По учебнику: География России: Природа. Население 8 класс В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя; под общей редакцией В.П. Дронова
Цели:
- Получить представление о реках России – их величине, значении, особенностях, распределении по территории страны.
- Влияние рельефа местности на характер течения реки.
- Сформировать понятия «падение и уклон реки».
Задачи:
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
- Показать практическую значимость изучения географических объектов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- Развивать картографическую грамотность школьников;
- Развитие географического мышления школьников;
Способы действия учащихся: характеристика реки своей местности, работа с текстом § 24, выявить на основе анализа физической карты и карт на с. 115–117 учебника особенности речной сети России, определить падение и уклон реки.
Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и человека.
Тип урока: изучения новой темы.
Форма: урок-экскурсия с исследовательской работой.
Практикум: Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).
Оборудование: физическая карта России; учебник География России: Природа. Население 8 класс В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя; карточки-задания, GPS-система определения координат, рулетка, шест, планшет, линейка, термометр.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки.
Мотивация и стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их качественному обучению: Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы на примере одной из компонентов ПК.
На реках строят гидроэлектростанции. Возможно ли строительство ГЭС на нашей реке, где мы будем проводить исследование.
Ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных, метапредметных и личностных умений:
Предметные умения:
- умения работать с различными источниками географической информации.
- картографическую грамотность
- знание географических объектов, явлений
- влияние рельефа местности на характер течения реки.
Рекомендации при подготовке к уроку: урок проводится в рамках темы Внутренние воды и водные ресурсы» первым уроком на базе знаний по теме «Гидросфера» в 6 классе. В разделе «Геосферы Земли» в 6 классе предусмотрена одна из форм организации практической деятельности учащихся «План исследования реки», где по итогам исследования составляют краткую характеристику реки своей местности.
Целесообразно провести урок-погружение в проблему и объединить два академических часа. Модель урока разработана из расчёта двух спаренных уроков, т.е. на 80 минут. Для проведения второй части урока нужно провести практическую работу с картой и решение задач на определение падения и уклона реки. Актуальным становится компетентностно-ориентированное обучение.
Актуализация знаний.
- Какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6, 7 классах?
Вода – чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет 2% гидросферы. Россия – страна величайших речных систем.
Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.
Ход экскурсии
Организация учащихся на экскурсию. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и провести ваше исследование в течение занятия. За успешную самостоятельную работу команда получит вознаграждение – отличные оценки.
I. Проведение экскурсии:
А. Задачи экскурсии
- Закрепить на местном материале понятие и представление о реках, характере течения, значении, хозяйственном использовании, как осуществляется их охрана.
- Познакомить учащихся с приемами изучения физической, гидрологической характеристики воды.
- Заполнить карточку задание
Б. Проведение экскурсии.
- Используя необходимые измерительные приборы: GPS навигатор, термометр, рулетка, шест.
- В разных точках земной поверхности по длине реки фиксируются физическая, гидрологическая характеристика воды. Данные записываются в тетрадь.
II. Самостоятельная работа в группах.
Учебная деятельность учащихся:
- Овладевают приемами наблюдений за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетради.
- Выполняют практические работы на местности: В разных точках по длине реки фиксируются физическая, гидрологическая характеристика воды. Данные записываются в тетрадь.
Карточка-задание
- Географическое положение. GPS-навигатор
- Определение ширины реки
- Определение глубины реки
- Скорость течения реки
- Температура воды
- Запах воды
- Цвет воды
- Флора и фауна поймы реки
III. Подведение итога экскурсии. Предварительное подведение итогов работы в группе.
Консультанты и учитель анализируют работу группы и правильность ответов.
Защита работы группы.
Группа 1 Исследование в верховьях реки |
Группа 2 Исследование в среднем течении реки |
Группа 3 Исследование в в нижнем течении реки |
|
|
|
- Какие формы рельефа вы видели сегодня?
- Влияет ли рельеф на скорость течения рек?
Вывод: Выявить черты сходства и различия в характеристиках в 3-х точках.
Прием «6 вопросов»
- Кто? Что?
- Что делает?
- Где? Когда? Как? Почему?
Выводы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Из 134 крупнейших рек мира 6 полностью протекает по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал на значительном протяжении своего течения.
Реки Лена, Енисей, Обь, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга – самая длинная река Европы.
Важнейшей характеристикой реки является ее годовой сток. Годовой сток – объем воды, протекающий через поперечное сечение водного потока в районе устья за год.
Таблица 1.
Название реки | Годовой сток (км²) |
Енисей | 600 |
Лена | 488 |
Обь | 400 |
Амур | 350 |
Волга | 250 |
Задание 1. Используя карты атласа, приведите примеры рек, относящихся к различным океанским бассейнам. С. 117 учебника.
Падение – это превышение истока над устьем в метрах. Рис. 91 учебника.
(H1-H2), где H1 – абсолютная высота истока, H2 – абсолютная высота устья.
Отношение падения реки (в сантиметрах) к ее длине (в километрах) называют уклоном реки.
По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины и вид эрозионной работы реки.
Выполнение практической работы: Падение и уклон реки.
Задание 2. Определить падение Лены
Задание 3. Определить падение Ангары. Высота истока Ангары – это уровень поверхности воды в озере Байкал – 456 м. Высота устья – места впадения реки Ангара в Енисей – 76 м.
H1 – 456 м, H2 – 76 м. Падение Ангары – 380 м.
Задание 4. Определить уклон Ангары. Для определения уклона реки надо падение реки разделить на длину реки.
Уклон Ангары 38000 см: 1826км≈21см/км
Уклон горных рек – более 1 м/км. Уклон Терека 5 м на 1км. От величины падения и уклона зависит характер использования реки человеком (возможности судоходства, особенности рекреации, строительства ГЭС и др.).
Таблица 1
Длина реки | Высота истока над уровнем моря | Высота устья над уровнем моря | Падение реки | Уклон реки |
Работа реки. Рис. 92.
Задание 5. В верхнем течении реки преобладает эрозия,в нижнем аккумуляция. Какую работу реки осуществляет в среднем течении.
IV. Рефлексия.
-
Выберите верный ответ. Превышение истока над устьем – это:
а) падение реки;
б) уклон реки;
в) расход воды. -
Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
а) половодьем;
б) годовым стоком;
в) уклоном реки. -
Большинство рек России относится к бассейну:
а) Северного Ледовитого океана;
б) Тихого океана;
в) Атлантического океана. -
Эстуарий – это…
Анализ и оценка обучающихся за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
- Прием «Синквейн»
Творческое задание: какие реки России почитают как природные святыни? Подготовьте о них материал.
§23 Номенклатура. Словарная работа. Тест-матрица.
Водопад – | Речная долина – | Режим реки – |
Расход воды – | Годовой сток – | Ущелье – |
Твердый сток – | Питание реки – | Эстуарий – |
Наводнение – | Дельта – | Меандра – |
Ответы:
- Расход воды в реке за год.
- Узкое русло горной реки.
- Устье реки Обь – это...
- Изгиб русла реки.
- Устье реки Волги – это…
- Пополнение вод реки притоками, подземными водами и др.
- Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
- Изменение состояния реки во времени.
- Поступление воды в реку от источника питания.
- Понижение рельефа, в котором течет река.
- Стихийное бедствие, вызванное внезапным сильным поднятием уровня воды в реке и ее разливом.
- Масса взвешенных, влекомых по дну реки, и растворенных в воде веществ.
- Устье реки, разделенное на рукава под воздействием твердого стока.
- Объем воды, протекающий за определенное время через поперечное сечение реки.
- Падение реки с уступа, сложенного твердыми горными пород.
Литература:
- Программно- методические материалы по географии 6-9 классы. Составители Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.. Москва, «Вентана-Граф», 2007.
- Стандарт основного общего образования, 2004.
- География России: Природа, Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя под общей редакцией чл.-корр. РАО В.П. Дронова.- М.: «Вентана-Граф», 2010.- 320 с.
- Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.. Примерное поурочное планирование. География России. Природа, Население. Москва, «Вентана-Граф», 2009.
- Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:6-9 классы: методическое пособие\ Е.А. Беловолова.- М.: «Вентана-Граф», 2010.- 240 с.
- География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней «География России: Природа. Население» \ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя - М.: «Вентана-Граф», 2011.- 80 с. -(Готовимся к ЕГЭ).