течения реки.

Рекомендации при подготовке к уроку: урок проводится в рамках темы Внутренние воды и водные ресурсы» первым уроком на базе знаний по теме «Гидросфера» в 6 классе. В разделе «Геосферы Земли» в 6 классе предусмотрена одна из форм организации практической деятельности учащихся «План исследования реки», где по итогам исследования составляют краткую характеристику реки своей местности.

Целесообразно провести урок-погружение в проблему и объединить два академических часа. Модель урока разработана из расчёта двух спаренных уроков, т.е. на 80 минут. Для проведения второй части урока нужно провести практическую работу с картой и решение задач на определение падения и уклона реки. Актуальным становится компетентностно-ориентированное обучение.

Актуализация знаний.

  • Какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6, 7 классах?

Вода – чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет 2% гидросферы. Россия – страна величайших речных систем.

Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.

Ход экскурсии

Организация учащихся на экскурсию. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и провести ваше исследование в течение занятия. За успешную самостоятельную работу команда получит вознаграждение – отличные оценки.

I. Проведение экскурсии:

А. Задачи экскурсии

  1. Закрепить на местном материале понятие и представление о реках, характере течения, значении, хозяйственном использовании, как осуществляется их охрана.
  2. Познакомить учащихся с приемами изучения физической, гидрологической характеристики воды.
  3. Заполнить карточку задание

Б. Проведение экскурсии.

  • Используя необходимые измерительные приборы: GPS навигатор, термометр, рулетка, шест.
  • В разных точках земной поверхности по длине реки фиксируются физическая, гидрологическая характеристика воды. Данные записываются в тетрадь.

II. Самостоятельная работа в группах.

Учебная деятельность учащихся:

  1. Овладевают приемами наблюдений за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетради.
  2. Выполняют практические работы на местности: В разных точках по длине реки фиксируются физическая, гидрологическая характеристика воды. Данные записываются в тетрадь.

Карточка-задание

  1. Географическое положение. GPS-навигатор
  2. Определение ширины реки
  3. Определение глубины реки
  4. Скорость течения реки
  5. Температура воды
  6. Запах воды
  7. Цвет воды
  8. Флора и фауна поймы реки

III. Подведение итога экскурсии. Предварительное подведение итогов работы в группе.

Консультанты и учитель анализируют работу группы и правильность ответов.

Защита работы группы.

Группа 1
Исследование в верховьях реки
Группа 2
Исследование в среднем течении реки
Группа 3
Исследование в в нижнем течении реки
  1. Географическое положение
  2. Ширина реки
  3. Глубина реки
  4. Скорость течения реки
  5. Температура
  6. Запах
  7. Цвет
  8. Флора и фауна поймы реки
  1. Географическое положение
  2. Ширина реки
  3. Глубина реки
  4. Скорость течения реки
  5. Температура
  6. Запах
  7. Цвет
  8. Флора и фауна поймы реки
  1. Географическое положение
  2. Ширина реки
  3. Глубина реки
  4. Скорость течения реки
  5. Температура
  6. Запах
  7. Цвет
  8. Флора и фауна поймы реки
  • Какие формы рельефа вы видели сегодня?
  • Влияет ли рельеф на скорость течения рек?

Вывод: Выявить черты сходства и различия в характеристиках в 3-х точках.

Прием «6 вопросов»

  1. Кто? Что?
  2. Что делает?
  3. Где? Когда? Как? Почему?

Выводы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Из 134 крупнейших рек мира 6 полностью протекает по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал на значительном протяжении своего течения.

Реки Лена, Енисей, Обь, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга – самая длинная река Европы.

Важнейшей характеристикой реки является ее годовой сток. Годовой сток – объем воды, протекающий через поперечное сечение водного потока в районе устья за год.

Таблица 1.

Название реки Годовой сток (км²)
Енисей 600
Лена 488
Обь 400
Амур 350
Волга 250

Задание 1. Используя карты атласа, приведите примеры рек, относящихся к различным океанским бассейнам. С. 117 учебника.

Падение – это превышение истока над устьем в метрах. Рис. 91 учебника.

(H1-H2), где H1 – абсолютная высота истока, H2 – абсолютная высота устья.

Отношение падения реки (в сантиметрах) к ее длине (в километрах) называют уклоном реки.

По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины и вид эрозионной работы реки.

Выполнение практической работы: Падение и уклон реки.

Задание 2. Определить падение Лены

Задание 3. Определить падение Ангары. Высота истока Ангары – это уровень поверхности воды в озере Байкал – 456 м. Высота устья – места впадения реки Ангара в Енисей – 76 м.

H1 – 456 м, H2 – 76 м. Падение Ангары – 380 м.

Задание 4. Определить уклон Ангары. Для определения уклона реки надо падение реки разделить на длину реки.

Уклон Ангары 38000 см: 1826км≈21см/км

Уклон горных рек – более 1 м/км. Уклон Терека 5 м на 1км. От величины падения и уклона зависит характер использования реки человеком (возможности судоходства, особенности рекреации, строительства ГЭС и др.).

Таблица 1

Длина реки Высота истока над уровнем моря Высота устья над уровнем моря Падение реки Уклон реки
         
         

Работа реки. Рис. 92.

Задание 5. В верхнем течении реки преобладает эрозия,в нижнем аккумуляция. Какую работу реки осуществляет в среднем течении.

IV. Рефлексия.

  1. Выберите верный ответ. Превышение истока над устьем – это:
    а) падение реки;
    б) уклон реки;
    в) расход воды.

  2. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
    а) половодьем;
    б) годовым стоком;
    в) уклоном реки.

  3. Большинство рек России относится к бассейну:
    а) Северного Ледовитого океана;
    б) Тихого океана;
    в) Атлантического океана.

  4. Эстуарий – это…

Анализ и оценка обучающихся за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

  • Прием «Синквейн»

Творческое задание: какие реки России почитают как природные святыни? Подготовьте о них материал.

§23 Номенклатура. Словарная работа. Тест-матрица.

Водопад – Речная долина – Режим реки –
Расход воды – Годовой сток – Ущелье –
Твердый сток – Питание реки – Эстуарий –
Наводнение – Дельта – Меандра –

Ответы:

  1. Расход воды в реке за год.
  2. Узкое русло горной реки.
  3. Устье реки Обь – это...
  4. Изгиб русла реки.
  5. Устье реки Волги – это…
  6. Пополнение вод реки притоками, подземными водами и др.
  7. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
  8. Изменение состояния реки во времени.
  9. Поступление воды в реку от источника питания.
  10. Понижение рельефа, в котором течет река.
  11. Стихийное бедствие, вызванное внезапным сильным поднятием уровня воды в реке и ее разливом.
  12. Масса взвешенных, влекомых по дну реки, и растворенных в воде веществ.
  13. Устье реки, разделенное на рукава под воздействием твердого стока.
  14. Объем воды, протекающий за определенное время через поперечное сечение реки.
  15. Падение реки с уступа, сложенного твердыми горными пород.

Литература:

  1. Программно- методические материалы по географии 6-9 классы. Составители Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.. Москва, «Вентана-Граф», 2007.
  2. Стандарт основного общего образования, 2004.
  3. География России: Природа, Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя под общей редакцией чл.-корр. РАО В.П. Дронова.- М.: «Вентана-Граф», 2010.- 320 с.
  4. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.. Примерное поурочное планирование. География России. Природа, Население. Москва, «Вентана-Граф», 2009.
  5. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:6-9 классы: методическое пособие\ Е.А. Беловолова.- М.: «Вентана-Граф», 2010.- 240 с.
  6. География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней «География России: Природа. Население» \ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя - М.: «Вентана-Граф», 2011.- 80 с. -(Готовимся к ЕГЭ).

Презентация.